Фотограф Роджер Баллен: биография и творчество
Роджер Баллен - культовый американский и южноафриканский фотохудожник. Его работам присуща особая эстетика, для одних людей - притягательная и завораживающая, для других - пугающая и вызывающая отвращение. Фотографический архив Роджера Баллена содержит массу непривычных и волнующих образов, от странных портретов аутсайдеров и изгоев до совершенно фантасмагорических картин. К его искусству сложно оставаться равнодушным, оно вызывает у зрителя сложные эмоции и заставляет задумываться о непростых вещах.
Биография
Роджер Баллен родился в 1950 году в Нью-Йорке. У его матери была фотографическая галерея, и он с детства рос в окружении фотографий и людей, которые их создают. Уже ребенком он начал фотографировать, и на окончание школы родители подарили ему профессиональную камеру, однако большую часть жизни это было для него всего лишь хобби.
В 23 года после окончания университета Баллен отправился путешествовать по миру и в середине семидесятых впервые попал в ЮАР, где познакомился со своей будущей женой. В 1977 году он вернулся в Соединенные Штаты и в 1979-м издал там свою первую книгу - Boyhood (“Мальчишество”), в которой собраны фотографии мальчишек разных стран. Как говорит сам Баллен, эта книга посвящена его собственному детству.
В 1981 году он получил докторскую степень по геологии и вернулся в Южную Африку, где тридцать лет работал геологом - его профессиональная деятельность заключалась в поиске минералов, золота и платины. Благодаря этой деятельности Баллен много путешествовал по Африке и смог увидеть ее жизнь изнутри - не с точки зрения туриста, а в качестве ее полноправного участника. Это не поверхностный взгляд из окна автомобиля и не простая документальная съемка: Баллен налаживает с интересующими его людьми контакт, общается с ними, заходит в их дома и видит то, что редко видят "цивилизованные люди".
В вышедший в 1986 году второй альбом Роджера Баллена, который называется Dorps: Small Towns of South Africa (”Селения: маленькие города Южной Африки”), вошли фотографии, сделанные им во время геологических экспедиций. Это увиденные им в пути пейзажи, быт, лица людей. Во многом это документалистика, показывающая условия, в которых живут бедные слои населения, пока не затронутые прогрессом. Однако во всем этом присутствует что-то характерно “балленовское” - иррациональное и пугающее.
Дризи и Кэзи
Одна из самых известных фотографий Роджера Баллена - “Дризи и Кэзи”. Она появилась в его третьем альбоме Platteland (”Сельская местность”), вышедшем в 1994 году. На ней изображены пускающие слюни близнецы, серьезно смотрящие прямо на нас.
Баллен отказывается рассказывать про них какие-то подробности - вероятно, он несколько раздосадован тем, что, несмотря на огромное количество сделанных им снимков, основное внимание все же достается одной единственной фотографии. Известно, что с 2011 года Дризи и Кэзи живут в доме для престарелых: можно сравнить то, как их увидел художник Рождер Баллен, и то, как они выглядят в своей обычной жизни двадцать лет спустя.
Документальный вымысел
Особенностью фотографий Роджера Баллена является то, что на лежащую в их основе документальную репортажную съемку накладывается субъективный взгляд художника, привносящий особое ощущение и настроение. Сам же Баллен называет свою стилистику документальным вымыслом. Он часто говорит о том, что занимается не социальной фотографией, а экзистенциальной. Его творчество посвящено абсурдности жизни и больше говорит о человеческом уделе, чем о повседневной реальности или социальных проблемах.
С течением времени работы Баллена претерпевают трансформацию: начиная с его четвертого альбома, Outland (”Далекая земля”), в его фотографиях появляются элементы постановки, а в дальнейшем он приходит к еще более сюрреалистичным образам. Также он использует в своих работах рисунки, коллажи, скульптурные элементы.
Сотрудничество с Die Antwoord
Вероятно, широкой публике работы Роджера Баллена стали известны благодаря сотрудничеству с южноафриканской группой Die Antwoord. В 2006 году Йо-Ланди Фиссер написала Баллену, что его творчество сильно на них повлияло, и предложила ему создать что-то вместе.
В 2009 году Баллен участвовал в создании декораций их первого клипа Enter the Ninja, в 2011 году появляется срежессированный им клип I Fink U Freeky, в 2017-м - их совместный короткометражный фильм Tommy can’t sleep. Также Йо-Ланди Фиссер и Ninja присутствуют на фотографиях и в видео Баллена в качестве моделей.