Академик Туполев: биография, дата рождения. самолетостроение, награды и достижения

Одни считают академика Туполев гением истребителей и бомбардировщиков, другие - уважительно именуют отцом гражданской авиации. Правда в том, что оба суждения верны. Андрей Николаевич стал одним из известнейших советских авиаконструкторов, традиции самолетостроения которого поддерживаются до сих пор.

Детство и родители

Биография Андрея Николаевича Туполева началась 29 октября 1888 года. Он родился в небольшой усадьбе Пустомазово (сейчас эта территория относится к Тверской области), куда его родители переехали из Санкт-Петербурга заниматься сельским хозяйством. Переезд был вынужденным и связанным с политическими взглядами отца будущего академика Туполева. Николай Иванович сочувствовал революционерам-народниками, и хотя никогда не участвовал в деятельности их организаций, после убийства Александра II был выслан из города, в который приехал из Сургута учиться на юриста, а затем и остался жить. В селе Пустомазово Тверской губернии он стал провинциальным нотариусом.

Отец Туполева был выходцем из разночинцев, сибирских казаков, а мать, урожденная Лисицына Анна Васильевна, происходила из дворян. Она родилась в Тверской области в семье судебного следователя. Получила образование в Мариинской женской гимназии.

Образование

Авиаконструктор Андрей Туполев отправился на обучение в Тверскую губернскую классическую гимназию. Там он проявил интерес к точным наукам и технике, и в 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище, сейчас известное как университет Баумана. Туполев сразу увлекся газодинамикой и уже через год стал полноправным членом Воздухоплавательного кружка под началом профессора Николая Жуковского. Вместе с другими студентами он построил планер, на котором впоследствии совершил первый полет.

Однако в студенческой среде к 1911 году распространились волнения, осуществлялась раздача нелегальной литературы. Это стало причиной ареста Туполева и его принудительной высылки в родные края. Вернуться в Москву он не мог, так как находился под негласным надзором полиции. Возобновить учебу и научную деятельность удалось лишь во время Первой мировой войны, когда он смог вернуться в учебное заведение и окончить его с красным дипломом в 1918 году.

Первая трудовая деятельность

Еще во время учебы в биографии академика Туполева отмечена работа в авиационном расчетном бюро и конструирование аэродинамических труб. Известный русский механик и основоположник аэродинамики Николай Жуковский был его соорганизатором и соруководителем центрального аэрогидродинамического института. Там Туполев окончательно определился с призванием и по окончании училища стал заместителем начальника института по цельнометаллическому самолетостроению. Именно благодаря ему в этой области постепенно отказались от использования непрочного дерева и тяжелого железа, заменив эти материалы на кольчугоалюминий. Название этому сплаву дали по имени Кольчугинского завода, на котором открылось первое в Советской России производство дюралюминия.

Самолетостроение

В 1925 году увидел свет первый самолет Андрея Туполева ТБ-1. Он был цельнометаллическим и оснащенным двумя моторами. Отличался высокими летными данными и сразу получил статус одного из лучших бомбардировщиков в мире.

Однако на этом авиаконструктор не остановился и к 1932 году усовершенствовал свое изобретение, создав тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Он прославился тем, что на нем была произведена транспортировка экспедиции на Северный полюс. В промежутке между выпусками ТБ-1 и ТБ-3 Туполев успел получить звание Героя Труда и первый из двух орденов Трудового Красного Знамени.

В том же 1932 году Туполев выступил руководителем при конструировании цельнометаллического свободнонесущего однодвигательного низкоплана АНТ-25, другим названием которого было РД, что переводилось как рекорд дальности. Уникальность машины состояла в сужении и очень большом удлинении его крыльев. Это позволило максимально повысить аэродинамическое качество. Но добиться этого прорыва было нелегко – пришлось сделать множество теоретических выкладок и многократных продувок прежде, чем консоль получилась легкой и при этом достаточно прочной для того, чтобы выдержать вес горючего.

Через год после разработки Туполев получил первый из своих восьми орденов Ленина, второй – Красного Трудового Знамени и единственный Красной звезды. Уже в 1934 году начались сверхдальние перелеты АНТ-25 и появился агитационный восьмимоторный самолет модели «Максим Горький». Он имел полезную площадь, превышающую 100 квадратных метров, и мог вместить 60 пассажиров. Другими агитационными самолетами были «Правда» и «Родина».

Всего за время работы в институте Андрей Николаевич руководил разработками множества бомбардировщиков, разведчиков, истребителей, пассажирских, транспортных и морских самолетов, а еще аэросаней, торпедных катеров мотоустановок и элементов дирижаблей.

