Удерживающая система: назначение, функции и технические требования

Качество работы особенно важно, когда дело касается опасных ее разновидностей. От оборудования, от знаний сотрудника в таких случаях зависит не только результат, но и человеческая жизнь. В процессе работы на высоте важно всегда грамотно использовать удерживающую систему.

Что такое работа на высоте?

Согласно новым правилам, к этой категории относится деятельность, которая связана с возможностью падения рабочего с высоты более 1,8 м. Также сюда относят выполнение задач на расстоянии ближе 2 м от неогражденного перепада по высоте более 1,8 м, случаи, когда защитное ограждение этого участка в высоту составляет не более 1,1 м. Помимо этого, наличие риска упасть с высоты меньше 1,8 м при выполнении задач над механизмами, поверхностями с жидкостью, сыпучими материалами тоже позволяет отнести такую работу к данной категории.

Организация

Такая опасная деятельность в обязательном порядке должна контролироваться. Так, стараются по возможности добиться покидания зоны риска, всегда пользуются средствами коллективной защиты (ограждения вокруг перепадов высоты), а также средствами индивидуальной защиты. К последним относятся удерживающие системы, которые устраняют риски падения, системы защиты от падения.

Все перечисленные пункты выполняют в той же последовательности. Если нет возможности исключить деятельность на высоте, то переходят ко второму пункту, и так далее.

Категории средств

То, какие системы будут применены, зависит от условий конкретной работы. Но чаще всего применяют удерживающую систему, систему позиционирования, страховку. Последняя предотвращает удар о поверхности, когда падение уже состоялось. Удерживающая система и система позиционирования используются, чтобы предотвратить падение. Также они фиксируют человека в одном положении.

К удерживающей системе относится ряд средств, которые предотвращают попадание в зоны риска, в частности: анкерные устройства, удерживающая привязь, соединительный элемент (строп).

К категории рабочего позиционирования относят ряд устройств, которые держат рабочего в необходимом положении, в том числе: анкерные устройства, страховочная привязь с поясом, соединительный элемент (стропы с амортизаторами).

Анкерные устройства крепят соединительные элементы. Они бывают постоянными – к примеру, горизонтальными тросовыми либо рельсовыми линиями, анкерными точками, а также временными – к ним относятся стальные, тканые петли, мобильные анкерные линии.

Привязи удерживают сотрудника в случаях срывов, предохраняют его от падений. Привязи бывают нескольких разновидностей. В частности, страховочными – это привязки с лямками на бедрах и плечах, которые служат единственным допустимым средством остановки падений.

Никогда нельзя применять удерживающий пояс с целью остановок падений. Привязи для позиционирования обеспечивают рабочим поддержку, которая предотвращает падения. Используются и привязи для положения сидя.

Соединительно-амортизирующая подсистема служит промежуточным элементом, которые соединяет анкерное устройство и привязь (страховочные стропы с амортизаторами, блокирующие устройства втягивающего типа, ползункового и так далее).

Они также бывают нескольких разновидностей. Во-первых, они бывают удерживающими, то есть не позволяющими рабочему оказаться в зоне риска падения. Во-вторых, есть страховочный вид, который помогает проводить работу в опасных зонах, защищая рабочего в случае падений.

Широко применяются удерживающие системы «УС». Они прекрасно предохраняют рабочих от падений. Чаще всего удерживающие системы «УС» используют в строительной, монтажной, ремонтной работе. Они требуют соблюдения мер предосторожности, учитывая наличие острых кромок, режущего, климатического фактора.

Функции

В первую очередь удерживающие системы при работе на высоте накладывают ограничения на свободу перемещения работников в целях их же безопасности. Если средства были применены грамотно, то они не смогут оказаться на перепаде высот.

Нередко встает вопрос, какие привязи могут использоваться в удерживающих системах. Ответ прост: применяют и страховочные, и привязи для удержания. Они присоединяются к анкерным устройствам посредством страховочных стропов. Нередко они обладают средством, позволяющим регулировать длину.

Есть и усовершенствованные удерживающие системы при работе на высоте. Так, чтобы расширить возможности для передвижения рабочих, применяются гибкие либо жесткие анкерные линии. Такая удерживающая система позволяет совершать передвижения вдоль анкерных линий.

Важно помнить о том, что эти средства не предназначаются для остановок падений. Система удерживающих средств лишь предотвращает возможность их возникновения. По этой причине на участке работы не должны находиться непрочные поверхности, проемы, открытые люки. Функции удерживающей системы не распространяются на углы зданий, в них находится большая опасность падения.

Требования

Система состоит из множества устройств, соединенных между собой, в результате чего выполняется удержание человека. Страховочная привязь в удерживающей системе с предохранительным поясом со стропом, карабином и рядом иных компонентов обычно используется для работы на высоте 2-3 метров.

