Спартанский царь Леонид I: биография
Леонид I – один из царей древней Спарты в Греции. Единственным деянием, благодаря которому он вошел в анналы истории, стала неравная битва при Фермопилах, в ходе которой он героически погиб. Это сражение является самым известным из истории второго персидского вторжения в Грецию. Позднее герой стал образцом воинской доблести и патриотизма.
Спартанский царь Леонид: биография
Что же известно о нем сегодня? Основные сведения из жизни спартанского царя Леонида I дошли до наших дней благодаря древнегреческому историку Геродоту. Он произошел из рода агиадов. По данным, которые Геродот приводит в своем труде «История», корни этой династии восходят к легендарному древнегреческому герою Гераклу, сыну Зевса.
Точная дата рождения Леонида I не определена, предположительно, это 20-е гг. VI в. до н. э. О его жизни практически ничего не известно. В юности он получил хорошую физическую подготовку, как и другие спартанские мальчики. Об этом свидетельствует и то, что на момент исторической битвы при Фермопилах он был уже немолод – ему было 40-50 лет, но телосложение греческого военачальника было крепким и атлетическим.
Его отец, Александрид II, был первым представителем агиадов. У него было 4 сына – Клеомен, Дорией, Леонид и Клеомброт. Первая жена, дочь сестры Александрида, долгое время не могла забеременеть, но он не хотел с ней расставаться. Тогда представители правительственной коллегии Древней Спарты разрешили ему стать двоеженцем, чтобы род царей не прекратился. От второй жены появился на свет Клеомен, а год спустя первая жена Александрида родила остальных трех сыновей.
Восшествие на престол
После смерти отца Леонида I в 520 г до н. э. народное собрание решило избрать царем Спарты Клеомена. Дорией был не согласен с этим и покинул государство. Он попытался создать свое поселение в Африке, затем в Сицилии. Через 10 лет его убили, а в 487 г. до н. э. умер и Клеомен.
Причина смерти последнего доподлинно неизвестна. По одной из версий, он потерял разум и был подвергнут аресту по инициативе родных братьев, а впоследствии совершил самоубийство. Согласно другой гипотезе, Клеомен был убит по приказу правительственной коллегии или Леонида I. После этого трагического события последний смог стать полноправным правителем Спарты. Годы правления царя Леонида – 491-480 гг. до н. э.
Семья и дети
Жена царя Леонида – Горго – также принадлежала к роду агиадов. Она была дочерью его сводного брата – правителя Спарты Клеомена I. В те времена браки между близкими родственниками были нормой в обществе, это запрещалось только детям от одной матери. Деторождение в Спарте очень поощрялось, а основным предназначением женщины было материнство. Существует даже исторический анекдот, согласно которому на вопрос о том, как греческим женщинам удается управлять своими супругами, Горго ответила: «Мы единственные, кто рожает мужей».
Жена спартанского царя была красива, за свои большие и томные глаза ее с детства называли Волоокой. В 17 лет, когда умерла ее мать, воспитанием девушки занималась тетя, которая привила ей любовь к поэзии.
По данным некоторых исследователей, Горго была не первой женой Леонида. До нее он 15 лет жил в браке с Мнесимахой, которая родила ему двух дочерей и двух сыновей. Оба мальчика умерли еще в раннем возрасте. Старшей дочери Дориде было 18 лет, а младшей Пенелопе – 15, когда Леонид, по настоянию своего старшего брата и выборных должностных лиц, развелся с их матерью и женился на Горге. Это было сделано из политических соображений.
Спартанский царь очень переживал из-за этого, так как у него были хорошие отношения со своей прежней семьей. Он часто навещал бывшую жену и детей. Мнесимаха так и не вышла повторно замуж, поскольку она так же сильно любила его.
В тот год, когда был убит Леонид, Горго родила единственного ребенка. После Фермопильского сражения Плистарх, сын Леонида I, стал правопреемником своего отца. Регентом мальчика был назначен дядя – Клеомброт, а после смерти последнего – его сын Павсаний. Плистарх не оставил после себя детей, и род Леонида, царя Спарты, прервался.
Греко-персидские войны
На исходе VI в. до н. э. Персидская империя превратилась в могущественную державу с претензиями на мировое господство. В ее состав входили такие развитые территории, как Египет, Вавилон, Лидия, греческие города на побережье Малой Азии. Начало греко-персидских войн связывают с антиперсидским выступлением в 500 г. до н. э. (Ионийское восстание). Через 6 лет оно было подавлено. Как считает Геродот, это послужило толчком для нападения персов на Балканский полуостров.
