Невзлин Леонид Борисович: биография, личная жизнь, жена и дети, фото
Библейское высказывание "Не собирайте себе сокровищ на земле" в наше время как-то не очень востребовано, а точнее - совершенно не популярно. И бесконечное количество молодых и не очень молодых, но предприимчивых людей бросаются на штурм крепостей под названиями "власть", "богатство", "золото", "красивая жизнь". В бешеной гонке за всеми этими сокровищами нет времени остановиться и задуматься: "Для чего все это?". И все-таки остановка рано или поздно происходит, но случается это, как правило, либо в больнице, либо в тюрьме, либо в вынужденной эмиграции - как у Невзлина...
Глава первая - советская
Биография Леонида Борисовича Невзлина началась штатно, как и у многих, родившихся в СССР мальчиков и девочек. Родился Леонид 21 сентября 1959 года в семье советских интеллигентов: мать - Ирина Марковна - преподавала русский язык в школе, а отец - Борис Иосифович - работал инженером нефтехимических установок.
Мальчик учился в той самой московской школе, где работала и его мама, а посему никаких вольностей ему не позволялось: учеба - прежде всего. Но в какой-то момент, видимо, контроль оказался не на должном уровне, и среди стройного ряда пятерок вдруг оказалась четверка.
И родители в воспитательных целях тут же перевели сына в другую школу, где поддержки мамы уже не было, но родительское требование отличной учебы осталось без изменений. И Леонид Невзлин родительские ожидания оправдал: школа была окончена с золотой медалью.
"Пятая графа" советского паспорта
Была в "молоткастом и серпастом" советском паспорте пятая графа, и называлась она - национальность. И был этот пункт "камнем преткновения" для многих молодых людей, желавших продолжить свое образование в высшем учебном заведении. Особенно пристально вчитывались в эту графу в приемных комиссиях вузов высокого уровня: МГИМО, МГУ и им подобных.
Так вот, у Леонида Невзлина в пятой графе значилась запись "еврей", и поэтому в 1976 году он подал документы в Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени Губкина (МИНХиГП), который называли еще "керосинка". Здесь можно было бы сказать, что он продолжил дело отца, так как поступил он на факультет автоматики и вычислительной техники.
Но скорее всего, в "керосинке" было, как бы сейчас сказали, толерантное руководство, которое сквозь пальцы смотрело на пресловутую пятую графу. Кстати, о популярности этого учебного заведения среди абитуриентов с проблемной пятой графой говорит и тот факт, что МИНХиГП закончили в разное время и Гусинский, и Абрамович.
Итак, получив красный диплом и профессию "системотехник", Леонид открыл дверь в реальную жизнь.
Глава вторая: жизненная
Советские реалии выпускника вуза были таковы: после защиты диплома он получал направление на работу по распределению, где обязан был 3 года отдавать долг Родине за потраченные на его обучение средства. Леониду предстояло трудиться в "Зарубежгеологии" в качестве программиста за 120 рублей: такие были зарплаты в Министерстве геологии СССР. Эта среднестатистическая советская действительность Невзлина продлится с 1981 по 1987 годы - до перестройки.
Студенческий брак
Надо сказать, что ко времени окончания вуза женой Леонида Невзлина была Анна Ефимовна Невзлина. Это была выгодная партия, на которой в свое время настояли родители. Однако, как известно, любовь не расцветает в неволе. Особенно, если ее изначально не было.
Так что, несмотря на рождение в 1978 году дочери Ирины, практически сразу после окончания института семья Леонида Борисовича Невзлина распалась.
Анна Невзлина осталась проживать с дочерью в двухкомнатной квартирке на Балаклавском проспекте, работая сотрудником ЗАО "Оптовые продовольственные системы". И на благосостоянии первой жены последующие финансовые успехи бывшего мужа никак не отразились.
Семейный портрет в интерьере
Воспоминания Анны Ефимовны Невзлиной о супружеской жизни только с натяжкой можно назвать приятными во всех отношениях: супруг интеллигентно высказывался о роли женщины в жизни мужчины, а также о функциональной бесполезности супружеской жизни в случае достижения мужчиной высоких государственных постов.
Анна Ефимовна до сих пор цитирует многие из высказываний экс-супруга: видимо они очень прочно врезались в ее память, благодаря содержательным беседам за вечерним семейным ужином.