Всегда устройства данного типа конструируются таким образом, что выполняют свои функции, оставляя при этом руки человека свободными, что позволяет ему выполнять работу. В соответствии с назначением удерживающих систем, требованиями к удерживающим системам, конструкции их должны обеспечивать человеку свободу действий, достаточную для выполнения работы, удерживать его, не доставляя особых неудобств.

Привязь является компонентом, охватывающим тело работника и состоящим из отдельных деталей. Удерживающая привязь в системе со страховочным стропом фиксируют человека на нужной отметке высоты. Они обязательно обладают рядом маркировок.

Во-первых, это номер стандарта. Во-вторых, это наименование изготовителя. В-третьих, это данные о партии товара, время изготовления. В-четвертых, это названия материалов, из которых они произведены.

О средствах индивидуальной защиты

Устройства данной категории направляются на защиту от факторов, которые представляют опасность на производстве. На высоте обязательно используется целый их ряд. К примеру, среди них есть специальная форма, каски, защитные очки, перчатки, обувь, защита слуха и так далее.

Все эти компоненты должны быть грамотно совмещены таким образом, чтобы справляться с нагрузками, которые будут вызваны падениями работников.

Нередко их применяют спасательные службы в случаях, к примеру, когда нужно провести экстренную эвакуацию людей, застрявших на большой высоте.

Систем безопасности существует несколько. Выбирают их, учитывая длительность необходимой работы, наличие или отсутствие опор для анкерного устройства, архитектуру постройки, особенности ее конструкции. К системам обеспечения безопасности работ относят: удерживающую систему, систему позиционирования, страховочную, систему эвакуации.

Все они обязательно должны отвечать условиям объекта, характеру деятельности. Требования к удерживающим системам высоки, их обязательно подгоняют по росту, размеру человека. Также они всегда соответствуют половой принадлежности, состоянию здоровья рабочего. Всегда предварительно проводят испытания статической нагрузки удерживающих систем.

Страховочная система

Разительные отличия есть у страховочных систем. Они предназначаются для безопасной остановки падающего работника. Максимальная динамическая нагрузка, которую выдерживает человеческое тело – 6 кН. И устройства данного типа должны соблюдать это условие. В составе их всегда находится несколько амортизаторов, которые поглощают энергию в ходе падения. Выделяют ряд способов, организующих подобные системы.

Так, применяют СИЗ втягивающего вида. Тогда их прикрепляют к опорам, а стропы и тросы – к привязи. В процессе перемещений они втягиваются, а когда происходит падение – тормозят.

Помимо этого, применяют страховочные устройства ползункового вида. Они дают свободу перемещения по анкерным линиям, когда человек падает – работают автоматическим образом. Чаще всего их применяют в процессе работы на наклонной плоскости.

Третий способ заключается в использовании страховочных строп. В такой системе привязи соединяют с анкерными устройствами. На страховочном стропе крепят амортизатор, чтобы понизить динамическую нагрузку на тело.

Система позиционирования

Ее используют, чтобы зафиксировать человека, пока он выполняет работу на высоте. Она обеспечивает ему опору под ноги. Когда ее применяют, чтобы сохранить устойчивость, нужно держаться руками. Так, это нужно при работе на мачте сотовой связи или на вышке. Стропы прикрепляют, используя анкерное устройство или в обхват к опорам. Систему позиционирования всегда сочетают со страховкой.

Система эвакуации

Устройства, входящие в ее состав, помогают работнику спуститься за 10 минут. В это время он не должен получить травмы, связанные с подвешенностью состояния. В системе данного типа нередко встречаются лебедки, переносные анкерные устройства, индивидуальные спасательные устройства, чтобы обеспечить самостоятельность спуска.

Проверка СИЗ

Любое средство индивидуальной защиты обязательно подвергают тщательным проверкам. Технический регламент постановил, что СИЗ должны проходить сертификацию до введения в оборот. Их в обязательном порядке осматривают рабочие, которые обладают третьей группой по безопасности при выполнении высотной работы, а также прошли обучение. После того как они делают свое заключение, решается вопрос о том, использовать ли данные устройства дальше либо прекратить их эксплуатацию.

О компонентах

Удерживающие системы обычно функционируют при температуре окружающей среды от -40 °С до +50 °С.

Привязь обычно состоит из поясных ремней, пряжек, кушаков, крепления для стропов. Она включает в себя и несколько наплечных и набедренных лямок. Стропы являются фалами из ленты с несколькими карабинами.

Как надевается система

Немаловажную роль в полноценном выполнении функций удерживающих систем играет соблюдение правил их эксплуатации. Так, важно правильно надевать привязи.

