Минфин: функции, выполняемые задачи, структура и значение

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти. Основные функции Минфина заключаются в выработке единой государственной финансовой политики и руководстве в области организации финансов.

История

Историческими предшественниками работников Минфина считаются доверенные хранители княжеских прибылей – казначеи. К XVI веку возник Казенный приказ, и только в 1812 году образовалось Министерство финансов. С 1917 года оно претерпевало ряд изменений – превращалось в Народный комиссариат финансов Республики, включало в себя Минфины союзных республик СССР, объединялось с Министерством экономики, пока в 1992 году не стало вновь самостоятельным федеральным органом, которым и является по настоящее время.

Структура

Глава Минфина – министр, назначаемый на должность Президентом. Он несет полную ответственность за работу доверенного ему федерального органа. В помощь ему Правительством избирается 16 заместителей. Вместе с руководителями налоговой службы и таможенного комитета, а также другими руководящими работниками они образуют коллегию с министром в качестве председателя.

Центральный аппарат министерства включает в себя около 20 департаментов, каждый из которых решает свои конкретные задачи. В целом Минфин осуществляет свои функции по описываемым далее направлениям.

Финансы

Полный список задач и функций Минфина РФ достаточно длинный, но первым пунктом всегда идет правовое регулирование финансов. Таким образом государство может контролировать рациональность использования своих денежных фондов для решения экономических, социальных, и других программ, приводящих к развитию общества.

Эта деятельность регулируется не только финансовым, но еще и конституционным и административным правом. В сферу финансов включаются государственные и муниципальные ресурсы, в частности, выражающиеся в налоговых выплатах от организаций и предприятий.

Регулирование осуществляется императивным методом. Минфин контролирует процесс формирования государственных денежных фондов из поступающих платежей, его распределения между разными областями и последующего использования по целевым программам.

Бюджетная деятельность

Распространяются функции Минфина РФ и на бюджетную деятельность. Она является более узкой, чем финансовая, и может быть представлена как одно из направлений последней. В рамках этой деятельности Минфин контролирует распределение бюджета для решения задач на различных территориальных уровнях. Причем если ресурсы государства рассчитываются на всю страну, и принятые им нормативные акты о бюджетной деятельности распространяются повсеместно, то соблюдение положений актов, изданных в отдельном муниципальном образовании, требуется только в нем. Другие функции Минфина – регулирование налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

Организация бюджета

Контрольные функции Минфина затрагивают финансы, но в этой сфере у различных департаментов есть более конкретные задачи, например, организация составления и исполнения федерального бюджета. В рамках этой деятельности составляется отчетность, осуществляется планирование ресурсов на финансовый год и прогнозирование будущих доходов, делаются доклады о зависимости денежных поступлений от изменений в законодательстве. Этим же департаментом контролируются и расходы, то есть составляется план распределения средств, оценивается максимальный объем возможных выплат по временным периодам.

Межбюджетные отношения

Следующей задачей и функцией Минфина является регулирование отношений между органами государственной власти страны, регионов и местного самоуправления, сопровождающихся бюджетной деятельностью на соответствующих уровнях. Для полного контроля все расходы заранее распределяются и закрепляются на постоянной основе. Бюджетные права субъектов приравниваются друг к другу, так же как и доходы муниципальных образований. Их взаимоотношения с федеральными ресурсами имеют одинаковую значимость, поэтому нормативы финансовой помощи и уплаты налогов рассчитываются по единой методике.

Кредитные союзы

Регулирование области кредитной кооперации – еще одна функция Минфина России. Деятельность добровольного союза юридических или физических лиц, существующего ради финансовой взаимопомощи, выражающейся в кредитовании друг друга и сбережении общего баланса денежных средств, регламентируется Федеральным законом. Полномочия и функции Минфина в этой области заключаются в утверждении нормативных правовых актов, ведении государственного реестра кредитных союзов, осуществлении надзора за их действиями и приростом участников кооперации. Эти обязанности возложены на федеральное министерство Постановлением Правительства.

Микрофинансирование

В Российской Федерации предусмотрено оказание финансовых услуг начинающим предпринимателям. Сфера имеет большое значение для государства, так как возможность начать бизнес без стартового капитала и вне зависимости от кредитной истории стимулирует увеличение количества предприятий и рост налоговых поступлений. Регулирование этой деятельности, имеющей название микрофинансирования, также является одной из основных функций Минфина. Микрофинансовые организации не могут произвольно устанавливать размеры, порядок и условия предоставления займов, эта деятельность регламентируется Федеральным законом.

Финансовые рынки

Функции Минфина РФ на финансовом рынке сводятся к регулированию мобилизации временно свободного капитала, предоставления кредита, обмена денег и размещения средств в производственном процессе или распределения между отраслями. Это касается как банковского финансирования, так и рынка ценных бумаг. Правильные действия и надлежащий контроль способствуют повышению эффективности экономики в целом, поэтому Минфин участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития государства и предложений, касающихся кредитно-денежной политики, а также реализует мероприятия по совершенствованию операций на финансовом рынке.

Рынок ценных бумаг

Функции Минфина на рынке ценных бумаг выполнят его агент – Банк России. Регулирование происходит за счет обеспечения финансовой безопасности сторон, состоящих в экономических отношениях по поводу обращения ценных бумаг, и стандартизации процедур. Благодаря этому обеспечивается защита инвесторов и эффективная работа рынков, неблагоприятное воздействие на экономику и образование монополий минимизируется. Особенно тщательному надзору подвергаются система оповещения акционеров и инсайдерская торговля информацией о предстоящей смене руководства, новых стратегиях и других существенных служебных данных.

