Смена вида деятельности: пошаговая инструкция

В условиях быстро изменяющегося покупательского спроса, перед собственником бизнеса может встать вопрос о смене вида деятельности. Это совершенно несложный процесс и состоит из нескольких этапов. Руководствоваться в этом процессе необходимо ФЗ-129, в котором прописана процедура для ИП и юридических лиц.

Основные моменты процедуры

Собственникам бизнеса при смене вида деятельности дается три дня на уведомление государственных органов о принятом решении. В случае пропуска этого срока, предпринимателю грозит административная ответственность, в виде штрафа размером в 5 тысяч рублей.

На сегодняшний день при выборе нового ОКВЭД следует руководствоваться классификатором 029-2014, который вступил в силу еще в 2016 году.

Смена видов деятельности ООО предполагает внесение изменений в устав, только в том случае, если желаемый вид не внесен в правоустанавливающие документы. В остальных случаях поправки в устав не вносятся, тем более, если присутствует формулировка «…и иные виды, не противоречащие действующему законодательству…».

Кстати, согласно гражданских норм, ООО можно вносить информацию о своих видах деятельности по желанию (статья 52 ГК).

Чтобы уведомить о своем решении налоговые органы, потребуется заполнить форму Р13001 или Р14001. Эти заявления в обязательном порядке заверяются у нотариуса. Первая форма заполняется в тех случаях, когда параллельно вносятся изменения в устав. В этой ситуации придется еще и заплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.

Если смена вида деятельности не предполагает внесения изменений в правоустанавливающие документы, то никакая пошлина не платится и заполняется форма Р14001.

Собираем собственников и принимаем решение

Это первый шаг на пути внесения изменений. На собрание собираются все владельцы, решение фиксируется протоколом. В документе рекомендуется сразу назначить лицо, которое будет уведомлять налоговые органы. Если требуется внести изменения в устав, то на этом же собрании эти поправки утверждаются.

Если собственник бизнеса представлен в одном лице, то составляется единоличное решение.

Получаем выписку из ЕГРЮЛ

При смене вида деятельности потребуется выписка, которая получена не позднее 10-30 дней, то есть данные о предприятии или ИП должны быть актуальными. Этот документ потребует в обязательном порядке нотариус при заверении заявления о смене.

Выписку можно заказать в столице в любом территориальном органе налоговой службы. Документ может выдаваться в срочном порядке, на следующий день после того, как она была заказана, или в обычном порядке – через 5 дней. Однако за срочность придется заплатить больше, не 200 рублей, а 400.

Подготовка к походу к нотариусу

Перед походом к нотариусу рекомендуется полностью подготовить все документы о смене вида деятельности. Прежде всего, на руках уже должен быть протокол общего собрания со всеми подписями собственников (или председателя и секретаря собрания) или решение единого владельца. Если вносятся изменения в устав, то следует подготовить новую редакцию документа и прошить его.

Также следует заполнить заявление, которое должен подписать директор предприятия.

Нотариус

К нотариусу должен прийти сам директор, так как на заявлении заверяется именно его подпись. Если дальнейшими внесениями сведений будет заниматься другой сотрудник, то рекомендуется сразу же оформить на этого человека доверенность.

Идем в налоговую службу

В городе Москве внести сведения о смене основного вида деятельности либо другие изменения можно только в 46 территориальном отделении. После получения документов работник налоговой службы заявителю выдает расписку. На внесение изменений специалистам службы дается 5 рабочих дней.

При необходимости здесь же можно оплатить государственную пошлину.

Получаем документы

По истечении 5 рабочих дней можно прийти в налоговую службу и получить документы.

В качестве подтверждения смены вида деятельности, ИП или юридическое лицо получит новый лист выписки из ЕГРЮЛ и новую редакцию устава (если вносились в него изменения).

Особенности заполнения формы

Все формы, как для ИП, так и для юридических лиц, можно заполнять от руки или на компьютере. Если используется последний способ, то необходимо использовать шрифт высотой 18 кеглей, а шрифт – Courier New, все буквы должны быть заглавными. В тексте не должно быть никаких исправлений и помарок. В форме не проставляются знаки препинания и переносы. Если заполняете форму от руки, то лучше делайте это заглавными буквами, главное разборчиво. Паста ручки должна быть черной.

Помните, что листы формы, которые не заполняются, не подаются в налоговую службу.

Большое внимание следует уделить заполнению формы заявления, так как если она будет заполнена неправильно и будет получен отказ, то придется не только повторно все заполнять, а еще и заново обращаться к нотариусу. Если скачиваете бланк заявления в интернете, то проверьте, чтобы она была загружена позднее 2013 года, так как именно с этого года бланк изменился.

На первой странице заявления указываются данные об ИП или юридическом лице. Если изменения вносятся только в части кодов деятельности, то заполняется лист «Н». Коды, которые добавляются, заносятся на первую страницу заявления, а те, которые подлежат исключению - на второй странице. Если же старый код остается в качестве дополнительного, то его следует вписать на первой странице приложения. И самое главное – организация может иметь лишь один основной код ОКВЭД.

В обязательном порядке заполняется лист «Р». В этом приложении заносятся сведения о заявителе. Они должны полностью соответствовать тем, которые указаны в правоустанавливающих документах и в протоколе о принятии решении. Не нужно забывать о внесении сведений о контактных данных, чтобы у специалиста налоговой службы была возможность связаться с заявителем при возникновении вопросов.

Способы подачи заявления

Помимо личного обращения в налоговые органы, готовый пакет документов можно передать через почту или обратиться в многофункциональный центр услуг. Такая услуга есть и на сайте «Госуслуг».

Если изменения делает ИП

На практике процедура смены основного вида деятельности ИП от процедуры, которую проходят юридические лица, ничем не отличается. Только индивидуальному предпринимателю следует заполнять форму Р24001. Помимо этого, предприниматель не должен составлять никакого решения или протокола. В налоговую службу вместе с заявлением ему следует подать копию паспорта и выписки из ЕГРИП, справку о присвоении ИНН.

Почему могут отказать в регистрации изменений

Очень редко, но все же встречаются случаи, когда заявителям отказывают в регистрации изменений. Чаще всего это происходит по причине невнимательности заявителя или заполнения формы по старым нормам. В старом классификаторе коды состояли из трех цифр, сейчас из четырех.

Встречаются случаи, когда смена основного вида деятельности ООО производится не уполномоченным лицом. Либо забыли осветить этот вопрос протоколе общего собрания, либо оформить доверенность на ответственное лицо. Встречаются предприниматели, которые пытаются зарегистрировать запрещены виды деятельности для определенной формы предприятий.

Если не внести изменения

Понятное дело, что штраф за то, что не актуализировал виды деятельности, небольшой, всего лишь 5 тысяч рублей, да и зачастую предприниматели отделываются предупреждением. Однако такие деяния ведут к более негативным последствиям. Предприятие может получить отказ в вычетах НДС. Также можно столкнуться с проблемой, что откажут в участии в торгах, так как в выписке из ЕГРЮЛ не окажется нужного вида деятельности. Могут появиться проблемы с переводом на другую систему налогообложения, поэтому рекомендуется все делать правильно и своевременно.

Если предприятие на ЕНВД

Отличий в процедуре смены вида деятельности на ЕНВД нет. Главное, о чем следует всегда помнить, - о том, что для специальных режимов налогообложения существует множество ограничений, включая выбор вида деятельности. Очень важно, подбирая новый код ОКВЭД, чтобы разрешенный вид совпадал с классификатором.

Комментарии