До этого процесса обязательно расправляют ленты, затем берут привязи за задние кольца, а далее перехватывают выше, за лямки на плечах. Далее пояс расстегивают, а ноги пропускают в обхваты на бедрах. Потом руки продевают в обхваты для плеч, а пояс застегивают.

Затем переходят к регулировке длины лент. Они должны плотно прилегать к телу. Обязательно следят за тем, чтобы свободный конец не составлял более пяти сантиметров.

Важно грамотно соединить строп и привязь. Для этого крепежные петли вставляют в D-кольцо, карабин – в крепежные петли, конструкцию затягивают.

Строп из металла вместе с тросом соединяют с привязью, пользуясь винтовым карабином.

Требования к эксплуатации

Применяя удерживающую систему, нужно помнить о том, чтобы анкерные точки располагались на поясе. Стропы обязательно натягивают, свободное передвижение ограничивается областью, не превышающую 0,6 м.

Ни в коем случае в работе на высоте не должны участвовать люди в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Должно быть исключено действие на них медицинских препаратов. Никогда к работе на высоте не допускаются люди, не прошедшие медицинского обследования.

Использование удерживающих систем оправдано только в случаях, когда лицо достигло 18-летнего возраста, прошло соответствующее обучение, инструктаж. Ему должен быть выдан допуск к самостоятельной деятельности. При проведении любой высотной работы нужно ознакомиться с планом эвакуации.

Ни в коем случае нельзя применять удерживающую систему в роли страховочной. Если деятельность так или иначе связана с огнем, то не применяют полиамидные канаты. Их не проводят по острому краю.

Никогда не вносят свои изменения в конструкцию системы, не согласовав этого предварительно с производителем. Запрещено применять систему, использовавшуюся для остановки падения. Нельзяхранить систему с термовыделяющими аппаратами, кислотой, щелочью, легковоспламеняющимися смесями.

Никогда не применяют систему, не соблюдая наложенные производителем ограничения.

Перевозка

Перевозят удерживающую систему, соблюдая ряд требований. Так, нельзя допускать намокания или воздействия на приспособления агрессивных внешних факторов. Хранят их только в сухих помещениях, влажность не должна превышать 70 %. Запрещается держать систему на протяжении долгого времени под прямыми солнечными лучами. До начала хранения обязательно сушат изделия, а затем протирают компоненты из металлов.

Гарантийные сроки эксплуатации составляют 2 года с момента производства средств. Служат они в течение 5 лет. На протяжении 2 первых лет эксплуатации за владельцем сохраняется право заменить сломанную систему за счет производителя. Однако при этом важно, чтобы соблюдались правила эксплуатации.

Гарантию не предоставляют, если было доказано, что повреждения были спровоцированы естественным износом, внесением корректив в оригинальную конструкцию, были нарушены правила хранения, уход был оказан плохо.

Производитель не заменяет средства, если им был нанесен прямой, косвенный или иной ущерб из-за того, что система была применена неправильно.

Периодические проверки

До применения удерживающих систем, а также в процессе эксплуатации в обязательном порядке каждые полгода осуществляют тщательную ее проверку. Обязательно проводят испытание на статические нагрузки, равные 4 кН.

Испытаниям подвергают каждый компонент в креплении по очереди. Считается, что система прошла проверку, если не было выявлено повреждений, а несущие способности были сохранены в полной мере. У каждого устройства всегда имеется свой паспорт, в который и заносят дату проведения проверки.

В ряде случаев устройства изымают из эксплуатации. Так, необходимость в этом возникает, если появляются сомнения насчет условий безопасной эксплуатации средств. Также важно сделать это, если его уже использовали для остановки падения. После данного случая нельзя эксплуатировать систему до момента, когда будет издано письменное подтверждение специалиста о том, что она снова пригодна для применения.

В транспорте

Удерживающая система также применяется в транспортных средствах, снижая риски получения пассажирами и водителем ранений в случаях резких маневров. Достигается такой эффект за счет того, что устройства ограничивают подвижность человеческого тела. Отдельную категорию составляют детские удерживающие системы устройств. Но для полноценной эффективности данных средств важна грамотная их эксплуатация, а также качественная и надежная конструкция.

Согласно новейшим ПДД, перевозка детей в автомобилях допускается лишь с применением детских удерживающих систем. На мотоциклах лиц до 12 лет возить запрещено.

Удерживающая система в автомобиле включает в себя множество элементов – пряжек, деталей крепления, дополнительных устройств, среди которых люльки, съемные кресла.

Если малолетнее лицо не закреплено в машине, то полагается штраф в размере 3000 рублей.

Зачем это нужно?

