Музей паровозов, Переславль-Залесский: адрес, режим работы, экспонаты, экскурсии и фото

В музее паровозов в Переславле-Залесском собраны образцы транспортных средств с конца девятнадцатого по начало двадцатого столетий. На площадках музея можно увидеть различные модификации паровозов и вагонов того времени как промышленного назначения, таки пассажирского типа, а также большую коллекцию легковых автомобилей, служивших гордостью первых шоферов. Коллекция представлена в железнодорожном музее Переславля-Залесского.

Несколько слов о кукушках

Первые железнодорожные линии назывались узкоколейками из-за не большого расстояния между рельсами. Первые паровозы с не широким расположением колес, передвигающие составы по узкоколейке, получили название «кукушки». Именно для того чтобы увидеть их своими глазами, люди едут в Переславль-Залесский железнодорожный музей.

Для девятнадцатого века это была суперсовременная техника, которую начали применять в горнодобывающей промышленности. На территории России первые паровозы нашли свое применение на рудниках, действующих в Алтайском крае, и сыграли важную роль в истории отечественной промышленности. Новаторами, применившими современную технику, стали богатые промышленники. А позже, ввиду высокой эффективности, в узкоколейки стали вкладывать средства акционерные общества.

Довольно быстро новая техника получила широкое применение, и первые узкоколейки превратились в государственную систему коммуникаций. В начале железные дороги служили связью между отдельными предприятиями, а со временем ветки узкоколеек дотянулись до отдаленных поселений, обеспечивая сообщение с труднодоступными регионами.

История создания музея

Музей паровозов Переславле-Залесском расположился не в черте города, а в загородном поселке Талицы, расположенном неподалеку. Это самый знаменитый музей города, он ведет свою историю с 1989 года, хотя официальной датой открытия считается 1991 год. Идея основания музея родилась у Вадима Миронова, который объединил усилия с руководителем кооператива «Декор» из Ярославля и выкупил узкоколейку с целью создания музея.

В 1991 году выкупленная территория приобрела независимый статус, отделившись от кооператива, и превратилась в Музей паровозов. Первое время это была закрытая территория с ограниченным доступом, представляющая частную коллекцию. Однако по прошествии семи лет, к 1998 году организация превратилась в общественный музей, открытый для свободного посещения, который приобрел большую популярность.

Сегодня учреждение служит одной из главных достопримечательностей Переславля-Залесского. Оно не перестает удивлять своих посетителей количеством и разнообразием коллекций, собранных из образцов антикварной техники. О посещении Музея паровозов в Переславле-Залесском (фото экспонатов представлены в статье) будут помнить долгие годы и дети, и взрослые.

Промышленное значение линии

Музей паровозов был сформирован из реорганизованного депо, которое в прошлом располагалось именно на этом месте. Хоть саму узкоколейную железную дорогу к этому времени уже разобрали, все же оставили небольшую ветку протяженностью около двух километров. Она служит для испытания отреставрированных машин.

На момент сооружения этой линии железной дороги ее протяженность составляла около 150 километров. Использовали эти коммуникации, по-большому счету, для транспортировки торфа в пределах региона. Местные земли славились своим богатством, в свое время этим топливом пользовалась половина страны. В начале по узкоколейке вагоны доставляли торф до станции ширококолейной линии, а дальше во всех направлениях.

Когда массовая потребность в торфе отпала, узкоколейку попытались использовать для пассажирских составов, но идея оказалась не рентабельной. И в начале 2000-х поступило распоряжение упразднить линию. Все местные коммуникации пришлись на автомобильные трассы, надобность в узкоколейке отпала.

Экскурсия по музею

Музей паровозов расположен в пределах бывшей узкоколейной линии и связи с общей железной дорогой не имеет. Среди экспонатов можно встретить настоящих «динозавров» паровозного движения, но, к сожалению, часть из них нуждается в реставрации и выглядит не очень презентабельно, но старинные формы паровозов выглядят невероятно.

