Династия Шан: основоположник, исторические факты

Династия Шан в эпоху бронзового века знаменовала собой резкий качественный скачок в истории Китая. В это время активно развивались искусство, письменность, архитектура и ремесла. Данная культура была открыта археологами сравнительно недавно, а почва Китая и по сей день не перестает удивлять ученых новыми артефактами. Еще в начале XX века исследователи полагали, что история страны начинается только с эпохи Чжоу (1045–221 гг. до н.э.), но последние археологические открытия отодвигают эту дату на многие столетия назад.

Образование первого государства

Династия Шан-Инь в Китае является в настоящее время самой древней, подтвержденной археологическими находками. Государство существовало с 1600 по 1046 год до н.э. До него, согласно мифологической традиции, правила легендарная династия Ся (2070-1756 гг. до н.э.), но о достоверности ее существования среди ученых-историков нет единого мнения.

По преданиям, основателем династии Шан был Чэн Тан (годы жизни 1766-1754 до н. э.). Его род происходил от сына легендарного Желтого Императора Хуан-ди, который считается основоположником китайской государственности. Один из потомков последнего получил от мифического императора Юя, спасшего страну от потопа, удел Шан на левом берегу Хуанхе. Возникновение культуры в этом регионе не случайно, так как периодически разливавшаяся река наносила на поля ил, который делал их особенно плодородными.

Существует также мнение, что в развитии династии Шан в Китае существенную роль сыграла группа индоарийских племен, переместившаяся на восток, так как данная культура бронзового века развивалась очень стремительно.

В дальнейшем этот род стал именоваться Инь. Это было связано с тем, что правитель Пан-гэн переместил поселения с северных территорий, где часто были обширные наводнения, в южную область страны. Предположительно, первой столицей китайской династии Шан был город Бо возле современного г. Яньши. Позднее она переносилась 5 раз в разные места и носила другие названия. В конце концов, девятнадцатый император основал столицу в Ине, вблизи Аньяна.

Территориальные общины того времени начали сливаться в города. Их обносили стенами и строили по специальному плану. На площади около 6 км2 находились и большие дворцы, и кварталы с ремесленными мастерскими. Так появились первые очаги зарождающейся китайской цивилизации. Потребность в объединении возникла из-за необходимости коллективной борьбы с наводнениями и соседними враждебными племенами.

Правители

Главу объединенных городских сообществ называли "ваном". Этот человек обладал как высшей военной, так и жреческой властью. Под руководством вана другие группы жителей занимались полевыми работами, причем к ним привлекали сразу до нескольких тысяч человек. В его хозяйстве служили люди с различным статусом: подневольные работники, надзиратели, общинники и их начальники, воины.

Среди них выделялись богатые и знатные роды, которые наследовали различные должности при ване. Однако его власть, согласно найденным надписям, еще ограничивалась советом старейшин и народным собранием. Выбор военных предводителей и членов совета старейшин племен происходил с разрешения вана.

О характере общества в те времена у ученых нет однозначного ответа. Некоторые исследователи считают его протогосударством, а другие – уже зрелым государственным организмом.

Годы правления ванов династии Шан кратко можно представить в виде следующей хронологии (гг. до н.э.):

  1. Чэн Тан (У-ван), Да Дин-ван, Вай Бин-ван, Чжун Жэнь-ван, Да Цзя-ван, Во Дин­-ван, Да Гэн-ван, Сяо Цзя­-ван, Юн Цзи­-ван, Да У-ван, Чжун Дин­-ван, Вей Жэнь-­ван, Хэ Дань-­цзя­-ван, Цзу И-­ван, Цзу Синь-­ван, Во Цзя-­ван, Цзу Дин­-ван, Нянь Гэн­-ван, Ян Цзя­-ван – 1600-1300.
  2. Пан Гэн-­ван, Сяо Синь­-ван, Сяо И-­ван – 1300-1251.
  3. У Дин-ван – 1250-1192.
  4. Цзу Гэн-ван, Цзу Цзя-ван, Линь Синь-ван, Кан Дин-ван – 1191-1148.
  5. У И-ван – 1147-1113.
  6. Вэнь Дин-ван – 1112-1102.
  7. Ди И-ван – 1101-1076.
  8. Ди Синь-ван – 1075-1046.

Интересные археологические находки

Удивительные находки были открыты около г. Аньян, в провинции Хэнань, где раньше располагалась столица династии Шань-Инь. Она представляла собой большое городское поселение площадью более 20 км2. Здесь было найдено также множество могил, некоторые из которых достигали десятиметровой глубины, а площадь самой крупной из них составляла 380 м2. Эти захоронения по форме напоминали пирамиды, а внутри них были обнаружены многочисленные предметы утвари, драгоценные украшения из золота, бронзовое оружие.

