Индра Нуйи: биография, личная жизнь, образование карьера, работа в PepsiCo

Карьеру Индры Нуйи можно назвать блестящей. Она неизменно входит в число 100 самых влиятельных женщин в мире. В 2014 году она заняла 13-е место в списке Forbes из 100 самых могущественных женщин мира и второе место в аналогичном списке Fortune в 2015 году.

В феврале 2018 года Международный совет по крикету объявил, что в июне Индра Кришнамурти Нуйи присоединится к Совету МУС в качестве первого независимого директора-женщины. Это назначение стало очередным прорывом в ее и без того победоносной жизни.

Рождение и ранние годы

Биография Индры Нуйи начинается в далекой, знойной и загадочной Индии. Она родилась в тамильской семье в Мадрасе (ныне известном как Ченнай), Тамил Наду, Индия. Девочка посещала англо-индийскую среднюю школу.

Образование девушки

Индра Нуйи всегда была нарушителем правил в своем консервативном мирке индийского среднего класса. Застав эпоху, когда молодым индийским девушкам было неприемлемо как-либо проявлять себя, она присоединилась к женской команде по крикету. Она даже играла на гитаре в женской рок-группе во время учебы в христианском колледже Мадраса. Получив диплом бакалавра по химии, физике и математике, она поступила в Индийский институт управления в Калькутте. В то время это была одна из двух школ в стране, которые предоставляли степень магистра в области делового администрирования или M.B.A. Для девушки было очень важно получить хорошее образование.

Индра Нуйи получила степень бакалавра в области физики, химии и математики в Мадрасском христианском колледже Мадрасского университета в 1974 году и практиковалась в аспирантуре (MBA) Индийского института управления Калькуттой в 1976 году. В 1978 году Нуйи была принята в Йельскую школу управления, где в 1980 году получила степень магистра государственного и частного управления.

Начало карьеры

Начав свою карьеру в Индии, Индра Нуйи занимала должности менеджера по продажам в Johnson & Johnson и текстильной фирме Mettur Beardsell. Посещая Йельскую школу управления, Нойи завершила летнюю стажировку с Бузом Алленом Гамильтоном. В 1980 году она присоединилась к Boston Consulting Group (BCG), а затем занимала стратегические посты в Motorola и Asea Brown Boveri.

Первая работа Нуйи после получения степени была связана с британской текстильной компанией Tootal. Она была основана в Манчестере, Англия, в 1799 году, но имела обширные филиалы в Индии. После этого Индра Нуйи была нанята в качестве менеджера по бренду в бомбейских офисах Johnson & Johnson - производителя средств личной гигиены. Ей была дана учетная запись Stayfree, которая могла бы стать серьезной проблемой даже опытного для опытного маркетингового руководителя. Линия только что появилась на рынке в Индии и изо всех сил пыталась продвигать средства личной гигиены для целевых клиентов. «Это был захватывающий опыт, потому что в то время нельзя была рекламировать личную гигиену в Индии», - вспоминала она в интервью Саре Мюррей из Financial Times.

Нойи почувствовала, что, возможно, она недостаточно подготовлена ​​к деловому миру. Будучи преисполненной решимости учиться в Соединенных Штатах, она подала заявку и была принята Высшей школой менеджмента Йельского университета в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. К ее удивлению, родители согласились позволить ей переехать в Америку. Она сделала это еще в 1978 году. Это было неслыханно для хорошей, консервативной южноиндийской девушки-брахманки.

Обучение менеджменту

Нуйи быстро обустроилась в своей новой жизни, но изо всех сил пыталась свести концы с концами в течение следующих двух лет. Хотя она получала финансовую помощь от Йельского университета, ей также приходилось работать ночным портье, чтобы прокормить себя. «Вся моя летняя работа делалась в сари, потому что у меня не было денег на покупку одежды», - вспоминает она. Даже когда отправлялась на собеседование в престижные бизнес-консалтинговые фирмы, нанимавшие студентов из бизнес-школ, она носила сари, так как не могла позволить себе деловой костюм. Вспомнив, что Высшая школа менеджмента потребовала от всех студентов первого курса принять и пройти курс эффективной коммуникации, она сказала в интервью Financial Times, что то, что она узнала в ней, «было неоценимо для тех, кто пришел из культуры, где общение не было, пожалуй, самым важным аспектом бизнеса, по крайней мере, в мое время».

"Пепси" против "Колы"

Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola является одной из самых длительных маркетинговых битв в корпоративной истории США. Только в Соединенных Штатах индустрия безалкогольных напитков составляет 60 млрд. долларов, причем средний американец потребляет ошеломляющие пятьдесят три галлона газированных безалкогольных напитков каждый год.

Битва между Coca-Cola и Pepsi восходит еще к первым дням существования обеих компаний. Обе они стали ключевыми игроками в первые десятилетия двадцатого века, когда безалкогольные напитки только появились на рынке в Соединенных Штатах. В 1920-х годах Coca-Cola активно продвигалась на зарубежные рынки и даже открывала заводы рядом с местами, где служил обслуживающий персонал США во время Второй мировой войны. "Пепси" появилась на мировом рынке лишь в 1950-х годах, но в 1972 году совершила крупный переворот, когда подписала соглашение с Советским Союзом. Благодаря этой сделке Pepsi стала единственным западным продуктом, когда-либо проданным советским потребителям.