Таким образом, несмотря на короткое совместное пребывание в браке, горечь от этого союза чувствуется до сих пор.
Итак, она звалась Татьяна
Если учесть, что на момент окончания института Невзлину было около 23 лет или немногим больше, то можно предположить, что молодой человек этого возраста, будучи в браке, но не будучи в любви, был открыт для опыта в этой, можно сказать, Terra incognita. И судьба предоставила ему возможность получить такой опыт.
Она звалась Татьяна, а ее фамилия была более чем известна, но в литературных кругах и благодаря А. С. Пушкину - Арбенина. Она была старше Невзлина, у нее был сын от первого брака, она ушла от мужа ради Леонида, и ее появление в жизни молодого программиста его родителей не радовало.
Но на этот раз свою личную жизнь Леонид Борисович Невзлин решил отстоять и на диктат родителей ответил демаршем: он удалился на подмосковную дачу, где и стал жить вместе с Татьяной и ее сыном Алексеем. Житье на даче было полно романтики: удобства во дворе, вода в колонке. Вот в этих-то романтичных условиях у них и родилась дочь Марина. На дворе был 1983 год, страна стояла на пороге больших перемен, но тем не менее застой имел место. Так что молодая семья существовала на вполне советские доходы, как у всех...
Вторая жена Леонида Борисовича Невзлина никогда не была публичным человеком. Татьяна предпочитала заниматься детьми и жить своей жизнью, чего нельзя сказать о приоритетах Невзлина. В его системе ценностей семья никогда не стояла на первом месте.
Мальчик вырос
Забегая вперед, можно сказать, что благопристойные официальные фотографии с супругой и детьми резко контрастировали с подборками фото Леонида Невзлина, на которых он представал изысканным гурманом - ценителем женской красоты возраста "нимфеток".
Но это будет позже, когда "золотой дождь" буквально обрушится на Невзлина и прочих "новых русских", и все, что раньше считалось несбыточной мечтой, окажется на расстоянии протянутой руки.
К тому времени масштаб его личности проявится во всем своем многообразии. Но в изощренной утонченности ему не откажешь: ему доставляло удовольствие знакомить свою очередную любовницу с женой и наблюдать за "изысканным наслаждением", которое доставляла эта встреча обеим. Но по каким-то причинам этот брак продлился достаточно долго.
Незадолго до разрыва с Невзлиным Татьяна Арбенина примет православие. И это было не пиар-шоу, которое для нее в принципе было неприемлемым. Это был осознанный шаг, в основе которого был страх за детей: Татьяна боялась, что то, чем занимался Невзлин, отразится на судьбах ее дочери и сына. Она настойчиво просила супруга также принять православие, но он был категорически против.
По его мнению, эта женщина не знает, о чем просит: он на тот момент - глава Российского еврейского конгресса. Эти обстоятельства семейной жизни он успешно смог превратить в пиар-акцию, которая работала на его имидж "страдальца", вынужденного жить с ударившейся в религию женой.
Итак, в семье возникли непреодолимые идейные разногласия и уже ничто не могло удержать ее на плаву.
Поэтому когда Леонид Невзлин окончательно покинет Родину ради своей исторической Родины, он оборвет все семейные связи, оставив и обеих бывших жен, и обеих дочерей от двух браков, и, разумеется, пасынка Алексея - в России. Видимо, поднимать экономику страны.
Кстати, в качестве бонуса за проведенные с ним годы вторая жена и дети Невзлина Леонида Борисовича получат трехкомнатную квартиру на Сивцевом Вражке, где все они и будут проживать некоторое время.
Две Татьяны
Невзлин уходил от Татьяны Арбениной не "в никуда". У него появилась привычка жениться. Однако, видимо, чтобы не разрушать устоявшийся уклад жизни, он решил сочетаться законным браком снова с Татьяной, но Чешинской.
Она тоже была замужем, но готова была расторгнуть надоевший союз ради миллиардера Невзлина. Его же мотивация была более прагматичной: во-первых, у нее не было фанатизма по поводу православия; во-вторых, она тоже была с той же самой пятой графой в паспорте; в третьих, этот союз очень укрепил бы авторитет главы Российского еврейского конгресса на его исторической Родине в Израиле; и только в-четвертых, здесь-таки были чувства.
Седина в бороду...