Обвинение и арест

Успешные опыты в биографии Андрея Туполева прервались в 1937 году, всего через год после получения им ордена «Знак Почета». В это время его и ряд других специалистов института обвинили в создании вредительской организации под названием «Русско-фашистская партия» и контрреволюционной деятельности, целью которой была передача чертежей иностранной шпионской сети. За этим последовали аресты, и через 3 года Военная коллегия Верховного Суда СССР объявила Туполеву приговор в виде отбывания наказания в исправительно-трудовом лагере на срок 15 лет, поражении в правах на 5 лет и лишении всех государственных наград.

Возможной причиной обвинения послужила поездка Туполева в США через Францию в качестве руководителя делегации совместно с начальником института Николаем Харламовым. Однако инициатива исходила не от Андрея Николаевича. Он отправился в Америку на закупку оборудования и лицензий после его назначения первым заместителем и главным инженером Народного комиссариата оборонной промышленности. На новую должность он был рекомендован Наркомом Григорием Орджоникидзе.

Во Франции был произведен осмотр местных продуктов авиапромышленности, в частности авиамоторов. Встреча с французами прошла успешно, тем более что Туполев разговаривал на их языке. Но поездка в США оказалась менее плодотворной. Сначала возник скандал в связи с неправильным размещением заказов. Авиаконструктор Андрей Туполев под влиянием эмигрировавшего в Америку Александра Прокофьева-Северского отказался от услуг консалтинг-торговой фирмы АМТОРГ. Другим камнем преткновения оказалось то, что в служебную командировку он взял с собой жену Юлию, которая была далека от авиационной промышленности.

По результатам поездки были закуплены лицензии на строительство самолетов, которые были очень сложными в производстве, и истребителей, не соответствующих нормам прочности. И только благодаря советскому авиаконструктору Владимиру Петлякову была приобретена лицензия на производство действительно современного и обладающего хорошими характеристиками транспортного самолета "Дуглас".

В биографии Андрея Николаевича Туполева эта поездка за рубеж была уже второй. До этого, будучи начальником по вопросу дирижаблестроения, он был в Германии, и та командировка вопросов у высшего руководства не вызвала. Компрометирующие факты по поводу пребывания в США в целом не соответствовали уровню наказания. К тому же сам Иосиф Сталин не верил в виновность ученого Андрея Туполева, как об этом свидетельствовал Главный маршал авиации Александр Голованов. Тем не менее авиаконструктор отправился отбывать наказание, но сумел при этом работать в Опытном конструкторском бюро.

Жить в исправительно-трудовом лагере Туполеву пришлось недолго. Уже через год с него была снята судимость и возвращены награды, а в 1955 году произошла полная реабилитация.

Конструкторская работа в военное время

Когда началась Великая Отечественная война, Туполев стал главным конструктором завода в Омске. Там он дорабатывал и выводил на серийное производство бомбардировщик Ту-2. Задача была решена успешно, выпустили 2,5 тысячи экземпляров.

В середине войны он вернулся в Москву и стал главным конструктором и руководителем завода, на основе которого была создана база его бюро.

Послевоенный период

Новые самолеты Андрея Николаевича Туполева выпускались уже в его конструкторском бюро. Самые известные из них – тяжелый двухмоторный реактивный многоцелевой бомбардировщик Ту-16, развивающий скорость, превышающую 1000 км/ч, и первый советский реактивный гражданский самолет Ту-104. За последний Туполев получил Ленинскую премию.

Турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолет Ту-114 был разработан в 1957 году, а в 1968 году поднялся в воздух сверхзвуковой Ту-144. Кроме того, в бюро были созданы подразделения, занимавшиеся разработкой планирующего гиперзвукового аппарата и ракетоплана. Успешно были созданы беспилотные разведчики и крылатые ракеты. Была проделана большая работа в области создания сверхзвуковых бомбардировщиков с ядерной силовой установкой. Не было забыто и гражданское авиастроение.

Всего конструктор разработал около сотни типов самолетов, большая часть из которых выходила в серийное производство. Высокие характеристики позволили поставить на них 78 мировых рекордов и сделать порядка трех десятков выдающихся полетов.

Награды и звания

За время работы Туполев получил ордена Суворова, Великой Отечественной войны, «Георгий Димитров», золотую авиационную медаль Международной Федерации авианавтики, а также медали Общества основоположников авиации Франции, «Серп и Молот» и «За боевые заслуги». Кроме того, у него было несколько премий: четыре Сталинские, по одной Государственной, имени Жуковского и Леонардо да Винчи.

