Литературные салоны. История возникновения, популярные салоны 19 века. Действующие современные салоны

Различные литературные салоны и кружки в девятнадцатом веке имели существенную ценность для развития культурной и общественной жизни России на протяжении немалого количества времени. Еще в середине восемнадцатого века стали появляться первые литературные кружки.

История возникновения

В тридцатых годах возник кружок, образованный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса - это военное учебное заведение, в котором студентов поощряли за интерес к литературе и гуманитарным наукам.

В это же время возникли и другие общества, в том числе и литературный салон писателя И. И. Шувалова. Свою карьеру он начал в качестве фаворита императрицы Елизаветы, его ценили за бескорыстие, честность и просвещенность. Именно Шувалов стал покровителем М. В. Ломоносова, который основал Московский университет и Академию Художеств. После смерти императрицы, бывшей его покровительницей, Шувалов отошел от государственных дел и много времени уделил путешествиям, искусству и чтению. В литературном салоне писателя И. И. Шувалова собирались блестящие представители русской литературы, филологи, переводчики, поэты. Завсегдатаем были Г. Р. Державин, И. Богданович, И. Дмитриев.

В восемнадцатом веке кружки не были ограничены исключительно беседами о литературе, люди занимались и организацией журналов, а иногда и нескольких. Например, в шестидесятых годах 18 века в Москве поэт М. М. Херасков создал кружок, в который вошли студенты Московского университета. С 1760-го они издавали журнал под названием "Полезное увеселение", а позже другой журнал, "Свободные часы". В семидесятых кружок занялся изданием журнала "Вечера". В состав коллектива входил Д. И. Фонвизин.

В 70-80-е годы, когда общественная жизнь стала еще более активной в связи с реформами Екатерины II, благодаря которым городские жители и дворяне получили различные льготы, в том числе право на самоуправление. Эти изменения способствовали и подъему уровня культуры, в частности появилось несколько новых литературных обществ. Вольное собрание любителей российского языка было создано в 1771 году, Собрание воспитанников Московского университетского пансиона - в 1787 году.

В 1779 году масонская организация, в которой состояли такие просветители, как И. Г. Шварц и Н. И. Новиков, создает Дружеское ученое общество на базе Московского университета. Задачей общества стало оказание помощи отцам в воспитании детей, для этого начали производиться перевод и публикация книг по этой тематике. 1784 год знаменуется организацией "Типографической компании", которой заведовал Н. И. Новиков. Благодаря этой типографии и самому обществу во второй половине 18 века было издано множество русских книг.

Дальнейшее развитие

Литературные салоны в первой половине 19 века играют уже большую роль в общественной жизни. В начале века просветители и литераторы бурно спорят о различных путях, по которым может пойти развитие русского языка и литературы. В это время наблюдаются столкновения взглядов сторонников "архаического" языка и приверженцев обновления. К первым относились А. А. Шаховская и А. С. Шишков, ко вторым - Н. М. Карамзин. Разнообразные литературные направления бурно развиваются. Русская словесность в начале девятнадцатого века удивляет: в ней уживаются сентиментализм и классицизм, и в это же время зарождается романтизм. Интерес просвещенной молодежи к политике усиливается, в воздухе витают мысли о необходимости различных реформ в политической и социально-экономической сферах, и прежде всего отмены крепостного права. Таким образом, на деятельности литературных кружков в начале девятнадцатого столетия отразились не только эстетические вопросы, но и политические.

Дружеское Литературное Общество

Одним из первых литературных салонов Москвы в начале 19 века было "Дружеское Литературное Общество". Инициатором стала группа молодых людей, бывших выпускниками Московского Университетского пансиона, среди них были братья Александр и Андрей Тургеневы, В. А. Жуковский и другие. Андреем Тургеневым еще в 1797 году был создан литературный пансионский кружок, в 1801 году он и стал литературным обществом. Члены этого кружка часто публиковались на страницах "Утренней зари" - журнала Университетского пансиона. Чаще всего собрания участников проводились в доме поэта, журналиста и переводчика А. Ф. Воейкова. Членами этого литературного кружка была поставлена перед собой задача усилить национальное начало в литературе. В какой-то мере они поддерживали новаторства Карамзина в языковой области, но считали неправильным принятие иностранных образцов, а именно этим, по их мнению, и занимался Карамзин. Однако со временем позиции этих двух сторон несколько сблизились.