Итак, она тоже звалась Татьяна, но была младше Леонида Невзлина на 8 лет. На момент встречи красавица Татьяна училась в МГИМО. Она стала помощником Невзлина и довольно быстро подобрала к нему "ключик", хотя, возможно, это было несложно, т. к. ключ и не потребовался: бывший программист был уже в плену обаяния новой Татьяны.
Так что, возникло большое светлое чувство... Было маленькое препятствие в виде бывшего мужа, который надоедал Татьяне своими "разборками", но Леонид быстро решил этот вопрос. И действительно, в 2003 году Чешинская переехала с Невзлиным в Израиль, и намерения были самые серьезные, но что-то пошло не так.
Как утверждает Невзлин, одной из причин разрушения их отношений было то, что с ним проживала старшая дочь Ирина, а младшая находилась в переходном возрасте, и ему не хотелось травмировать Марину. Ну и кстати здесь пришелся православный фанатизм жены Татьяны, на который можно было сослаться: не мог же он бросить недееспособную жену...
Но основной причиной разрыва с Чешинской явилась ее неспособность "сжигать мосты" за собой: она продолжала переживать за своих детей, вспоминала мужа. Эта жизнь в "двух измерениях" как-то начала утомлять Леонида Борисовича, и он оставил мысль о браке с новой Татьяной.
Скажем прямо: для мужчины, который считает, что женщина - это абсолютное "ничто", слишком эмоционально сложные отношения действительно утомительны: его мозг привык к работе над другими вопросами.
Бог любит троицу
Говорят, что первая жена - от Бога, вторая - от людей, а третья - от черта. Но в биографии Леонида Борисовича Невзлина она все-таки появилась - та, которая третья жена. Судьба настигла его в Израиле в лице Олеси Петровны Кантор.
На этом фото Леонид Невзлин и жена Олеся Кантор вместе - счастливы и благополучны.
Как оказалось, в Челябинске не только мужики суровые, но и женщины - не промах. Олесе Кантор 35 лет, она бизнес-леди, вращалась в кругу серьезных предпринимателей. Ее муж - Олег Кантор, погиб в 1995 году. Он возглавлял банк "Югорский".
А дальше начнется список амурных побед бизнес-вдовы: хозяин Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин; отпрыск президента Киргизии Максим Бакиев; другие мужчины, обремененные большими деньгами.
Предмет интересов Олеси Кантор - "алмазный бизнес". На этом она и заработала скромное состояние в некоторое количество миллионов долларов. Ну да: пришлось переступить через чувства некоего бизнесмена, так неудачно приблизившего ее к себе. Но алмазы того стоили.
На момент появления в Израиле совладельца ЮКОСа Олеся Кантор как раз была свободна, но недолго... Судьбоносная встреча состоялась. У них много общего: это тот случай, когда супруги смотрят не друг на друга, а в одном направлении - в направлении денег, с которыми у них взаимная любовь.
Наследница традиций
Вопрос престолонаследия важен не только для особ королевских кровей. Для особ, мнящих себя власть предержащими ввиду того, что их финансовое состояние приближается к критической отметке со знаком "плюс", - это тоже важный вопрос. В данном случае обратимся к исследованию отношений Леонида Борисовича Невзлина и его детей.
О его младшей дочери Марине мало что известно. Скорее всего, она унаследовала характер своей матери Татьяны Арбениной, и стиль ее жизни не является публичным.
Что же касается старшей дочери Ирины, то она часто появляется на светских тусовках вместе с отцом или супругом Юлием Эдельштейном.
Ныне это политик и общественный деятель Израиля, спикер Кнессета. До этого занимал министерские посты в Израиле: министра информации и диаспоры, министра абсорбции и заместителя министра абсорбции. Ему 60 лет, то есть он на год старше Леонида Невзлина, родился в 1958 году в УСССР тогда еще Советского Союза. В настоящее время придерживается традиционных еврейских ценностей. Брак с Ириной Невзлиной был заключен в 2016 году, спустя почти 2 года после смерти первой жены Татьяны Эдельштейн, от которой у него двое детей.
Что и говорить - родство для Леонида Борисовича весьма полезное.
Ты помнишь, как все начиналось...