Если пришлось оказаться в паровозном музее впервые, будет не лишним заказать услуги экскурсовода, потому что вопросов появится много, а сотрудники с удовольствием расскажут массу увлекательных историй. Фасад депо украшен рупором дореволюционного производства, из которого звучит старая музыка, являющаяся ровесницей экспонатов, она словно проводит посетителей через призму времени.

Большая часть экспонатов поддерживается в рабочем состоянии, но в присутствии посетителей запуск не производят в целях безопасности. Вся представленная техника находится за ограждениями и показ изнутри не производится. Машины прошлого плохо укомплектованы средствами безопасности, поэтому осматривать их можно только снаружи. Особый интерес представляют так называемые автовозы, они похожи на легковые автомобили прошлого, но идет они не на резиновых колесах, а на паровозных.

Экспонаты музея

На одном из путей Музея паровозов стоит самый «молодой» тепловоз из всей коллекции, к нему прикреплен пассажирский вагон. Это все, что осталось от попытки запустить транспортную линию. Сегодня здесь устроили лавку, где можно приобрести сувенир с историческим подтекстом. Однако нужно заметить, что подобная машина здесь одна, основную коллекцию представляет техника, выпущенная не позднее 1960-х годов прошлого столетия. Познакомимся с каждым из экспонатов подробнее.

Паровоз 157-469

Эту машину спроектировали на Коломенском заводе, в 1928 году вышли первые образцы этого класса, один из которых сейчас находится в коллекции Переславского музея паровозов. Он сохранился в приличном состоянии и является прекрасным представителем техники своего времени.

Этот паровоз продолжал служить до 1978 года, находясь на балансе Чернораменского управления транспортом. Затем был списан, установлен на постамент и служил памятником в Балахне. В Музей паровозов он попал лишь в 1998 году.

Паровоз ФТ4-028

Является представителем зарубежной техники, его изготовили в Финляндии на заводе Тампелла осенью 1945 года. Паровоз успешно реставрировали, и сегодня он находится в рабочем состоянии. Примечательно, что это единственный во всем мире уцелевший экземпляр данной модификации.

Паровоз ГР-269

Также из числа импортных образцов, его изготовили в Германии на заводе, названном в честь Карла Маркса – известного политического деятеля девятнадцатого столетия. Этот паровоз увидел свет в 1950 году, его предназначением являлась перевозка тяжелых составов грузового порядка. В Музей паровозов этот экспонат попал в конце 1991 года, усилиями переславль-залесских умельцев он был полностью реставрирован и сегодня находится в рабочем состоянии.

Паровоз КП4-300

Сегодня этот экспонат находится на стадии восстановления, был выпущен на польском заводе в городе Хржанове силами специалистов Дзержинского завода в 1955 году. В музее имеется и второй образец данного паровоза, он был выпущен годом позже на том же заводе. Его модификация получила маркировку КП4-469, время этот образец пощадило больше и сегодня он находится в рабочем состоянии.

Паровоз ВП4-2120

Его создали на Воткинском заводе паровозного строительства в 1958 году на базе трехосного тендера. Этому паровозу посчастливилось меньше остальных. Долгое время он пролежал на боку, получив повреждения будки, которые восстановить очень сложно. На сегодняшний день машина находится в плачевном состоянии.

Фрагменты паровозов

Не всем экспонатам удалось сохраниться до нашего времени целиком, от многих достались только фрагменты, которые дают представление об устройстве техники того времени и о фирмах-производителях. В музее выставлены фрагменты:

  • Танк-паровоз 0-3-0, производства фирмы "Краусс", образца выпуска 1880 года, реставрации не подлежит.
  • Танк-паровоз Е 0-3-0 Коломенского паровозостроительного завода 1921 года выпуска, восстановлению не подлежит.
  • Котел паровоза О 0-4-0 Коломенского завода 1918 года производства, восстановлению не подлежит.
  • Двухосный тендер, предназначенный для паровоза, имеющего серию 159, произведенного в 1930 году, в данный момент находится на реставрации.

На выставке также представлен ряд менее ценных экспонатов более позднего производства, среди которых можно увидеть тепловозы, подвижные электростанции, мотовозы и самодвижущиеся механизмы.