В Петербурге

Литературные салоны Петербурга также были весьма значимы для общественной жизни. Еще в начале века здесь действовало весьма сильное общество, которые называлось "Дружеским обществом любителей изящного". Впоследствии название сменилось на "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств". Основал этот кружок педагог и писатель И. М. Борн. Членами этого художественно-литературного салона были именитые писатели, художники, археологи, скульпторы, историки и даже священники. Художественные и социально-политические взгляды членов кружка были весьма разными. Сначала общество попало под влияние идей А. Н. Радищева, ведь среди членов были и двое сыновей писателя, поэтому весь состав кружка тяготел к классицистской литературе. И хотя со временем взгляды и общее настроение в этом обществе сильно менялись, это не помешало ему успешно функционировать вплоть до 1825 года, хотя в работе и наблюдались большие перерывы.

Влияние на развитие литературы

Некоторые литературные салоны 19 в. (первой его половины) сыграли существенную роль в развитии литературы того периода. Например, в первой четверти века были весьма влиятельны кружок, носивший название "Беседа любителей русского слова", функционировавший с 1811 по 1816 годы, и "Арзамас", начавший свою работу в 1815 году и закончивший ее в 1818-м. Эти общества представляли диаметрально противоположные взгляды в русской литературе и находились в постоянном противостоянии. "Беседу" основал филолог и писатель А. С. Шишков, он же и был лидером "архаистичного" направления в литературе (Ю. Н. Тынянов ввел такой термин как "архаисты"). В 1803 году Шишковым была раскритикована карамзинская реформа и предложена своя, которая предполагала более резкую грань между разговорным и литературным языками, а также использование народной и архаической лексики вместо заимствования иностранных слов. Шишкова поддерживали другие члены его литературного кружка, такие представители старшего поколения, как И. А. Крылов, Г. Р. Державин, А. А. Шаховской, Н. И. Гнедич (знаменитый переводчик "Илиады"), а потом и их молодые преемники, в том числе В. К. Кюхельбекер и А. С. Грибоедов.

Карамзин не боялся русификации многих слов, заимствованных из иностранных языков, и вводил в русскую словесность легкий, разговорный стиль. Его сторонники были объединены в известном литературном обществе под названием "Арзамас". Оно возникло после выхода комедии "Липецкие воды, или Урок кокеткам", автором которой был А. А. Шаховский, член "Беседы". Арзамасцами стали и давние приверженцы идей Карамзина, и даже те, кому эти идеи когда-то были не по душе. В обществе состояло много поэтов, которых Ю. Н. Тынянов отнес к "новаторам": К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и его дядя. Забавный факт: у каждого арзамасца было шутливое прозвище. Например, Жуковского звали Светланой (причиной тому - его знаменитая баллада), а Александра Тургенева - Эоловой Арфой. Это прозвище он получил из-за постоянного бурчания в животе.

Политические взгляды

В какой-то момент история литературных салонов уже перестает быть лишь историей объединения деятелей ради дискуссий об искусстве. Многих людей в литературных обществах объединяли не только литературные взгляды и приятельские отношения, но и политические взгляды. Это ярко проявлялось в литературных обществах на стыке 10-х и 20-х годов 19 века, большая часть этих проявлений была связана с движением декабристов. Например, кружок "Зеленая лампа", основанный в 1819 году в Петербурге и просуществовавший лишь год, был основан С. П. Трубецким, который был частью "Союза Благоденствия", Я. Н. Толстым, весьма близким к движению декабристов, Н. В. Всеволожским, большим ценителем и знатоком литературы и театра того времени. В "Зеленой лампе" состояли многие просветители и литераторы того времени, в том числе А. А. Дельвиг и А. С. Пушкин. На заседаниях общества обсуждались не только литературные произведения и театральные премьеры, но и публицистические статьи, а также проводились и политические дискуссии.