Ученые предполагают, что это были могильники ванов. Вместе с ними были захоронены сотни людей, а рядом с пирамидами – тысячи обезглавленных военнопленных со связанными руками и колесницы вместе с лошадьми. Общее число жертв превышает 14 тысяч.

В 1976 г. здесь была найдена гробница Фу Хао. В ее могиле сохранились сотни ценных предметов, не тронутые грабителями, которые опустошали эту территорию на протяжении 3 тысячелетий. Захороненное тело не сохранилось, но по надписям на археологических артефактах ученые узнали, что эта женщина являлась одной из любимых жен Дина и была военачальником. Фу Хао руководила войском численностью в 13 тыс. человек, которое сражалось с враждебными племенами.

В настоящее время это место в Китае признано одним из самых значительных в археологии, а раскопки продолжаются и по сей день.

Военная мощь страны

Основную массу войска вана составляла пехота из общинного населения. Но в период династии Шан появилось и новое грозное оружие – боевые колесницы, запряженные одомашненными лошадьми. Историки считают, что они были позаимствованы из Ближнего Востока. Благодаря их использованию, правителям государства удавалось эффективно подавлять восстания и бороться с внешним врагом. Колесницы принадлежали знатным людям, так как они были дорогим орудием. Их конструкция представляла собой двухколесную повозку, в которой находилось 3 воина.

Значение колесницы в те времена можно сравнить с танками в нынешнее. В конце династии Шан другие племена переняли эту военную технологию. Возможно, что в падении государства сыграл свою роль и этот фактор.

Во всех могилах шанцев, найденных под Аньяном, были обнаружены различные виды оружия. Войны помогали ванам поддерживать свой авторитет и накапливать богатства, захватывая ценные предметы из олова, меди, золота и яшмы. Пехота была вооружена луками, копьями и клевцами (дробяще-колющим оружием). Воины передней шеренги защищали себя щитами и шлемами. Обычно подразделение из 70-80 бойцов взаимодействовало с 1 колесницей.

Военные походы династии Шан в Китае были длительными и дальними. Одна из них, по информации древних надписей, длилась почти год.

Образ жизни

Население в Китае при династии Шан занималось земледелием, скотоводством, ловлей рыбы и охотой. В те времена климат был более мягким, и в некоторых регионах удавалось собирать по 2 урожая. Началось использование метода "спаренной вспашки", когда землю обрабатывало сразу 2 человека – один толкал бороздовую палку, а другой тянул ее волоком. Этот способ в дальнейшем получил широкое распространение в земледельческой технике страны.

У крестьян практиковался ручной труд с применением примитивных орудий из камня и дерева (сохи, мотыги, серпы). В этот же период была введена практика севооборота, которая позволила повысить урожайность.

Из культурных растений выращивали просо, пшеницу, ячмень, бобовые, овощи и фрукты, а также тутовник для нужд шелководства. В качестве домашних животных в хозяйствах содержали свиней, коз и овец, коров, лошадей, кур, гусей и уток. Были приручены и слоны, привезенные с юга. Объектами охоты для шанцев были зайцы, лисы, кабаны, барсуки, олени и тигры. Некоторые историки полагают, что скотоводство, а не земледелие, было основой жизни населения в Древнем Китае при династии Шан. В пользу этого мнения свидетельствуют массовые жертвоприношения в несколько сотен голов скота за один ритуал.

В качестве денег использовались раковины каури (морских моллюсков) и их бронзовые имитации, но торговля была слабо развита и в основном характеризовалась меновыми отношениями.

Ремесла

В городских поселениях того времени существовали целые кварталы, отведенные под мастерские гончаров, литейщиков меди и бронзы, косторезов, каменотесов, других ремесленников. Техника бронзового литья, созданная в эту эпоху, нашла широкое применение в будущем при выплавке железа. В качестве топлива для плавильни использовался древесный уголь. Жидкий металл разливали в сборные глиняные формы, которые могли состоять из множества деталей.

Вес некоторых отливок достигал нескольких сотен килограмм. Потребителями таких изделий были в основном высшие слои общества, а бронзовые сосуды применялись чаще всего для ритуальных действий. На них изображали сложные орнаменты, описывали военные кампании вана и отмечали его приказы.

Одним из достижений династии Шан в бронзовом веке считают развитое дворцовое строительство. Для сооружения больших домов древние инженера делали специальные фундаменты-постаменты, а в работах участвовали сотни людей. Был достигнут определенный уровень архитектурного мастерства, позволяющий создавать крепкие конструкции и надежные подземные помещения могильников. Руководство градостроительством было одной из важнейших обязанностей вана.

