Ефимов Игорь Маркович, писатель: биография и творчество
Писатель И. М. Ефимов живет в Америке с 1975 года. Его произведения - и по стилю, и по смысловому насыщению, и по фактуре - качественная проза, впитавшая международные литературные традиции. Русскоязычным читателям имя этого автора малоизвестно, но те, кто познакомился с книгами Игоря Марковича, отмечают, что в его романах переплетаются философия жизни, увлекательный сюжет и описываемые события.
Об авторе
И. М. Ефимов появился на свет в 1937 году в семье дипломата, расстрелянного в конце 30-х. В условиях атмосферы, окружавшей его с детства как сына “врага народа”, в эвакуации и послевоенном Ленинграде, ему приходилось защищать свою свободу воли, на которую давили и в сталинской гимназии, и в питерских подворотнях. Эти факты из биографии нашли отражение в его романе “Как одна плоть”.
В 1960-м окончил в Ленинграде политехнический институт и в 1973-м - литературный. Дебютировал как писатель в 1965 году повестью “Смотрите, кто пришел!”, основанной на действительности, окружавшей его, инженера-турбинщика. Со слов Игоря Ефимова, в то время ему удавалось печатать только детские произведения. За взрослые темы он, конечно, брался, но постоянно ловил себя на мысли, что перо старательно идет в обход реальности. Чувство обкрадывания самого себя заставило отправлять свои работы в западные издания под псевдонимом Андрей Московит.
Эмиграция
В 60-70 годах литераторы стали объектом травли со стороны властей. Из Союза писателей исключили Чуковскую, Войновича. Солженицына увезли в Лефортово и объявили изменником Родины. В 1978 году Ефимов эмигрировал в Америку. О годах, проведенных в СССР, он поведал в первом томе воспоминаний “Связь времен”, во втором рассказал о жизни в Америке. В США писателя пригласили в издательство “Ардис”, супруга стала сотрудницей радио “Свобода”. В Америке Ефимов издал восемь романов, написанных еще в России.
Воспоминания
В 2005-м вышли воспоминания Игоря Ефимова о Бродском - “Нобелевский тунеядец”. Сенсацию вызвала книга о Довлатове. Выход “Эпистолярного романа” (2001) связан со скандалом - довлатовские письма были опубликованы без согласия его жены, и издательство выплатило огромный штраф. Два тома воспоминаний “Связь времен” (2011) - невероятно ценные автобиографические книги с сотнями известных имен и подробностей.
Детские книги
Приключенческая повесть “Пурга над “Карточным домиком” знакомит читателей с маленькими героями, которые отправились из школы домой, а в пути их застала пурга. Увидев на снегу следы трактора, они радостно побрели по колее. Произведение с элементами фантастики написано очень реалистично, автору удалось выхватить из давно прошедших дней самое важное и выплеснуть на страницы книги. Телефонистки пытались связаться с домом лесника, неподалеку от научной лаборатории, но слышали только вой собаки и выстрелы. Вот туда-то и попали ребята. Зайдя в здание, где располагалась лаборатория, они обнаружили людей без сознания. Что же здесь произошло?
“Таврический сад” Игоря Ефимова - забавная трогательная повесть, которая рассказывает о послевоенном Ленинграде. Все здесь напоминает о войне: жители, возвращающиеся из эвакуации; пленные немцы, строящие дома; девочки, играющие в “очередь за продуктами”; мальчишки, наблюдающие с недоверием за пленными. Повести “Я хочу в Сиверскую” и “Взрывы на уроках” также рассказывают о жизни мальчишек 50-х годов. Многие авторы пишут о послевоенном Ленинграде. Как и положено, в их книгах много страха, лишений, голода, но в произведениях Ефимова маленькие герои живут детской жизнью - знакомятся, заводят друзей, едут в лагерь, участвуют в олимпиадах. Не хватает еды, нет одежды и жилья, но жизнь не стоит на месте.
Исторические романы
Первым произведением, написанным в этом жанре, стал роман Игоря Ефимова “Свергнуть всякое иго”, рассказывающий о судьбе одного из вождей английской революции - Джоне Лильберне. Его жизнь - это одновременно и подвиг, и трагедия человека, опередившего свое время. Автору удалось показать отношения супругов Лильберн, подчеркнуть, что не долг, а только любовь заставляет жену следовать за мужем, поддерживать его во всем, отказываться от родных, жить в бедности и жертвовать собой.
В романе “Невеста императора” речь идет о закате Древнего Рима, о правителях, о варварах, захвативших тысячелетний Рим, о судьбе и учении Пелагия Британца. Здесь оживают события и люди, предвещающие закат Римской империи. Переплелось все - христиане, готовые хлестать брата не только по обеим щекам, но и жечь, гнать, бить; варвары, взывающие к своим богам и приносящие человеческие жертвы. В этой сумятице рождался новый мир, жили, учились и искали истину люди.
Остросюжетная литература
“Неверная” - роман, построенный на душевных переживаниях женщины, для которой неверность просто “стиль жизни”. Писатель Игорь Ефимов показывает, в какой тупик может завести такое поведение, и повествование постепенно превращается из неспешной новеллы в остросюжетный триллер. Героиня-филолог пишет письма известным писателям и поэтам, у каждого из них своя, уникальная ситуация, когда неверность загоняла их в угол. Книга не только увлекательна, но и познавательна, поскольку пополняет копилку “из жизни великих”.
