Элиза Дулитл: цветочница с душой леди
Элиза Дулитл — один из тех литературных персонажей, которые известны если не всем, то почти всем. Именно она стала героиней «романа в пяти действиях» Бернарда Шоу под названием «Пигмалион». Ей пришлось пройти непростой путь перерождения от нищенки до леди. Как это произошло, почему и кто этому поспособствовал, можно узнать из этой статьи.
О чем повесть?
В один дождливый вечер состоялось знакомство профессора Генри Хиггинса и полковника Пикеринга. Они собираются поужинать у полковника в отеле, когда к ним подбегает молодая цветочница и просит купить цветы. Хиггинс бросил в ее корзину горсть монет, которые для него ровным счетом ничего не значили, а для девушки были значительной суммой.
На следующий день Элиза (так зовут цветочницу) приходит к профессору домой и говорит, что хочет взять у него уроки фонетики, потому что из-за ее произношения она не может устроиться на хорошую работу.
Пикеринг и Хиггинс заключают пари о том, что профессор за небольшой промежуток времени превратит уличную продавщицу в герцогиню. Спустя два месяца Хиггинс привел Элизу к своей матери в ее приемный день. Девушка сдала экзамен на отлично: никто не догадался, что она совсем не великосветская леди по рождению. Хиггинс выиграл пари.
Такие выходы в свет продолжаются еще несколько месяцев, пока профессор не начинает понимать, что подустал от этой истории. Но что же делать Элизе, у которой вся жизнь изменилась?
То ли комедия, то ли трагедия...
Необычной получилась героиня Элиза Дулитл. «Пигмалион» получился эдакой насмешкой над поклонниками «голубой крови». Именно так говорил и сам автор — Бернард Шоу. Для него было очень важной задачей показать, что все качества девушки, которые она со временем раскрывает как леди, можно было обнаружить еще в самом начале повествования, а качества цветочницы потом отражались в леди.
Характер человека не может определяться только средой. Это происходит через межчеловеческие, эмоционально окрашенные связи и отношения, через все то, что личность проходит в условиях свой среды. Ведь человек — существо восприимчивое и чувствительное, а не заводская штамповка, отвечающая стандартам определенного социального класса.
Если не затрагивать лингвистику, которой отведено много места в пьесе, надо понимать, что «Пигмалион» изначально был веселой комедией, последний акт в которой содержит настоящую драму: Элиза Дулитл, маленькая цветочница, прекрасно справляется с ролью знатной дамы, но теперь уже больше никому не нужна. У нее есть не очень радостный выбор — вернуться на улицу либо выйти замуж за одного из трех героев.
Отличие цветочницы от леди
Посмотрев фильм, зрители могут понять, что Элиза Дулитл стала леди совсем не потому, что Генри Хиггинс обучил ее говорить и одеваться, а благодаря тому, что у нее сложились нормальные человеческие отношения с людьми в определенной среде. Несмотря на то что в пьесе очень много деталей внушает зрителям мысль, что именно в поведении леди и цветочницы и есть различие между ними, текст говорит кое-что прямо противоположное. Элиза сама говорит, что отличие леди от цветочницы не в том, как она себя держит, а тем, как с ней себя держат.
По мнению девушки, заслуга в том, кем она стала, принадлежит Пикерингу, а не Хиггинсу. Последний просто дрессировал ее, научил правильной речи, как необходимо носить одежду... Но этому она могла научиться и без посторонней помощи. А вот Пикеринг обращался с ней вежливо, и именно благодаря этому с Элизой произошли внутренние перемены, которые и отличают цветочницу от леди.
Поучительность произведения
А эта сторона пьесы — именно в некоем синтезе: для любого человека определяющим является то, как он относится к другим людям. Общественное отношение состоит из двух сторон: поведения и обращения. Элиза Дулитл из простой цветочницы стала леди потому, что вместе с ее поведением изменилось и обращение с ней, которое она сумела почувствовать в мире, что ее окружает.
Она не стала графиней, как говаривал Хиггинс. Ей удалось больше: Элиза стала женщиной, энергия и сила которой неизменно вызывают уважение.
Героиня пьесы должна разрушить стереотип привычного образа хорошо выписанного произведения: вместо того, чтобы задумываться о марше Мендельсона и традиционном флердоранже, девушка старается построить планы самостоятельной жизни. Конечно же, понятно, что отсутствие любовной линии в этом сюжете принесло разочарование поклонникам Шоу. Но совсем не такая Элиза Дулитл. «Моя прекрасная леди» - фильм, несколько иначе интерпретировавший сюжет произведения. Роль Элизы в ней сыграла красавица Одри Хепберн. Здесь акцент был именно на лирической стороне взаимоотношения героев.