Что это желтая пресса: значение и происхождение понятия

Часто мы в жизни слышим и используем фразы, не до конца понимая их значение, и не знаем, откуда они возникли. Ярким примером такой фразы является выражение "желтая пресса". Рассмотрим подробнее в статье, что это - желтая пресса и откуда указанный термин взял свое начало.

Значение фразы

Что такое желтая пресса? Это любые сообщения, оформленные в виде статьи, которые приводят сенсационные факты и события, не укладывающиеся в рамки разумного мышления и трезвого восприятия действительности. В этих сообщениях, как правило, присутствуют насилие, нарушение законов морали или законов современного научного представления о мире. При этом содержащаяся текстовая информация в таких статьях в действительности является недоказанной, отчасти псевдонаучной, скудной и "рассеянной". Как правило, из таких сообщений нельзя почерпнуть полезные идеи, которые бы дополнили и обогатили мировоззрение читателя.

Учитывая специфику информации и способ ее подачи, этот тип газеты также называют сенсационная пресса.

Отличительные признаки желтой прессы

Ниже будут даны главные признаки, по наличию которых в той или иной статье можно сказать, что это желтая пресса:

  • Сенсационные заголовки. Например, если написать такое название статьи: "Обнаружен вид рыбы, который практически не изменился за последние 10 млн лет", то она привлечет к себе определенную долю читателей, которые интересуются эволюцией и биологией, однако если этот же заголовок сформулировать следующим образом: "Жива рыба, которая видела динозавров", то желающих прочесть такую публикацию будет на несколько порядков больше.
  • Иллюстрации эмоционального характера. Это могут быть фотографии жертв с места катастрофы, военных конфликтов или фото знаменитостей в нелепых ситуациях. В настоящее время существует также возможность обработки реальных снимков с помощью компьютерных программ таким образом, что сам реальный объект можно изменить до неузнаваемости.
  • Большое количество иллюстраций. Если посмотреть на одно фото, то оно может не произвести сильного впечатления, но когда таких изображений много, то они на подсознательном уровне воздействуют на человека, усиливая эмоциональную составляющую восприятия и притупляя его рациональное мышление.
  • Использование ярких насыщенных цветов в иллюстрациях и специальных шрифтов для выделения ключевых фраз в тексте. Идея этих элементов та же самая, то есть возбуждение интереса у читателя.
  • Неструктурированность информации, "рассеянность" фактов, недоказанность утверждений и умозаключений. Такой текст создает лишь неразбериху и хаос в мышлении читателя.

Таким образом, желтая пресса - это эмоциональный и сенсационный текст с "красивыми" картинками и низкой плотностью полезной информации.

О чем пишут в желтой прессе?

Большая доля статей желтой прессы - это рубрики следующего содержания:

  • Катастрофы (природного и техногенного характера).
  • Темы табу (события, посягающие на общественную мораль).
  • Ужасы разного рода и криминал.

Откуда произошло понятие "желтая пресса"?

Сформировалось оно в США в период между 1895-1898 годами. В это время в Нью-Йорке два крупных газетных издания, которые назывались New York World (NYW) (владелец Джозеф Пулитцер) и New York Journal (NYJ) (владелец Уильям Херст), на страницах своей продукции печатали тип статей сенсационного характера, которые содержали больше выдуманных, чем правдивых фактов. Обе газеты использовали психологические приемы воздействия на читателя с целью повысить уровень своих продаж, то есть они являлись ярыми конкурентами.

В это время в каждом воскресном номере журнала NYW выходила серия комиксов под названием Hogan’s Alley, рисовал их Ричард Ауткольт. Ее главным героем был мальчик Мики Дьюган, который получил прозвище "Желтый малыш". Он был типичным представителем низших слоев общества США, в своей речи он использовал сленг, а желтым был назван за цвет ночной рубашки, на которой были написаны разные лозунги.

Комиксы Hogan’s Alley приобрели настолько большую популярность среди читателей, что Херст нанял отдельного человека, чтобы включить новую их серию в свою газету NYJ. Между владельцами этих американских изданий развернулась настоящая война. Впоследствии газета New York Press на своих страницах выпустила статью под названием We called them Yellow because they are yellow - "мы их называем желтыми, потому что они трусы", в которой использовался термин "желтая пресса" применительно к характеру продукции газет NYW и NYJ.

Приведенная информация этого пункта дает ответ на вопрос, почему желтая пресса называется желтой.

Желтая печать в России

Пожалуй, одной из первых представительниц желтой прессы, или бульварной прессы в нашей стране являлась газета "Копейка", которая выпускалась еще до революции. После революции, в годы коммунизма из-за наличия жесткой цензуры "желтизны" практически не было в российской печати. Ее появление и стремительное развитие относят к началу 90-х годов. Здесь следует выделить такие издания, как "Экспресс-газета" и "Мегаполис-экспресс". С 2009 года газета "Известия" тоже попала в эту категорию.

Зачем нужна желтая пресса, и может ли ее чтение навредить мышлению?

Практическое отсутствие пользы сенсационных сообщений в средствах массовой информации приводит ко вполне естественному вопросу: для чего нужен этот вид прессы, какие роли он выполняет? К сожалению, все эти статьи преследует достижение одной главной цели - повышение популярности их издателя (газеты, журнала), за которой стоит увеличение финансовой прибыли соответствующей фирмы.

Многие понимают, что уже один заголовок попавшейся на глаза статьи говорит о том, что это желтая пресса. Тем не менее человеческое любопытство берет свое, на уровне сознания всплывает фраза "а вдруг", и человек начинает читать такую статью. Для образованных и достаточно эрудированных людей эта литература не представляет никакой опасности, поскольку они обладают жестким "стержнем" системности восприятия, нарушить который хаотичным перечислением фактов невозможно. Для остальных же людей, и особенно для школьников с несформированным мировоззрением, постоянное чтение желтой печати может лишь добавить вопросов и увеличить хаотичность их мышления.

Комментарии