Письменность

Одной из кульминационных находок для археологов в Аньяне стали многочисленные черепашьи панцири и кости домашних животных, на которые были нанесены пиктографические надписи. Иероглифы при династии Шан представляли собой логограммы, то есть символы, обозначавшие целые слова. Такая техника письма, по мнению историков, была вполне оправданной, так как Китай населяли многочисленные племена с различными диалектами. Эти символы стали прообразом современной китайской иероглифической письменности.

Панцири и кости животных применяли в гадательных целях. Предположительно большая часть из них была захоронена во времена правления У Дин-вана, а на некоторых даже сохранились остатки красной краски, по которой делали гравировку. Общее количество этих находок превысило 17 тысяч, что стало прекрасной возможностью для изучения той эпохи.

Искусство и наука

Искусство древних шанцев в первую очередь проявлялось в изящной и тонкой резьбе и скульптурных изображениях. Резьбу выполняли на глиняных сосудах, дереве, кости, каменных скульптурах (в том числе из твердых пород – мрамора и яшмы), на нефритовых украшениях. Сложный орнамент обладал выдержанностью стиля и художественным вкусом.

В государстве династии Шан вели календарь, месяцы которого соответствовали фазам луны, а годы – положению солнца. Год делили на 12 месяцев, а через каждые 7 лет вводили дополнительный «вставной» тринадцатый месяц. Такая система была очень похожа на древневавилонскую, что дало ученым еще один повод предположить, что многие заимствования пришли с запада.

Религия

Древние шанцы верили, что жизнь после смерти продолжается в другом царстве. Поэтому даже самым бедным людям клали в могилу монеты, чтобы покойник мог занять там подобающее положение. В могилы ванов помещали изысканную утварь, предметы роскоши, приносили в жертву женщин, мужчин, собак, лошадей, которые должны были сопровождать хозяина в загробном мире. После того, как землю над могильником утрамбовывали, убивали дополнительно других животных – обезьян, оленей. В соседних общих могилах хоронили обезглавленных военнопленных и рабов.

Жертвоприношения совершали не только по случаю смерти знатного лица. Это делали в ходе войны, в качестве акта почитания духов предков, горных и речных богов во время ритуальных трапез. В ходе одной из них в жертву было принесено свыше 1 тыс. человек.

Среди шанцев особое значение имел культ тотемных предков и культ земли. Верховным божеством был Шанди (или Ди), а умершие ваны выступали между ним и простыми людьми посредником.

Ученые полагают, что под Аньяном во времена династии Шан находился культовый центр, где проходили гадания. Они носили чисто прагматический характер. Правители вопрошали о болезнях, рождении наследника, урожае, войнах, охоте. Благодаря им историки смогли подробно узнать о характере жизни жителей первого китайского государства.

Текст гадания писали на кости или панцире черепахи, с обратной стороны просверливали небольшое углубление. К нему прикладывали острый нагретый наконечник, в результате получали трещины, по которым предсказатель читал послание. Согласно некоторым данным, при дворе вана в те времена прослужило не менее 120 оракулов.

Династии Шан и Чжоу: теория небесного мандата

Культ Шанди (дословно с китайского переводится как «высший император») в последующем трансформировался в идеологическое обоснование укрепления и правонаследования власти вана. Правители Шан-Инь были объявлены прямыми потомками верховного божества-владыки. Согласно древней легенде, Шанди, приняв облик птицы, зачал сына, который и является прародителем шанцев. После своей смерти ваны служили в загробном мире, помогая Шанди во всех его делах, а также влияли на судьбы ныне живущих людей.

Во времена династии Шан и Чжоу теория небесного мандата становится ключевым понятием политической культуры в древнем Китае. Правитель становится «сыном неба», обладающим особым доверием со стороны высших сил. Его можно было заслужить с помощью положительных нравственных поступков. Утеря добродетели являлась основной причиной потери власти. Поэтому в китайской литературе правители династии Чжоу предстают носителями высоких моральных ценностей.

Падение государства

Крушению династии Шан в Древнем Китае предшествовал длительный кризис, который был связан с несколькими факторами:

  • Государство было окружено племенами, с которыми приходилось постоянно воевать. Эти регулярные стычки ослабили страну.
  • Среди населения был потерян боевой дух, «хромала» и внутренняя организация. Престиж вана значительно упал, и объем подношений уменьшился.
  • Соседнее государство Чжоу достаточно окрепло как в военном, так и в экономическом отношении.
  • Ужесточение порядков внутри страны привело к созданию имиджа недобродетельного правителя Шан, последний из которых, согласно преданиям, отличался жестокостью и распутством. Этим также воспользовались его враги.

Просуществовав более 800 лет, династия Шан пала. Власть над городами захватил род Чжоу. Однако те достижения, которые были освоены в период Шан-Инь, заложили основу для следующего яркого этапа развития древнекитайской цивилизации.

Комментарии