Также Туполев стал генералом-полковником инженерно-технической службы, академиком, заслуженным деятелем науки и техники, членом Центрального Исполнительного комитета и депутатом Советов различных уровней, в частности Верховного Совета СССР, почетным гражданином Парижа, Нью-Йорка и Жуковского, почетным членом авиационного общества Англии и Американского института. Трижды стал Героем Социалистического Труда. Получил орден Октябрьской Революции за год до смерти. Умер 23 декабря 1972 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Малоизвестные факты

Фото Андрея Николаевича Туполева видели все, кто всерьез занимается самолетостроением. И кажется, что каждый знает о его чуть ли не фантастических способностях. Современники отзывались о нем как о человеке, который с первого взгляда на чертеж самолета мог безошибочно оценить его потенциальные возможности. Тем более интересна легенда, рассказывающая о разработке советского бомбардировщика Ту-4.

Согласно ей, конструкция боевого самолета была плагиатом американской "летающей крепости" Б-29, которая совершила вынужденную посадку на Сахалине. Самолет был полностью разобран в конструкторском бюро Туполева, но его копия долго не получалась. Конструктор не смог догадаться о предназначении отверстий в стенках выхлопных сопел, пока проблему не разрешил средний инженер. Только после этого Ту-4 поднялся в воздух.

Насколько правдива эта история, неизвестно. Тем не менее она никак не умаляет заслуг Туполева как талантливого авиаконструктора, ведь на его счету множество спроектированных и успешных самолетов.

Семья

Академик Туполев был женат на Юлии Николаевне, девичья фамилия которой была Желчакова. Познакомились будущие супруги в госпитале, организованном в высшем училище. Оба после прохождения медицинских курсов занимались сестринским делом. В связи с этим над Туполевым по-доброму подшучивали и даже дали звание "старшей медсестры третьего этажа".

Супруги прожили вместе 62 года, у них родилась дочь, которую также назвали Юлией. Она стала заслуженным врачом Российской Федерации и лично лечила отца. Вышла замуж Юлия за Владимира Михайловича Вуля – ведущего конструктора бюро Туполева. Сын Туполева Алексей пошел по стопам отца и также стал известным советским авиаконструктором.

Дань памяти

Даже краткая биография Андрея Николаевича Туполева открывает, насколько талантливым был этот человек. Потомки отдают дань его памяти, во множестве городов его имени посвящают улицы. Через год после смерти ученого Андрея Туполева его именем был назван Казанский авиационный институт, а в 2014 году в этом городе установили памятник конструктору. Московский авиационный научно-технический комплекс также носит его имя и продолжает заданные традиции самолетостроения.

Изображающий его бюст также был установлен в административном центре района, на территории которого он родился, – городе Кимры, а мемориал – на месте села Пустомазово. Сейчас это территория Устиновского поселения. Местная средняя школа имеет мемориальную доску героя, и ей присвоено его имя.

Фото Андрея Туполева можно найти в том числе и на почтовых марках СССР. Его имя присвоено московскому машиностроительному заводу. Кратко биография Андрея Туполева освещена в фильме Даниила Храбровицкого «Поэма о крыльях».

Знаменитые последователи

Академик Туполев стал наставником для огромного числа талантливых авиаконструкторов, которые, благодаря полученным знаниям, смогли основать уже собственные бюро. Среди них:

  • Владимир Петляков, получивший несколько орденов и Сталинскую премию за разработку самолета Пе-2.
  • Павел Сухой, ставший доктором технических наук и одним из основателей реактивной и сверхзвуковой авиации. Среди прочих наград посмертно стал лауреатом премии имени Туполева.
  • Владимир Мясищев, дослужившийся до генерал-майор-инженера. По роду деятельности он был конструктором, ученым и профессором.
  • Александр Путилов, участвовавший в разработке девяти самолетов и получивший четыре ордена и медали.
  • Александр Шенгардт, ставший кавалером многих государственных наград и удостоившийся звания почетного авиастроителя СССР.

Помимо этих конструкторов, было множество других, вдохновленных работой Туполева. И конечно, нельзя не отметить заслуг его сына Алексея Андреевича. С 17 лет он работал в конструкторском бюро своего отца. Его первая разработка, деревянная законцовка фюзеляжа, использовалась в серийном производстве самолетов во время войны. Это позволило экономить металл.

Окончание авиационного института позволило Туполеву-младшему занять должность ведущего конструктора. Набравшись опыта, он смог стать заместителем генерального конструктора, а спустя время занять и эту должность.

Научная карьера у Алексея Андреевича также сложилась. Он стал доктором технических наук, профессором, академиком РАН. Среди его наград - звание Героя Социалистического Труда, 3 премии, в числе которых именная, названная в честь его отца, 5 орденов.

Комментарии