Еще один литературный кружок - Вольное общество любителей российской словесности. Он был учрежден при Московском университете в 1811 году, в его состав входили многие декабристы, такие как К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка.

Двадцатые годы

Середина двадцатых знаменуется серьезными переменами общественной ситуации. Александр I отказывается от реформ, которые обдумывал в течение последних двух десятков лет. Внутренняя политика страны становится жестче, начинаются гонения на журналистов и либеральных профессоров, ужесточается ситуация в университетах, становится сложным и положение литературных салонов, которые преследовали какие-либо цели общественно-политического характера.

Самым крупным объединением литераторов этих лет становится "Общество любомудрия". Его основывают в 1823 году выпускники Московского университета, а целью ставят изучение литературы и философии. Одним из идейных вдохновителей становятся Д. В. Веневитинов - поэт и философ, В. Ф. Одоевский и И. В. Кириевский, в то время еще только выпускник университета, в будущем ставший сторонником славянофилов. Также у истоков стояли молодые ученые, в будущем ставшие профессорами - М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Собрания общества проходили в доме философа Веневитинова. Членами общества серьезно штудировалась западная философия, изучались труды Канта, Спинозы и Фихте, однако особое влияние возымели идеи немецкого философа Ф. Шеллинга. Впрочем, его идеи производили огромное впечатление на все поколение 20-х и 30-х годов, и в особенности на взгляды славянофилов, в то время только зарождавшиеся.

Кружок носил название "Общество любомудрия", что свидетельствует не только об интересе к философии в целом, но и к культуре и философии национальной. В. Ф. Одоевским,вместе с В. К. Кюхельбекером в 1824 и 1825 годах издавался альманах под названием "Мнемозина". В нем издавались произведения многих членов "Общества любомудрия".

Середина века

В середине 19 столетия все более выраженным становится политический характер литературных обществ. Например, кружок, который собирался по пятницам у Буташевича-Петрашевского, состоял из журналистов и литераторов (среди них и М. Е. Салтыков-Щедрин, и Ф. М. Достоевский), но центром интересов этого общества становятся не столько вопросы литературы, сколько вопросы общественно-политических проблем. Члены этого кружка занимались чтением и обсуждением трудов мыслителей-социалистов, много внимания уделяли работам Шарля Фурье. Также они высказывались и о необходимости начала пропаганды идей революции. В это время литературная и общественно-политическая жизнь сильно переплетаются. Общество было разгромлено одним из обвинений, предъявляемых членам кружка, в том числе и Ф. М. Достоевскому.

Шестидесятые

Реформы этого десятилетия в корне меняют ситуацию в государстве. Увеличивается возможность свободно выражать мысли, наблюдается больший подъем общественного движения (и либерального, и революционного). Форма литературных салонов больше не может полностью отвечать запросам нового времени, ведь значение "чистого искусства" стали отрицать многие критики и литераторы. Большое количество студенческих кружков преследует не литературные, а революционные цели. Редакции журналов в какой-то мере берут на себя обязанности литературных кружков. Важной частью общественной жизни становится редакция журнала "Современник".

Конец века

В конце 19 и начале 20 вв. ведется поиск новых путей в искусстве. Именно в это время возникает большое количество литературных объединений и кружков. В 80-90-е года петербургские литераторы встречаются по пятницам у Я. П. Полонского. На этих еженедельных встречах собирались многие писатели и музыканты. В 1898 году, после смерти поэта, собрания перенесли в дом его друга К. К. Случевского. Невзирая на преклонный возраст хозяина дома, появлялись в обществе не только его ровесники, но и множество поэтов молодого поколения. Н. С. Гумилев тоже с большим пиететом относился к Случевскому и посещал пятничные вечера.