Роман “Архивы Страшного суда” (1982) - остросюжетное произведение. Это и детектив, и приключенческий роман, и боевик. Не только жанровый коктейль, но и географический - Париж, Москва, Таллин, Бостон; разношерстные персонажи - террористы, геологи, ученые, мафиози, КГБшники. Все связано различными чувствами - ненавистью, любовью, подозрениями, но главное - надеждой на воскрешение, верой в рецепт бессмертия. Написано произведение прекрасным языком, здесь великолепные метафоры и со смыслом рассказанная история.
“Седьмая жена” - потрясающий остросюжетный роман, вышедший в 1990 году. Насыщенность событий и мудро-иронические рассуждения автора о психологии отношений мужчины и женщины превращают произведение в сплав жанров - философского и приключенческого. Герой книги был женат несколько раз, как порядочный мужчина женился, заводил детей и... уходил из семьи. Дочь от первого брака уехала в Перевернутую страну (Советский Союз), и отец отправился на ее поиски. Автору удивительным образом удалось показать и советский, и заграничный мир. То, как человек, оказавшись в Союзе, меняет взгляды, речь, свою жизнь.
“Новый Вавилон”
Роман Игоря Ефимова "Суд да дело" (2001) в каком-то смысле "подхватывает" и развивает главную тему "Седьмой жены", также описывая чехарду влюбленностей и расставаний. Но если герой "Седьмой жены" подчиняется правилам и каждый раз послушно проходит процедуру развода, то герой произведения "Суд да дело" влюбляется в замужнюю женщину, которая разочаровалась в браке и отчаялась найти счастье. Из-за нее Кипер, как зовут героя романа, встречается с противниками моногамных браков, ищущих новые варианты устройства семьи. Роман заканчивается поражением главного героя - он теряет свою возлюбленную, не найдя в своей душе отклика на ее антимоногамные искания.
Если убрать подзаголовок книги "Лолита и Ходлден", то читатель и не заметит, что автор "воскресил" имена двух самых знаменитых подростков 50-х, позаимствовав их у Набокова и Сэлинджера. Когда роман опубликовали в журнале, подзаголовок потерялся, и многие рецензенты проглядели этот факт. Произведение "Суд да дело" открывает, в хронологическом порядке, тетралогию "Новый Вавилон". Действие романа происходит в начале 70-х. Читатель встретится здесь со знакомыми по "Архивам Страшного суда" (1982) героями - Лейдой Ригель и ее детьми.
Из книги "Седьмая жена" (1990), события которой переносят читателя в середину 80-х, в роман "Суд да дело" (2001) перекочевала Голда Себеж. Как говорит сам Игорь Маркович Ефимов, этому циклу подошло бы общее название "Новый Вавилон", поскольку эту тетралогию объединяет одна тема, глубинная и требующая всеобщего внимания, - конфликт верности и любви. События последнего романа "Обвиняемый" (2009) происходят в 2001 году, и на его страницах читатель встретится с персонажами, упомянутыми во всех перечисленных ранее произведениях.
Философские работы
Философский характер прозы отмечали все критики, писавшие о творчестве Игоря Марковича. Одним из таких произведений стала “Практическая метафизика”, публиковавшаяся отрывками в журнале “Грани” в 1973 году. Отдельной книгой вышла в 1980 году под авторством Андрея Московита. Как и полагается философским трактатам, в ней поднимается извечная проблема - постижение тайны бытия. “Практическая метафизика” - не набор словесных комбинаций, а пример глубокого и добросовестного подхода к проблеме. Автор не сказал ничего принципиального нового, но критики отнесли этот труд к профессиональной философии: тщательно выверенная терминология, грамотно построенные предложения, отдельные эпизоды своей образностью доставляют эстетическое наслаждение.
В книге Игоря Ефимова “Стыдная тайна неравенства” (1999) автор показывает, что люди обладают различной степенью одаренности и постоянно состязаются в применении своих способностей. Но говорить об этом не принято. Лозунги всех крупнейших восстаний и революций призывали к равенству. Взять тот же коммунистический строй. Казалось бы, уничтожили сословия, имущественное неравенство, достигли идеального общественного устройства, но посреди этого торжества в 30-е годы разразился страшный сталинский террор. Почему это произошло? Автор ищет ответ на вопрос о том, отчего уничтожалась интеллектуально-промышленная верхушка, и происходило это не только в России и Китае, но и в других коммунистических странах.
Трудно определить жанр книги “Без буржуев”, опубликованной в 1979 году под псевдонимом Андрея Московита. Для учебника эта работа слишком увлекательна, не похожа она и на заметки о сельском хозяйстве, так как слишком строго документирована. Работа Игоря Ефимова правдива, автор приводит множество примеров неэффективности плановой экономики, при этом он не касается сталинского периода, ведь в этом случае придется ответить на вопрос о том, почему система, работавшая при Сталине, перестала работать при Хрущеве.
Другие произведения
- Сборник статей “Бремя добра” (1993).
- “Двойные портреты” - сборник статей опубликован в 2003 году.
- Роман “Зрелища” вышел в 1967-м самиздатовским способом, постепенно, усилиями цензоров, он был искромсан, и, со слов автора, от произведения остались одни осколки.
- “Кто убил президента Кеннеди?” (1991) - писатель проделал большую работу с многочисленными источниками и, казалось бы, доказал, что за убийством президента стоит разведка Кубы.
- Исторический роман “Новгородский толмач”, опубликован в 2004-м.