Первый военный поход был ими организован в 492 г до н. э., но из-за сильной бури персидский флот понес большие потери, благодаря чему греки получили передышку продолжительностью в 2 года. Во многих городах древнегреческого государства среди населения сформировались пораженческие настроения, и только Спарта и Афины проявили решимость сражаться с грозным врагом. В обоих городах казнили послов персидского царя Дария I, которые прибыли туда с предложением признать власть династии Ахеменидов.
Вплоть до 480 г. до н. э. судьба благоволила к грекам. Персы потерпели поражение в Марафонском сражении, в результате у греков появилась возможность подготовиться к будущей войне и построить свой флот. К тому же силы персидского государства в тот момент были направлены на подавление восстаний в Египте и внутри страны.
Фермопильское сражение
В 481 г. до н. э. на конгрессе в Коринфе был создан общий оборонительный союз эллинов (Спарты и Афин). Верховное командование над сухопутными и морскими войсками были переданы спартанскому царю Леониду. Когда персы приблизились к границам Греции, было решено встретить их в Темпейском ущелье, на границе Македонии и Фессалии. Фермопильское ущелье было выбрано вторым эшелоном обороны.
В самом узком месте ущелья тогда могла проехать лишь одна телега. К тому же здесь существовали старые оборонительные сооружения, построенные когда-то для защиты от набегов фессалийцев. В древности это был единственный путь по суше из северной Греции в ее среднюю часть.
Для проведения оборонительной операции прибыло около 7000 воинов из различных регионов, среди которых был небольшой элитный отряд спартанцев численностью в 300 человек. Это военное подразделение никогда не распускалось, даже в мирное время. Оно использовалось в основном внутри Спарты и могло быть быстро мобилизовано для внешнеполитических целей. Другие союзники отказали Леониду в помощи под предлогом того, что необходимо завершить Олимпийские игры, начало которых совпало с военным походом.
Когда персидский царь Ксеркс I подошел Фермопильскому ущелью со своим огромным войском (по оценкам современных историков, оно насчитывало от 70 до 300 тыс. воинов), большинство командиров эллинских отрядов приняли решение об отступлении. Бесчисленное войско персов вселило страх в сердца греческих военачальников. В такой тяжелой ситуации спартанский царь Леонид I был вынужден принять единственное возможное для себя решение: оборонять ущелье, даже если нет шансов выжить в битве.
Смерть
Ксеркс I дал спартанскому царю 4 дня на размышление, ожидая, пока подтянутся остальные части персидского войска. На пятый день он отправил к ущелью свои отряды воинов из Мидии и Киссии, численность которых значительно превышала греческое подразделение. Эта атака, как и последующие в течение двух дней, была отбита. Длинные копья и тяжелые щиты греков давали им явное преимущество перед персами, у которых были более короткие копья, плетеные щиты и доспехи, сделанные из тканого полотна. По некоторым оценкам, во время этих оборонительных битв было убито около 10 тыс. персов.
Греческий отряд состоял полностью из тяжелой пехоты, которая с легкостью блокировала узкий проход Фермопильского ущелья. Спартанцы также использовали хитрую стратегию: делали вид, что отступают, чтобы персы преследовали их. Потом они внезапно поворачивались и атаковали, застигая врагов врасплох.
Исход фермопильского сражения решила оплошность отряда фокидян, которые должны были оборонять другую горную тропу, ведущую в обход горы. По версии Геродота, эту дорогу персам указал предатель из фессалийского племени, но современные историки считают, что персидские разведывательные отряды и сами могли узнать о ее существовании. С наступлением темноты Ксеркс отправил своих солдат по горной тропе, чтобы они напали на греков с тыла. Фокидяне слишком поздно заметили персов и, не оказывая никакого сопротивления, разбежались.
Из всех союзников спартанского царя Леонида к концу битвы осталось только 2 маленьких отряда. Согласно одной из легенд, он даже настаивал на том, чтобы союзники отступили от Фермопил, чтобы их сыновья могли продолжить род и сохранить греческое войско для последующих сражений. В то время в Спарте уже ощущалась нехватка воинов, поэтому свой отряд царь Леонид сформировал только из тех мужчин, у которых уже имелись дети.
В ходе ожесточенной схватки его убили. Кульминацией этого события стала борьба за тело героя. Грекам удалось отбить его у персов, и они отступили на один из холмов. Весь отряд Леонида был уничтожен, кроме двух спартанцев, которые не участвовали в сражении. По возвращении на родину их ждало бесчестие, одному из них дали прозвище Трус, а второй покончил жизнь самоубийством.