Начало нового века

В двадцатом веке появляются новые веяния в искусстве, и, помимо этого, наблюдается возрождение литературных объединений и салонов. Этому способствует бурная эпоха, которая сулит политическую свободу, а также стремление молодого поколения литераторов объединяться, чтобы обмениваться идеями. Способствовать возрождению салонов могла и "декадентская" жизнь начала нового века, которая сама становилась изысканным произведением искусства. С 1901 года в доме Зинаиды Гиппиус и Д. Мерешковского в Петербурге проводились периодические собрания религиозно-философского плана, а позже они оформились в "Религиозно-философское общество". Название этого объединения красноречиво повествует об их цели: решение духовных вопросов. Члены общества занимались обсуждением и поисками нового христианства, здесь велся диалог между церковными деятелями и светской интеллигенцией. Эти диспуты оказали огромное влияние и на самих литераторов. Нашли они отражение и в творчестве самих инициаторов общества - Гиппиус и Мерешковсого, особенно в трилогии последнего, которая называлась "Христос и Антихрист".

"Среды" Иванова

Существенную роль на общественную, философскую и литературную жизнь в начале двадцатого века оказали "Среды" у поэта Вячеслава Иванова. В 1905 году символист поселился в Петербурге на Таврической улице. Часть этого дома получила название "башни". Собрания по средам проходили несколько лет, в них принимали участие такие российские литераторы, как Андрей Белый, Михаил Кузмин, Александр Блок, Федор Сологуб. Однако это были не просто литературные вечера - в этом обществе обсуждали и стихи, и философские и исторические труды. Также здесь проводили спиритические сеансы.

Две редакции

И в этот отрезок времени реакции журналов сыграли определенную роль. Они тоже были чем-то в роде литературных объединений, здесь встречались художники, литераторы и критики. Особенно выделялись редакции журналов "Апполон" и "Весы". В среде других литературных направлений также существовали свои объединения. Например, в 1911 году Н. С. Гумилевым, до этого посещавшим "Среды" Иванова и редакцию "Весов", было создано общество "Цех поэтов". Под этим названием объединились авторы, которые выходили за рамки эстетики символистов, а позже они сформировали и целое литературное направление - акмеизм.

В 1914 году на московской квартире литературоведа Е. Ф. Никитиной стало собираться общество, которое впоследствии получило название "Никитинские субботники". Оно успешно существовало вплоть до 1933 года. В этом музыкально-литературном салоне встречались филологи, художники и литераторы, музыканты, профессора и талантливые выпускники столичного университета. Многие деятели искусства принадлежали к абсолютно разным направлениям.

Несмотря на то что литературные салоны в 19 веке играли значительную социально-политическую роль и объединяли лучших деятелей искусства, всему этому настал конец после революции 1917 года. Гражданская война и эмиграция многих талантливых деятелей культуры - это нанесло последний удар по большинству литературных кружков.

Наши дни

Интерес к литературе не угасает, а это значит, что людям по-прежнему интересно обсуждать книги. Сейчас у людей есть возможность пользоваться интернетом, поэтому многие кружки существуют в Сети. Например, к ним можно отнести литературный салон писателя Елены Руш. Она родилась в 1948 году в семье художника, но писать начала довольно поздно, однако выпустила три сборника рассказов. Литературный салон писателя Елены Руш успешно функционирует уже много лет, каждый желающий может зайти на этот интернет-ресурс.

Социальные сети объединяют людей из разных уголков страны, поэтому неудивительно, что любители книг и здесь создают объединения по интересам. Одним из них является литературный салон "Страницы книг". Это сообщество открылось в социальной сети "Одноклассники" и насчитывает почти сто тысяч подписчиков. Здесь можно обсудить книги, поделиться своим мнением, поучаствовать в дискуссии. Каждый день администраторы публикуют интересные цитаты и отрывки из различных произведений. Конечно, литературный салон "Страницы книг" не является единственным. В социальных сетях существуют и другие подобные сообщества. Посетить литературный салон сейчас можно даже не выходя из дома!

Комментарии