Качественная учебная программа - это основа для педагога

Учебная программа - это базовый документ, на основании которого работает любой педагог. После тех изменений, которые были внесены в систему отечественного образования, инновации коснулись и предметных областей, рассматриваемых в рамках школьного обучения.

Современные тенденции

В новых условиях рабочая учебная программа по предмету должна иметь иное содержание. Иные требования предъявляются и к самому педагогу. Если ранее он был транслятором знаний, умений, навыков, то в современных реалиях педагог становится наставником, помогающим ребятам самостоятельно приобретать ЗУН (знания, умения, навыки), совершенствовать УУД (универсальные учебные действия).

Структура

Какие элементы включает рабочая учебная программа? Существуют определенные требования к ее оформлению. Сначала составляется пояснительная записка. В ней отмечаются особенности курса, указываются основные цели и задачи, которые ставит перед собой педагог. Поскольку учебная программа - это документ, в нем отмечаются те методы и приемы, которые позволяют учителю реализовывать поставленные цели и задачи. После введения в российское образование новых стандартов, изменилось и содержание программы.

Кроме методического планирования рабочая учебная программа по любому предмету должна содержать раздел с предполагаемыми результатами.

Обязательным элементом является и учебно-тематическое планирование, в котором педагог указывает названия тем, разделов программы, основные структурные единицы, домашнее задание, виды работы на каждом уроке.

Учебная программа ФГОС предполагает выделение на каждом занятии тех универсальных учебных навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

Нормативная база

Все учебные образовательные программы, разрабатываемые для российских образовательных учреждений, основываются на компоненте государственного стандарта, базисном учебном плане и перечне учебников, которые рекомендованы к использованию министерством просвещения РФ, ФЗ «Об образовании», Конституции РФ.

На основании федерального учебного плана, а также тех планов, которые функционируют в каждой конкретной образовательной организации, педагог указывает число часов по учебному предмету.

Вариант программы по химии

Для данного предмета учебная программа - это не только пояснительная записка, планируемые результаты, поурочное планирование, но и обязательное перечисление практических и лабораторных работ. Так, в рамках ФГОС нового поколения в курсе химии восьмого класса планируется проведение 7 практических занятий, 6 лабораторных опытов. Курс рассчитан на 68 часов (два часа в неделю).

Количество контрольных работ – 4.

Цели и задачи курса химии

Что представляет собой химическое образование? Учебная программа построена так, чтобы ребята овладели навыками безопасного использования химических веществ.

Цели:

  • усвоение элементарных химических знаний о составе и свойствах соединений;
  • формирование познавательного интереса и интеллектуальных способностей в рамках самостоятельного получения знаний;
  • приобретение навыков обработки информации из различных источников;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью, к живой природе;
  • формирование умений и навыков безопасного использования материалов в быту;
  • знакомство с алгоритмами проведения лабораторных опытов и экспериментов

Так как учебная программа - это комплекс различных действий, необходимо отметить, что ее реализация возможна при применении различных образовательных технологий: проектной и исследовательской деятельности, деятельностного подхода, индивидуального обучения, проблемной методики.

В современных реалиях обучение школьников осуществляется в рамках формирования компьютерной компетентности, поэтому в своей работе учитель химии применяет множество мультимедийных презентаций, видео- и аудиозаписи.

Контроль качества усвоения обучающимися предполагает проведение самостоятельных и контрольных работ в тестовой и классической форме.

Приоритетными направлениями в рамках предмета «химия» согласно образовательным стандартам второго поколения, являются следующие элементы:

  • самостоятельная и мотивированная организация собственной познавательной деятельности, начиная с постановки цели работы, заканчивая анализом полученного результата;
  • применение элементов структурно-функционального и причинно-следственного анализа;
  • составление простейших взаимосвязей между свойствами вещества и областями его применения;
  • собственный подбор критериев для сравнительного анализа, сопоставления, оценки, отбора объектов;
  • умение мотивированно и подробно доказывать свои рассуждения, находить доказательства.

Подводим итоги

В отечественной образовательной системе в настоящее время наблюдаются серьезные изменения. Они коснулись не только учебного плана, в котором появляются новые предметы, но и содержания, и структуры образовательных программ, используемых учителями в своей профессиональной деятельности.

К предметным программам предъявляются определенные требования, регулируемые не только требованиями Министерства просвещения Российской Федерации, но и локальными документами, принятыми на уровне образовательной организации. Независимо от учебного предмета, каждый педагог разрабатывается учебную программу, составляет поурочное планирование - все это утверждается на методическом объединении учителей, заверяется руководителем школы.

Комментарии