Месть Ксеркса
По мнению современников спартанского царя Леонида, никто не испытывал к нему настолько сильной ненависти, как персидский правитель. Сразу после окончания битвы он решил самолично осмотреть поле брани. Увидев труп Леонида, он приказал надругаться над ним – ему отсекли голову и мертвого посадили на кол.
Обычно таким образом поступали с мятежниками, а не с воинами, павшими в честном бою. Это был кощунственный акт со стороны Ксеркса. Таким образом персидский царь хотел выразить свои личные враждебные чувства по отношению к Леониду, уничтожившему двух его братьев и оказавшему активное сопротивление.
Существует также легенда, согласно которой на требование Ксеркса сдаться, Леонид произнес крылатую фразу: «Приди и возьми». Эти слова были выбиты впоследствии на основании памятника, построенного в честь этого военачальника в Спарте.
Образ героя в искусстве
Подвиг царя Леонида I вдохновлял многих деятелей искусства, писателей и художников. Образ героя, борющегося за свободу ценой своей жизни, был воспет в произведениях английского поэта Р. Гловера (поэма «Леонид»), Дэвида Малле, Байрона, В. Гюго (поэма «Три сотни») и других. Имя царя Спарты из рода Агидов упоминалось и А. С. Пушкиным, В. В. Маяковским.
На картине французского художника Жака Луи Давида «Леонид при Фермопилах», написанной в 1814 г., полководец изображен во время подготовки к решающему бою. Рядом с его полуобнаженной фигурой находится алтарь знаменитого предка – Геракла. Наполеон Бонапарт был знаком с этим полотном художника, и на вопрос о том, может ли побежденный быть героем картины, он ответил, что имя Леонида – единственное дошедшее до нас через глубину эпох, а все остальные затерялись в истории.
В 1962 г. режиссером польского происхождения Рудольфом Матэ был снят фильм «Триста спартанцев», посвященный подвигу спартанского царя. Наиболее яркими сценами в этой кинокартине являются те, в которых герой и его соратники отказываются сдаться персам в обмен на пощаду. Под впечатлением от этого фильма американский иллюстратор Фрэнк Миллер создал в 1998 г. графический роман-комикс об этом событии, который был экранизирован в 2007 году американским кинорежиссером Заком Снайдером.
В 2014 г. другой израильский режиссер Ноам Мурро снял еще одну экранизацию о битве царя Леонида «Триста спартанцев: расцвет империи», но наибольшей исторической достоверностью обладает кинофильм 1962 года.
Критика
Перед своей гибелью Леонид I знал, что персы приближались к его отряду с той стороны, откуда их никто не ждал. Но все же он решил защищаться и погибнуть, исполняя свой долг. О целесообразности такого решения было много споров еще у древних историков. Остальные военачальники склонялись к тому, что следует отступить, пока не поздно. Они пытались убедить в этом и своего предводителя.
Возможно, что на окончательное решение царя Спарты Леонида повлияла присущая ему и его соотечественникам религиозность. Еще в самом начале греко-персидских войн дельфийские оракулы предсказали, что Спарта будет разрушена или их царь погибнет. Леонид сам исполнял обязанности верховного жреца и понимал смысл этого предсказания так, что ценой спасения родины является его гибель. С другой стороны, обороняя Фермопильское ущелье, он предоставил возможность войскам союзников сохранить своих солдат и дал время подтянуться остальному войску греков.
В трудах древнегреческих писателей упоминается также о том, что перед выступлением царя из города были устроены погребальные игры, а одним из его прощальных напутствий для своей жены было пожелание найти нового мужа.
Память о герое
Вскоре после уничтожения отряда спартанского царя Леонида в фермопильской битве все павшие воины были захоронены на месте их гибели. Там же современниками героя были возведены 5 стел с эпитафиями и каменный лев (имя Леонид по-гречески означает «лев»). Этот памятник до сих пор находится на месте сражения.
Спустя 40 лет останки героя были перенесены в Спарту, а возле его надгробного памятника ежегодно проходило праздничное торжество, проводили состязания и произносили речи. В наше время в Фермопилах герою был установлен памятник в 1968 г. На монументе изображена сцена битвы. Спартанский царь до сих пор почитается и к его памятнику возлагают цветы.
Еще в древности этот подвиг стал каноническим, своеобразной моральной планкой для греков. Героя упоминали в своих произведениях афинский комедиограф Аристофан, писатель Павсаний, Плутарх, который написал его биографию, не дошедшую до нашего времени. Поражение греков при Фермопилах было лишь формальным. Эта битва оказалась культурно значимым событием, которое имело большее историческое значение, чем иная победа.