Битва за долю на рынке возобновилась после 1975 года, когда обе компании активизировали свои уже щедро финансируемые маркетинговые кампании, чтобы завоевать новых клиентов. Стандартные продукты Pepsi имели немного более сладкий вкус, что спровоцировало одну из самых серьезных ошибок в корпоративной стратегии в истории бизнеса США: в 1985 году Coca-Cola выпустила New Coke, сделанную по новому рецепту, включавшему большее количество сахара. Потребители кока-колы были возмущены. Кола по старому рецепту по-прежнему доступна под названием Coca-Cola Classic, но идея New Coke была быстро всеми раскритикована. Этот инцидент часто изучается в школьных учебных программах в Соединенных Штатах и ​​в других странах, наряду со многими другими аспектами так называемых «кола-войн».

"Кока-кола" является лидером на рынке газированных напитков. С другой стороны, Pepsi начал приобретать другие предприятия в 1965 году, после покупки основанной в Техасе компании Frito-Lay, и имеет большую долю в пищевой промышленности (yum brands).

А что тем временем делала Индра?

Успехи Нуйи на поприще стратегического руководителя привлекли внимание Джека Уэлша, главы General Electric. Он предложил ей работу в 1994 году, и в том же году она получила аналогичное приглашение от исполнительного директора PepsiCo Уэйна Кэллоуэя. Когда она рассказала об этом журналисту Business Week, двое мужчин уже знали друг друга, но Кэллоуэй смог больше заинтересовать Нуйи. Он сказал ей: «Уэлш - лучший генеральный директор, которого я знаю ... Но у меня есть потребность в таком человеке, как вы, и я сделал бы PepsiCo особым местом для вас».

Нуйи в итоге выбрала "Пепси" и стала главным стратегом компании. Вскоре она призвала PepsiCo изменить свою корпоративную идентичность и активы и обрела влияние на принятие ряда важных решений. Она также была ведущим переговорщиком по заключению сделок высокого уровня. Например, компания решила отделить свое ресторанное подразделение в 1997 году, что породило такие компании-филиалы, как KFC, Pizza Hut и Taco Bell. Она также изучила успешный план компании-конкурента Pepsi, Coca-Cola, которая десять лет назад продала свои акции, и была вознаграждена впечатляющей прибылью в результате этого шага. Pepsi последовали этому примеру, а первоначальное публичное размещение акций Pepsi в 1999 году было оценено в 2,3 миллиарда долларов. Тем не менее компания держала в себе большую долю акций.

Работа в PepsiCo

Нуйи присоединилась к PepsiCo в 1994 году и стала финансовым директором компании в 2001 году. В 2006 году она была назначена президентом и генеральным директором, заменив Стивена Рейнемунда, став пятым генеральным директором в 44-летней истории PepsiCo. Индра Нуйи руководила глобальной стратегией компании на протяжении более чем десяти лет и возглавила реструктуризацию PepsiCo, в том числе отключение Tricon в 1997 году. Нуйи также взяла на себя инициативу в приобретении Tropicana в 1998 году и слиянии с компанией Quaker Oats Company, которая также привела Gatorade к Pepsi Co. Она была названа третьей самой могущественной женщиной в бизнесе по версии журнала Fortune в 2014 году.

С тех пор, как она начала работать в качестве финансового директора в 2001 году, годовая чистая прибыль компании возросла с 2,7 млрд. до 6,5 млрд. долларов.

Будучи главой "Пепсико Холдингс", она попала в рейтинг 50 самых известных женщин в 2007 и 2008 годах (по версии Wall Street Journal) и впоследствии была включена в список 100 самых влиятельных людей в мире в 2007 и 2008 годах. В 2008 году Forbes поместил ее на третье место в списке самых влиятельных женщин мира. В 2014 году она заняла 13 место в Forbes.

Стратегическое перенаправление в PepsiCo, проведенное героиней статьи, было в значительной степени успешным. Она реклассифицировала продукты PepsiCo (в основном закуски, или yum brands) по трем категориям: «хорошо» (например, картофельные чипсы), «еще лучше» (диетическая продукция или обезжиренные варианты закусок и газированных напитков) и «самое лучшее» (такие продукты как овсянка). Ее инициатива обрела хорошую финансовую поддержку. Она перевела корпоративные траты от нездоровой пищи на более здоровые альтернативы, чтобы улучшить пищевую пользу даже «хороших» продуктов.

Нуйи также заявила о намерении разработать линию закусок, продаваемых специально для женщин, чувствуя, что это доселе неисследованная категория. В радиоинтервью она говорила о том, что PepsiCo готовится к выпуску продуктов, разработанных и упакованных в соответствии с предпочтениями женщин и основанных на поведенческих различиях мужчин и женщин в потреблении пищи.