Государственный долг

При дефиците бюджета может образоваться государственный долг, выражающийся в рублевых и валютных заимствованиях перед субъектами международного права, например, другими странами. Вступление в долговые обязательства и их выплата планируются и учитываются. Их прекращение возможно путем периодических частичных списаний суммы основного долга и сокращения его объема, изменения условий погашения, отсрочки платежей. Кроме того, государство может продать свою задолженность третьим лицам, в результате чего кредитор меняется. Кратко функции Минфина РФ в этом случае можно описать как правовое регулирование перечисленных процессов.

Военная и правоохранительная служба

Правовое регулирование в области национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства – одно из приоритетных направлений Минфина. Министерство формирует параметры проекта федерального бюджета по соответствующим разделам функциональной классификации, готовит заключения по проектам международных договоров о военно-техническом сотрудничестве, коллективной безопасности, обязательств по уплате долевых взносов в бюджеты международных организаций, мирного освоения космоса и использования атомной энергии, ликвидации химического оружия и некоторого другого вооружения

Наряду с другими организациями Минфин контролирует единую политику внешнеторговой деятельности, касающейся продукции военного назначения, осуществляет инвестиции в национальную оборону и государственную безопасность, предлагает механизмы совершенствования реализации социальных гарантий военных, в частности, жилищного строительства.

Организации аудиторов

Деятельность по проведению независимой проверки и оценки достоверности финансовой отчетности также находится в ведении Минфина. Федеральный орган инициировал принятие закона об аудиторской деятельности, благодаря которому обязательное лицензирование было заменено на вступление в саморегулируемые организации (СРО). Обязанности по контролю соблюдения требований нормативных правовых актов организациями Минфин взял на себя, так же как и анализ состояния рынка аудиторских услуг, ведение их реестра, подготовку предложений по составу и численности СРО, принятие решений о выдаче квалификационных аттестатов.

Финансовая отчетность

Поскольку аудиторская деятельность касается бухгалтерского учета и финансовой отчетности, контроль этой сферы также входит в основные функции Минфина РФ. Министерство организует экспертизу предоставленной информации, привлекает саморегулируемые и другие общественные организации к участию в подготовке проектов законодательных и нормативных правовых актов, взаимодействует с другими федеральными органами для утверждения состава совета и обеспечения его работы. Поле деятельности не ограничивается одним государством, также Минфин участвует в разработке международных стандартов бухгалтерского учета.

Обращение драгоценных металлов и камней

Производство, переработка и обращение благородных металлов и драгоценных камней также происходят с участием Минфина. Работа рынка регламентируется соответствующим Федеральным Законом, в соответствии со статьями которого драгоценности могут находиться как в ведении государства, его субъектов или муниципалитетов, так и в собственности физических и юридических лиц. Расчет учетных цен на золото, серебро, платину, а также палладий, иридий, родий, рутений и осмий, природные драгоценные камни и жемчуг ежедневно обновляется и указывается в рублях. Это необходимо для бухгалтерского учета.

Таможенная политика

Функции Минфина по выработке государственной политики в сфере таможенных платежей и определения стоимости товаров выполняет один из его департаментов. В его ведении также находится и оборот спиртосодержащих напитков за исключением сельскохозяйственного производства из собственного виноградника.

Таможенно-тарифное регулирование является одной из важных задач Минфина, поскольку таким образом можно защитить национальных производителей от иностранной конкуренции и обеспечить приток средств в государственный бюджет. В сфере таможенного дела департамент Минфина подготавливает к утверждению и согласовывает проекты нормативных правовых актов.

Пенсионное обеспечение

Минфин несет ответственность за формирование пенсионных накоплений и их реализацию. Это касается как государственного, так и негосударственного пенсионного обеспечения. Минфин оценивает совокупный объем средств пенсионных фондов и регулирует их работу так, чтобы выплаты были рассчитаны на длительную перспективу. В частности, проводимая сейчас реформа, связанная с увеличением пенсионного возраста, по заявлению Минфина призвана снизить трансферт из федерального бюджета и дать прирост собственных доходов ПФР до 6,8%, что положительным образом повлияет на благосостояние пенсионеров.

Контроль азартных игр и лотерей

Организация лотерейной деятельности и проведения азартных игр находится на государственном контроле. Это значит, что в сфере постоянно проводятся проверки на предмет технического состояния игрового оборудования, соблюдения требований к игорным заведениям, целевого использования выручки. За нелегальный игорный бизнес следует серьезное наказание, которое еще более ужесточается при совершенствовании законодательства, в частности, закона «О лотереях».

Минфин устанавливает правила проведения, контролирует целевые отчисления от выручки. Последние должны идти на финансирование социально значимых объектов и мероприятий (в первую очередь, спортивных). Скрытие оператором лотереи годового отчета о результатах грозит административным штрафом.

Значение

Таким образом, функции Минфина многочисленны и многообразны. Слаженная работа его департаментов позволяет совершенствовать бюджетную систему и развивать ее, реализовывать единую политику и концентрировать финансы на приоритетных направлениях социально-экономического развития.

Комментарии