Может возникнуть вопрос, зачем нужны отдельные детские удерживающие системы, если в автомобиле для всех предусмотрены ремни безопасности? Однако на деле системы безопасности в кузовах автомобилей рассчитаны на лиц ростом более 150 см. Поэтому в аварийных ситуациях людям ниже этой отметки ремень сдавливает горло, что ведет к увечьям даже при небольших столкновениях. Наиболее опасной является ситуация, когда ребенка перевозят на коленях. Если произойдет столкновение, то вес его увеличится в несколько десятков раз, и его тело нанесет серьезные повреждения взрослому.

Есть несколько удерживающих систем устройств для лиц младше 12 лет. Помимо автокресел используют и наиболее простую из них – отечественную «ФЭСТ». Она стоит в разы дешевле автокресел и в то же время соответствует всем требованиям закона.

Прекрасно видна конструкция детской удерживающей системы на фото.

Главные правила

Чтобы обеспечить безопасность лиц в возрасте до 12 лет при их перевозке, а также при установке и применении удерживающих средств, обязательно соблюдают требования инструкций.

Так, каждому ребенку нужно отдельное удерживающее устройство. Не бывает устройств данного типа, которые предназначаются одновременно для нескольких детей.

Перед началом любой поездки в обязательном порядке проверяют крепление приспособлений к машине даже при отсутствии детей. Все дело в том, что само по себе незакрепленное устройство становится опасностью для взрослых.

Всегда нужно применять и удерживающие устройства, и пристегивать детей ремнем безопасности вне зависимости от того, насколько продолжительна будет поездка.

Если используются штатные ремни безопасности при перевозке детей от 3 лет, то нужно прослеживать, чтобы они охватили тело через плечо и в области пояса.

В случаях, когда вес и размер детей превышает величину, которая была установлена производителем средства, оно в обязательном порядке подлежит замене на новое либо подгоняется под установленный официальными требованиями размер.

Опасность

Поначалу многие водители были не согласны с введением обязательства пристегивать детей особым образом в транспортных средствах. Однако статистика показывает, что тысячи детей гибнут в ДТП ежегодно. А детские удерживающие системы значительно снижают вероятность смерти. Безусловно, они не станут панацеей в любой ситуации, но шанс на спасение увеличивают значительно.

Об устройстве ФЭСТ

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения, применение удерживающих систем в автомобилях понижает детскую смертность в авариях на 54 %, снижает риски того, что они получат травмы, на 75 %, а вероятность тяжелой травмы снижается на 91 %.

"ФЭСТ" используется только для лиц весом 15-25 кг. Удерживающее устройство для детей данного типа применяют только для одного ребенка с одним ремнем безопасности. "ФЭСТ" обеспечивает комфорт при транспортировке детей. Его ставят на штатные автомобильные ремни, при этом оно не мешает их работе. Устройство достаточно простое в установке и снятии.

Ни в коем случае не подвергают конструкции механическим воздействиям, следят, чтобы в них не попала влага. "ФЭСТ" производится из экологически чистых материалов. Приспособление прошло соответствующие испытания, отвечает всем требованиям ГОСТ 41.44 2005. Оно стало чрезвычайно популярным на территории России.

Результаты испытаний являются ярким свидетельством того, что ребенок, пристегнутый "ФЭСТ", обеспечивается практически такой же безопасностью, как и тот, кто находится в детском автокресле. Согласно отзывам, "ФЭСТ" нередко даже лучше справляется с этой задачей.

Благодаря устройству можно перевозить детей на переднем сидении. Также оно отличается компактностью, не нужно заботиться о том, чтобы постоянно обеспечивать его неподвижность в отсутствии в салоне детей, как в случае с автокреслом, которое может представлять опасность для взрослых. "ФЭСТ" же можно хранить даже в бардачках. Использовать его просто.

Альтернативы

При использовании удерживающих систем важно помнить о том, что подушку безопасности всегда отключают. В противном случае, сработав, она нанесет ребенку травму. Если это невозможно реализовать, то установка удерживающих устройств для детей на переднем сидении запрещена.

Нередко применяют особое крепление Isofix. Порой предусматривают дополнительную платформу, которую устанавливают под автолюльками или автокреслами.

Система предусматривает специальные кронштейны на нижних платформах детских удерживающих систем. Посредством них осуществляют его крепление на проушины на сидениях автомобиля. Третью точку крепления обеспечивают с помощью дополнительных строп, которые крепят к спинке задних сидений.

Заключение

Удерживающие системы при правильности эксплуатации обеспечивают удобство и безопасность в процессе работы на высоте. Однако они всегда требует тщательного контроля, непрерывного внимания рабочих.

Комментарии