Заслуги и достижения

В PepsiCo Нуйи была главным куратором двух самых важных для компании приобретений: она заключила сделку стоимостью 3,3 миллиарда долларов на покупку бренда апельсинового сока Tropicana в 1998 году, а два года спустя была частью команды, которая организовала покупку компании "Овес" за 14 миллиардов долларов. Эта сделка стала одним из самых дорогих в корпоративной истории и добавила огромный ассортимент злаков и закусок в империю PepsiCo. Она также помогла приобрести производителя напитков SoBe всего за 337 миллионов долларов, и ее сделка превзошла все результаты компании-конкурента Coca-Cola, сделанные когда-либо.

За свои впечатляющие организаторские и дипломатические таланты она была назначена на должность главного финансового директора PepsiCo в феврале 2000 года. Это сделало ее самой высокопоставленной индийской женщиной в корпоративной истории Америки. Годом позже ей было присвоено звание президента компании, в то время как ее давний коллега Стивен С. Рейнемунд перешел на должность председателя правления и главного исполнительного директора.

После того как в мае 2001 года она стал президентом и главным финансовым директором компании, Индра Нуйи работала над тем, чтобы компания следила за своим ассортиментом. Компания предлагала ослепительный ассортимент закусок и напитков от Mountain Dew до Rice-a-Roni, от хлопьев Captain Crunch до спортивных напитков Gatorade. Она также завладела производителем закусок «Доритос» и бутылочной водой Aquafina.

Признание

Успех Нойи в деловом мире был также отмечен журналом Time Magazine Contenders в рейтинге Global Business Influentials в 2003 году. Многие наблюдатели давно прогнозировали, что она когда-нибудь возглавит одно из подразделений компании, такое как Frito-Lay или его основной бренд "Пепсико Холдингс". В начале 2004 года в прессе появились упоминания о том, что кандидатура Нуйи, которая все еще носит сари на работе, рассматривалась на высшую должность в Gucci Group, но она отрицала всяческие слухи о том, что она как-либо связана с итальянским гигантом моды.

Личная жизнь Индры Нуйи

Нуйи состоит в попечительском совете Yale Corporation - специальном органе правления Йельского университета. Она живет в Гринвиче, штат Коннектикут, недалеко от штаб-квартиры PepsiCo в Нью-Йорке. Дома она поддерживает пуджу, традиционную индуистскую святыню, а однажды она даже полетела в Питтсбург после тяжелых переговоров с руководителями Quaker Oats, чтобы помолиться в святилище с божеством своей семьи.

Ее предсказания о том, что ее американское высшее образование будет мешать ее перспективам на брак, оказалось неверным, поскольку она вышла замуж за индийца, Раджа, который работает консультантом по вопросам управления. У них есть две дочери. Нуйи иногда приводит своего младшего ребенка на работу. Как бывшая рок-гитаристка, время от времени она поет и играет в кругу близких людей. Однако работа остается для нее первоочередной задачей.

Награды и номинации

В январе 2008 года Индра была избрана председателем Делового совета США и Индии (USIBC). Она возглавляет совет директоров USIBC, собрав более 60 руководителей высшего звена, представляющих собой различные сегменты американской промышленности.

Nooyi была названа генеральным директором 2009 года группой Global Supply Chain Leaders Group.

В 2013 году она была названа NDTV одной из «25 величайших глобальных легенд нашего времени». 14 декабря 2013 года награждена Президентом Индии Пранабом Мукерджи в Раштрапати Бхаване.

Йельская школа управления назвала свой деханистический курс в честь Индры Нуйи, поскольку она пожертвовала университету нераскрытую сумму, став самым крупным донором среди выпускников школы и первой женщиной, которая вошла в состав деканата высшей бизнес-школы.

Борьба за здоровую пищу

Нуйи пытается подтолкнуть Pepsi к более здоровым предложениям, продавая "экологическую" пищу клиентам, которые не готовы отказаться от своих любимых напитков и снэков. Хотя потребление газировки снижается в США уже более десятилетия, найти правильный подход к развитию бизнеса непросто. Pepsi недавно потеряла долю на рынке своих газированных брендов, потому что она слишком сильно переместила свои рекламные расходы на новые бренды, такие как LIFEWTR. Тем не менее Нуйи работает над сокращением сахара, соли и жира во многих продуктах Pepsi, мечтая завершить эту работу к 2025 году. В этом году компания начала продавать Simply Organic Doritos - тип продукта, предназначенный для приведения в порядок достаточно вредного меню своего филиала Amazon / Whole Foods.

Уход с поста

6 августа 2018 года PepsiCo Inc подтвердил, что Нуйи уйдет с поста генерального директора, а 22-летний ветеран PepsiCo Рамон Лагуарта заменит ее 3 октября. Однако Индра будет продолжать выступать в качестве председателя компании до начала 2019 года.

Индра Нуйи: интересные факты

За время ее правления продажи компании выросли на 80 %. В общем и целом она занимала пост генерального директора в течение 12 лет - на 7 лет дольше, чем средний срок полномочий генерального директора в большинстве крупных компаний.

Комментарии