Бытие ли определяет наше сознание? Философские размышления
Яркий эпиграф, привлекающий внимание читателя. Интригующий вопрос: "Что влияет на наше сознание - общество или мы сами?". Обещание рассмотреть эту проблему с разных сторон.
Точка зрения Карла Маркса
Что такое "бытие"? Это не просто материальные условия существования отдельного человека. Это вся совокупность общественных отношений, экономических и социальных. К какому классу принадлежит человек, какая система производственных отношений господствует в обществе - все это и есть "бытие".
"Сознание" же - это идеи, взгляды, политические и эстетические предпочтения людей. И Маркс утверждает, что "бытие" первично. Изменения в экономике, в базисе общества неизбежно ведут за собой изменения в культуре, политике, идеологии.
Например, переход от феодализма к капитализму коренным образом повлиял на развитие философии, науки и искусства Нового времени.
Маркс ожидал, что технический прогресс освободит людей от тяжелого физического труда и даст им больше возможностей для интеллектуального и творческого развития. Но произошло ли это на самом деле?
- С одной стороны, уровень образования и доступ к информации сильно выросли.
- С другой стороны, многие люди по-прежнему вынуждены работать по 12 часов в сутки на изнурительных работах.
Так что в целом концепция базиса и надстройки не потеряла актуальности и в наши дни. Материальные отношения по-прежнему во многом определяют сознание людей.
Позиция Жана-Поля Сартра
Сартр считает, что наше самовосприятие, наши эмоции и даже поступки всегда опосредованы присутствием Других. Мы не можем полностью отрешиться от взглядов окружающих на нас. И в этом смысле общество действительно создает наше сознание.
Например, многие подростки начинают курить или употреблять алкоголь под влиянием друзей и одноклассников. Они не хотят выделяться или казаться "белыми воронами". Это и есть "ад" влияния Других.
Как же все-таки обрести независимость сознания?
- Понять, в чем именно проявляется групповое давление и отделить эти мысли от собственных.
- Научиться принимать непопулярные решения, если они соответствуют личным ценностям и интересам.
- Не бояться осуждения со стороны окружающих.
Это непростые задачи, но решаемые. И осознание проблемы - первый шаг к ее преодолению.
Взгляды Томаса Гоббса
Гоббс считает, что люди изначально равны по своим способностям и шансам достичь цели. Но как только интересы двух людей сталкиваются, они становятся врагами. А раз нет гарантий безопасности, все живут в постоянном ожидании нападения.
Это недоверие по отношению друг к другу и является главной причиной конфликтов в обществе. Мы запираем двери на ночь, потому что интуитивно понимаем: человек человеку волк и в любой момент может напасть.
Итак, согласно Гоббсу, бытие определяет сознание в том смысле, что агрессивная природа человека предопределяет "войну всех против всех" в обществе без принуждения и насилия.
Концепция Сократа
Древнегреческий философ Сократ тоже размышлял о природе человеческого сознания. Он пришел к выводу, что подлинная мудрость заключается в понимании собственного незнания:
Я знаю, что ничего не знаю
Сократ считал, что многие его современники только думают, будто они много знают. На самом деле их познания ограничены и поверхностны. А Сократ понимал, насколько мало он познал окружающий мир. И в этом признании собственного невежества была его истинная мудрость.
Этот принцип актуален и сегодня. Современные исследования показывают, что люди склонны переоценивать свои знания и возможности. Это так называемая иллюзия знания . Признание же границ собственного понимания - первый шаг к подлинному знанию.
Мнение Уильяма Оккама
Принцип, получивший название "бритва Оккама", означает, что не стоит усложнять теории, вводя лишние допущения. Чем проще объяснение, тем оно правдоподобнее.
Можно применить эту идею и к пониманию человеческой психологии. Не нужно искать сложные причины в поведении людей там, где достаточно простых объяснений. К примеру, преступность часто определяется социальным неравенством и бедностью, а не какими-то врожденными инстинктами "зла".
Принцип, сформулированный Оккамом, часто интуитивно используется нами в обыденной жизни. Когда мы видим дым из окна соседской квартиры, то скорее предположим небольшой пожар, чем съемки голливудского блокбастера по соседству. Первое объяснение проще и правдоподобнее.
А вот сторонники теорий заговора, напротив, постоянно нарушают бритву Оккама. Они умножают сущности, вводя множество ненужных допущений о тайных кукловодах якобы управляющих миром. Хотя гораздо проще предположить, что многие события происходят стихийно, без чьего-то злого умысла.
Как сформировать независимое мышление?
Итак, мы выяснили, что сознание человека действительно во многом зависит от общества и социальной среды. Но это не значит, что мы обречены быть рабами обстоятельств и чужого влияния. Как же все-таки обрести независимость мировоззрения?
- Критически анализировать информацию, а не принимать все на веру.
- Общаться с людьми с разными взглядами, чтобы понять альтернативные точки зрения.
- Не бояться отстаивать собственную позицию, даже если она непопулярна.
Да, путь к подлинной внутренней свободе тернист. Но только так можно по-настоящему повлиять на этот мир, а не быть пешкой в чужой игре.
Итак, что в итоге больше влияет на наше сознание - социум или личный выбор? Очевидно, что оба фактора важны. Общество задает рамки мышления, формирует наши ценности и установки. Но в этих рамках есть пространство для свободы.
Мы можем сознательно отделять свои интересы и взгляды от групповых. Можем критически оценивать поступающую информацию. И тогда наше сознание перестанет быть лишь продуктом социального бытия, а станет результатом осознанного индивидуального выбора.
А вот на счет провалившегося эксперимента это вы зря. Очень даже выдался хороший эксперимент, который показал альтернативные пути экономики. Как никак экономика СССР была второй в мире и это без империалистических замашек. Да и еще сам Маркс говорил, что очаги смены новых формаций откатываются назад к старым. Так и эксперименты с капитализмом десятки раз проваливались, а буржуазных революций можно насчитать около сотни.
И к