Истина в философии и заблуждение
Актуальный вопрос гносеологии
Одной из проблем мировоззрения, являющейся наиболее важной и сегодня, является проблема истины. Познание ее -- один из самых актуальных вопросов гносеологии.
Большинство ученых, рассматривая вопрос о том, что такое истина в философии, придерживаются классической концепции истины. Ее истоки можно найти еще в учении Аристотеля, основываются они на том, что знания соответствуют объекту, реалиям, действительности.
Познавая, человек не просто занимается формированием знания, но и дает ему оценку: приемлемое ли оно, является ли важным или актуальным. Но главным видом оценивания выступает оценивание с двух позиций -- истинности и ложности. Поэтому истина в философии представляет собой не конкретные явления или вещи, а знания об этих явлениях и вещах.
Ключевые положения теории истины в философии
Целью всех видов познания является истина. Но, следует отметить, истина и заблуждение в философии всегда существуют вместе, являясь неизменными спутниками. Поэтому они занимают ведущее место в теории познания. Под заблуждением следует понимать знание, которое не соответствует своему предмету и не совпадает с ним. Истина в философии, наоборот, согласована со своим предметом и соответствует ему.
Следует отметить, что теория истины в философии имеет два подхода -- классический и неоклассический.
Классический подход включает в себя следующие концепции:
- корреспондентскую (предусматривает, что мысль и действительность соответствуют друг другу, а представление совпадает с реальностью);
- авторитарную (представляет собой глубокие убеждения или абсолютное доверие авторитету);
- семантическую (в связи с тем, что часто результатом высказывания о высказывании является семантический парадокс, введен запрет на определение истины в теории);
- теория истины в философии как очевидности (истина является ярким и четким представлением);
- теория истины в качестве опыта, который имеет подтверждение.
Неоклассический подход предусматривает такие концепции:
- прагматическую теорию (состоит в эффективности и полезности знания);
- конвенциональную (истина является следствием соглашения);
- когерентную теорию (истина выступает в качестве согласованных знаний).
Тождество и различия истины и заблуждения
Истина представляет собой адекватную информацию об объекте. Ее получают путем постижения -- интеллектуального или чувственного -- либо через сообщение об этом постижении. Характеризуется такая истина в философии с позиции ее достоверности. Поэтому можно утверждать, что истина представляет собой субъективную реальность.
Но без крайностей и заблуждений человечеству только в очень редких случаях удается постичь истину. Заблуждение – это знание, которое не соответствует реальности и не может быть принято как истинное. Источник заблуждений реальный, он отображает объективную действительность.
В любом научном познании происходит столкновение между различными мнениями и убеждениями. Они могут быть и ошибочными, и достоверными. Научные познания, как правило, относительны. Ведь истина в философии исторична: объект познания никогда не исчерпывается. Он имеет свойство изменяться, приобретать разные качества и бесконечное число взаимосвязей со всем тем, что его окружает.
Таким образом, истина и заблуждение в философии тождественны и в то же время различны.
Их сходство заключается в том, что они, как и любые другие антагонисты не могут существовать один без другого. Истина -- адекватный, правильный путь движения мышления; заблуждение представляет собой искаженное отражение этого пути.
Также можно утверждать, что истина и заблуждение различны, ведь в тождестве заключено и различие, а различие предусматривает и тождество. Заблуждение представляет собой высокого порядка абстракцию -- абсолютизацию -- момента познания, который оторван от предмета познания.
Поэтому вопрос о том, как соотносятся истина и заблуждение, имеет тесную взаимосвязь с истиной – как абсолютной, так и относительной.
Заблуждение необходимо отличать от лжи. Ложь представляет собой искажение истины, сделанное умышленно, преднамеренно, с целью ввести в обман. Научные заблуждения со временем преодолеваются и порождают истинные знания.