Антропологический материализм Фейербаха: особенности философского течения
Антропологический материализм Фейербаха - уникальное философское течение, рассматривающее человека как высшее творение природы. Это учение внесло важный вклад в развитие философской мысли, подвергнув критике господствовавший в то время идеализм.
Предпосылки возникновения антропологического материализма
Основоположником антропологического материализма был немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872). Изначально он был последователем Гегеля, но в 1839 году резко раскритиковал его идеалистическую философию. Фейербах указывал, что философия должна опираться на факты, а не на абстрактные рассуждения. Он выступил с позиций материализма, отвергнув существование какой-либо сверхъестественной реальности.
В центре внимания Фейербаха находился человек, которого он рассматривал как высшее творение природы, обладающее не только физическим, но и духовным началом. Такой подход резко контрастировал с господствующими тогда философскими течениями, прежде всего с идеализмом Гегеля, где роль отдельной личности была принижена. Поэтому философия Фейербаха получила название «антропологический материализм» - от греческих слов άνθρωπος (человек) и λόγος (учение).
Основные черты философии Фейербаха
В отличие от механистического материализма XVIII века Фейербах рассматривал мир не просто как совокупность мертвой материи и механического движения, а как целостный живой организм. Это понимание мира как единой природы, в которой все взаимосвязано, резко контрастировало с господствующим в то время спиритуализмом.
В таком мире человек занимает особое место, являясь, по Фейербаху, наиболее совершенным существом. Человек понимался им как психофизическое единство души и тела. Фейербах резко критиковал распространенный в идеалистических системах дуализм духа и материи. Отдельная человеческая личность для него - не абстрактный продукт истории, а конкретный представитель человеческого рода.
В теории познания Фейербах придерживался сенсуализма, утверждая приоритет чувственного восприятия над рассудочной деятельностью. Первоначально, по его мнению, понятие объективной реальности формируется у человека в процессе общения с другими людьми. Только через любовь к ближнему человек приходит к признанию существования внешнего мира.
Теория познания в учении Фейербаха
В теории познания Фейербах был последовательным сенсуалистом. Он считал, что единственным источником знаний является чувственный опыт, получаемый посредством органов чувств - зрения, слуха, обоняния и др.
Только то, что дано нам через ощущения, обладает для Фейербаха подлинной реальностью.
С помощью ощущений человек постигает как физические свойства внешнего мира, так и психические состояния других людей. Фейербах резко критиковал спекулятивную философию за измышление разного рода сущностей, не имеющих под собой реальной основы. Отвергал он и возможность чисто рассудочного, априорного познания.
Особенность гносеологии Фейербаха состоит в том, что на первый план он ставит познание другого человека:
По Фейербаху, первый объект для каждого человека — это другой человек, «Ты».
Только чувство любви, согласно Фейербаху, открывает путь к признанию реальности других людей, а через них - к признанию объективно существующего внешнего мира. Так антропологический принцип проявляется и в теории познания этого мыслителя.
Итак, Фейербах внес существенный вклад в развитие философии, подвергнув резкой критике господствовавший в его эпоху идеализм и обосновав особую разновидность материализма, поместив в ее центр человека как высшее творение природы.
Взгляды Фейербаха на религию и ее происхождение
Значительное место в философии Фейербаха занимала критика религии. Он рассматривал религиозные представления как иллюзии, не имеющие под собой реальной основы.
По мнению Фейербаха, источником религиозных иллюзий являются особенности человеческого мышления - склонность к антропоморфизму и персонификации природных сил:
Люди издревле наделяли человеческими чертами явления, имеющие для них жизненное значение - силы природы, результаты собственной деятельности.
Подобным образом, по Фейербаху, возникли и религиозные представления о богах как олицетворении наилучших качеств и способностей самого человека.
Этические взгляды Фейербаха
В этике Фейербах был последователем эвдемонизма - учения, согласно которому конечной целью человека является достижение счастья и наслаждения. Однако счастье, по Фейербаху, недостижимо в одиночку.
Философ писал, что сделать счастливыми окружающих - единственный путь к обретению подлинного счастья самому. Так проявляется гуманистический пафос его этических воззрений.
Критика философии Фейербаха
Несмотря на свой новаторский характер, философия Фейербаха подверглась критике, в том числе со стороны Маркса. Ему вменялось в вину:
- Односторонняя трактовка человеческой природы, без учета социальных факторов
- Недооценка роли общественной практики в познании
- Слабость диалектического метода по сравнению с методом Гегеля
Тем не менее, заслуги Фейербаха в развитии философской мысли несомненны. Его идеи оказали большое влияние на последующих мыслителей.
Значение философии Фейербаха для современности
Многие идеи Фейербаха не потеряли актуальности и в наши дни. Его естественнонаучный подход к изучению человека предвосхитил современную антропологию. Гуманистический пафос его этического учения близок современным представлениям.
В то же время некритическое отношение Фейербаха к чувственному познанию сегодня вызывает возражения. Тем не менее его наследие заслуживает пристального изучения и осмысления.
Популяризация идей Фейербаха в России
Философия Фейербаха получила широкое распространение в России во второй половине XIX века. Его сочинения активно издавались, переводились и обсуждались в российской интеллектуальной среде.
Особенно сильное влияние идеи Фейербаха оказали на формирование мировоззрения Чернышевского, Добролюбова, Писарева и других видных мыслителей того времени. Его критика религии сыграла заметную роль в распространении атеистических настроений.
Неординарная личность Фейербаха
Сам Фейербах обладал неординарной, яркой личностью. Будучи талантливым ученым, он в то же время вел уединенный образ жизни, добровольно удалившись от мирской суеты.
Его жизнь и философия являют собой редкий пример гармоничного единства слова и дела, когда внутренние убеждения полностью совпадают с повседневной практикой их реализации.
Фейербах versus Маркс: спор материалистов
Несмотря на общность материалистических позиций, между Фейербахом и Марксом существовали принципиальные разногласия по вопросу о природе человека и движущих силах истории.
Если для Фейербаха определяющим началом в человеке была его биологическая природа, то Маркс делал акцент на общественных отношениях, в рамках которых формируется личность.
Этот спор двух выдающихся мыслителей до сих пор не утратил своей остроты и продолжает будоражить умы последователей той и другой философской школы.
Перспективы изучения философии Фейербаха
Несмотря на обилие литературы о Фейербахе, далеко не все аспекты его философского наследия изучены в должной мере. Особый интерес представляет дальнейший анализ:
- Эволюции взглядов Фейербаха на протяжении его творческого пути
- Параллелей между идеями Фейербаха и восточными философскими учениями
- Влияния философии Фейербаха на непосредственных предшественников Маркса
Дальнейшее осмысление идей этого неординарного мыслителя, несомненно, представляет большой интерес для историков философии.