Начиналось все с перестройки, в которую было много разговоров, обличений застойных времен и невероятных планов, с обязательной ремаркой "Заграница нам поможет". Появилось бесчисленное количество фондов и фондиков, которые завлекали неискушенного обывателя привлекательными лозунгами, банки железо-бетонно гарантировали 1000 % прибыли... Это было безумное и мутное время в сумасшедшей стране "непуганых идиотов".
И в этой мутной воде Невзлин и стал "ловцом человеков". Он родился великим комбинатором с потрясающей силой убеждения, изворотливым умом, мгновенно просчитывающим всевозможные варианты извлечения пользы из всего, что попадалось ему на глаза. Просто в СССР его способности были в замороженном состоянии, и вот его время пришло!
В Центр научно-технического творчества молодежи требовался программист. Леонид решил подработать. Там и состоялось судьбоносная встреча с комсомольским лидером Михаилом Ходорковским.
Их интересы совпали и возникла дружба на основе общих приоритетов. Вскоре возник банк "Менатеп", пошли первые деньги от продажи акций. Но, как это и всегда происходит с банками в нашей стране, купоны стригли только владельцы контрольного пакета акций, а простые вкладчики довольствовались глубоким моральным удовлетворением. Дела уверенно шли в гору.
Михаил Ходорковский был стратегом этого проекта, а Леонид Невзлин - тактик, чуявший, куда ветер дует и обладавший мгновенной реакцией. Особенно это блестяще проявлялось в процессе переговоров или, так сказать, в наведении мостов с нужными людьми. Так что они нашли друг друга. А их нашел тогдашний премьер-министр Иван Силаев и предложил им стать советниками при министерстве. Это была одна сторона бизнеса.
Вторая, обратная сторона была криминальная: ходили слухи и о дружбе с криминальным авторитетом Отари Квантришвили, и плотном сотрудничестве с чеченскими группировками... Врут, наверное.
Стартап из Мордовии
Начались "нулевые" годы. Возникла необходимость в тесном сращивании с государственной властью: нужно было все-таки соблюдать правила игры. И как-то так совпало, что из Республики Мордовии со столицей в городе Саранске поступило предложение Леониду Борисовичу представлять интересы мордовского народа в Совете Федерации. Совладелец ЮКОСа попросил помощников показать на карте эту замечательную республику, ну а потом взялся за работу, теперь уже в качестве сенатора.
Его деятельность в Совете Федерации была настолько успешной, что с февраля 2002 года он принял пост заместителя председателя Комитета Совета Федерации по международным делам. За свою деятельность в этой организации был отмечен грамотой.
Что еще интересного из биографии Леонида Невзлина, так это его деятельность в ИТАР-ТАСС в 1997-1998 годах. В этой организации он трудился заместителем генерального директора. Круг курируемых им вопросов: аналитика, экономика, фотоотчеты, акционирование агентства.
Его послужной список можно перечислять достаточно долго. Но все закончилось в 2003 году, когда наш герой вместе с Михаилом Ходорковским был вызваны в Генпрокуратуру Российской Федерации. Там их попросили прояснить некоторые моменты деятельности Платона Лебедева, который также был совладельцем ЮКОСа. Интерес к личности Лебедева был вызван подозрениями в хищении им 20 % акций ОАО "Апатит".
У Невзлина, как уже упоминалось, был прекрасный нюх на ситуацию. И теперь интуиция ему подсказывала, что его ждет историческая Родина Израиль. И он уехал.
Дальше, конечно был Российский суд, самый гуманный суд в мире, которым Невзлин будет приговорен к пожизненному заключению за организацию убийств. Но это решение суда было заочным, так как Леонид Борисович возвращаться для выполнения решения суда не собирался. А его историческая Родина Израиль даже по требованию Российской стороны выдавать своего вновь обретенного сына также не собиралась, так как не считала его вину доказанной.
И господин Невзлин остался в государстве Израиль, где, по его словам, он работает над диссертацией.
Жирная точка
28 июля 2014 года состоялся третейский суд в Гааге. Он разобрал иск бывших акционеров компании ЮКОС – Group Menatep Limited, в том числе и Невзлина к РФ. Решение суда весьма порадовало истцов: российская сторона обязана выплатить пострадавшим от деятельности государственных структур совладельцам 50 миллиардов долларов компенсации и оплатить 65 миллионов долларов судебных издержек. Вероятно, теперь Леонид Борисович уверовал в Высшую справедливость...