К сожалению, из-за недостатка персонала и требуемых условий возможность осмотра внутренней части паровозов исключена. Многие туристы очень расстраиваются, не получив желаемого осмотра. Но, к сожалению, подобная демонстрация сегодня невозможна. Она должна происходить при соблюдении правил техники безопасности, а это подразумевает установку дополнительных приспособлений, на которые у музея пока денег нет.

Расположение музея

Как упоминалось выше, экспозиция не находится в самом Переславле-Залесском. Адрес Музея паровозов: Переславский район Ярославской области, поселок Талицы, улица Лесхозная, дом 1.

Сюда можно добраться на персональном транспорте. Музей находится в пятнадцати километрах от Переславля-Залесского. Добираться придется не менее получаса - дорога, ведущая к музею, находится в печальном состоянии, что отрицательно сказывается на скорости движения.

Если въехать в Переславль с московского направления, нужно сделать поворот налево, достигнув ближайшего крупного перекрестка, следуя по дороге, ведущей в сторону ботика Петра. Дальше нужно продолжить следовать прямо, не сворачивая до села Купанского, где стоит указатель, направляющий к музею. Указатель укажет поворот налево, там находится проселочная дорога, которая приведет к музею.

Проехав 3 километра, можно достичь Талицы, где прямо на въезде расположена бесплатная стоянка. Но путь от стоянки еще не близкий, она предназначена для летнего использования во время наплыва туристов. А в остальное время можно воспользоваться стоянкой, расположенной возле музея, которая может вместить достаточно транспорта, но все же имеет пределы.

Порядок работы музея

Какой режим работы Музея паровозов? От Переславля-Залесского необходимо ехать около 20 километров, поэтому ознакомьтесь с графиком заранее, чтобы не потратить время впустую. Выходные в музее приходятся на понедельник и вторник, в остальные дни организация принимает туристов с 10 утра до 6 вечера. Для зимнего периода Музей паровозов в Переславле часы работы сокращает, вечером выставка закрывается в 17 часов.

Стоимость билета для взрослого составляет 150 рублей, для школьника – 50 рублей, а дети дошкольного возраста проходят бесплатно. Стоимость экскурсии составляет 500 рублей на пятерых, а если людей больше, то нужно доплатить по 100 рублей на человека. Если пришлось приехать в музей впервые, услугами экскурсовода лучше воспользоваться, иначе многое будет непонятно.

Состояние музея сегодня

Отзывы о Музее паровозов (Переславль-Залесский) достаточно противоречивы. Кто-то остается под впечатлением от наглядных образцов техники позапрошлого века, а кто-то расстраивается из-за того, что ожидал чего-то большего. Приехав сюда, нужно быть готовым к тому, что придется преодолеть не маленький путь, часть которого приходится на плохую дорогу. Некоторые сетуют, что потратили много усилий лишь для того, чтобы увидеть допотопную технику, часть из которой находится в плачевном состоянии. Здесь вся обстановка соответствует началу прошлого столетия и ожидать современных условий совершенно не приходится.

С другой стороны, Музей железнодорожного транспорта Переславля находится в частном владении и переживает не лучший свой период, так что средств не хватает даже для своевременной реставрации имеющихся экспонатов, не говоря уже об организации кемпингов или других удобств, положенных загородным учреждениям. Нет возможности организовать просмотр внутренней части паровозов, что, безусловно, добавило бы интерес посетителей, даже элементарные навесы установить пока получилось не везде, где они необходимы.

Несмотря на то, что музей работает круглый год, возможности содержать необходимый штат сотрудников у директора нет. Поэтому все мероприятия обслуживают всего восемь энтузиастов, которые выполняют все ремонтные, хозяйственные и организационные работы. Даже самого владельца музея всегда можно застать на рабочем месте, он сам продает сувениры в импровизированной сувенирной лавке, устроенной в пассажирском вагоне.

Комментарии
Пусть найдётся спонсор музея или государство обратит внимание на этот музей! Удачи этому музею!