Завод «Динамо», Москва: адрес, продукция, интересные факты
Московский завод «Динамо» имени С. Кирова длительное время был наиболее крупным заводом Москвы. У него славная богатая история, связанная с выпуском советских электровозов. Специализировался на производстве электродвигателей, электрических генераторов и иного электрооборудования. Завод фактически прекратил свое существование. Собственник завода ОАО «АЭК «Динамо» сдает в аренду площади предприятия.
Начало истории завода
Свою историю «Динамо» ведет с 1897 года. Тогда на основе акционерного бельгийского общества образовали Центральное электрическое общество города Москвы. Здесь начали сборку мелкими сериями лицензионных электрических генераторов, двигателей, электрического оборудования для подъемных механизмов.
В собственность зарегистрированной в Санкт-Петербурге компании «Русское электрическое акционерное общество «Динамо» завод перешел в 1913 году. Вскоре он был национализирован. После революционных событий 1917 года завод остался в собственности государства.
Начало пути электровозостроения
В двадцатых годах прошлого века Сурамский участок Закавказской железной дороги стали электрифицировать. Это было началом электрификации железных дорог всего Советского Союза. Однако заводов, способных производить электровозы, СССР в то время не имел - их приобретали за рубежом с намерением наладить собственное производство.
Для решения этих задач были подписаны контракты на приобретение партии электровозов в США у фирмы General Electric и в Италии у Техномазин Броун Бовери. При этом в договорных отношениях особо оговаривалась передача всей документации на электровозы, необходимой для постройки подобных машин в СССР.
При этом только два электровоза из этой партии оснащались импортными электродвигателями. Остальные должны были снабдить произведенными на Московском заводе «Динамо».
Паровозостроительный завод в г. Коломна должен был поставить механические детали, тогда как «Динамо» отвечал за электрическое оборудование. В конце двадцатых годов прошлого века, на этих предприятиях, по документации GE, начали готовить производство новых электровозов. В мае 1932 года завод «Динамо» произвел первые двигатели, которые назывались ДПЭ-340, предназначенные для оснащения американских машин.
Первые советские электровозы
С поступлением механических деталей из Коломны в августе 1932 года начинается серийное производство. Первые локомотивы стали обозначать аббревиатурой СС «Сурамский тип советского производства». Но эти электровозы оказались непригодными для работы на большинстве железнодорожных путей СССР. Это было обусловлено тем, что нагрузка новых локомотивов на рельсы была чрезмерно высокой, порядка 22 тс, а действующие выдерживали не более 20 тс.
Вследствие этого возникла необходимость в электровозе, способном работать в условиях железных дорог России того времени. Для решения этой проблемы с весны 1932 года завод «Динамо» начал разрабатывать локомотив, у которого должно было быть 6 подвижных осей. В августе этого года он пошел в производство. Первый экземпляр выкатили с заводских ворот 6 ноября 1932 года. Он стал первым электровозом, полностью спроектированным и выпущенным в СССР.
Производство легендарной серии ВЛ
Рабочие «Динамо» предложили новую серию обозначить как ВЛ (Владимир Ленин). Она стала называться ВЛ19. Этим событием СССР показал всему миру, что он обзавелся собственной электровозостроительный промышленностью, а завод «Динамо» (Москва) стал одной из основных ее составляющих.
Совместно с Коломенским заводом в период с 1933 по 1934 год было изготовлено 20 последних СС. Предприятия перешли на выпуск ВЛ19. С 1934 по 1935 год выпустили 45 электровозов этого типа.
В 1935 году заводу присваивают имя Кирова. Он стал Московским электромашиностроительным заводом имени С. М. Кирова. В это же время конструкторским бюро завода разрабатывается новый электровоз, который мог питаться от напряжения двух типов (1500 и 3000 Вольт). Зимой этого года завод «Динамо» изготавливает первый опытный локомотив, который называется ВЛ 19-41.
Период расцвета
Сотрудничество с Коломенским заводом не прекращалось. В 1938 году они совместно осуществляли проектирование электровоза серии СС, с его глубокой модернизацией. Конструкцию кузова полностью изменили. Тележки получили новые конструктивные решения. На заводе «Динамо» сконструировали для этой серии схемы электроцепей, а также совершенно новое и передовое электрооборудование. В серийное производство этот локомотив пошел под аббревиатурой ВЛ22. В 1938 году их выпустили 6 экземпляров.
На заводе параллельно проводились работы, направленные на создание электровоза под названием ОР22. Предполагалось, что это будет первый в СССР локомотив, работающий на переменном токе. Экспериментальная машина появилась в конце 1938 года. Однако работа по запуску в серию была остановлена в связи с началом Великой Отечественной войны. Электровоз разобрали, электрическое оборудование передали для использования на другие нужды.
До начала войны на заводе «Динамо» было построено 33 электровоза серии ВЛ22. С первых дней ВОВ выпуск локомотивов был прекращен, завод начал выпускать оборудование для фронта.
Военные годы
Большую часть предприятия в конце 1941 года перебазируют в город Миасс на Урале. В начале 1942 года там начался первый выпуск военной продукции, электрических двигателей для нужд авиации и танкостроения. Но и оставшаяся часть завода в Москве продолжала работать. В период с 1941 по 1945 год завод «Динамо» изготавливал минометы и снаряды. В цехах предприятия ремонтировали танки. Более 3000 рабочих завода ушли на фронт. За подвиги, совершенные на полях сражений, восьми заводчанам было присвоенное высокое звание Героев Советского Союза.
Послевоенное время
После окончания войны предприятие начинает постепенно восстанавливаться и переходить на выпуск мирной продукции. Его площадки подвергаются реорганизации. Их реконструируют, возводятся новые цеха. Однако, несмотря на все изменения, его мощностей не хватило для начала выпуска электровозов крупными сериями. Железные дороги СССР испытывали большую нехватку локомотивов на электрической тяге вследствие массовый электрификации. Для решения этих задач в городе Новочеркасске Ростовской области было построено большое производство, нацеленное на выпуск исключительно электровозов (современный НЭВЗ). Летом 1946 года на заводе «Динамо» состоялся последний выпуск локомотива на электрической тяге - ВЛ22-1804. Он стал последним выпущенным на «Динамо» магистральном локомотивом. Завод сосредоточился на производстве электрооборудования для электротранспорта.
Переход на новое производство, рост производительности труда
В пятидесятых годах прошлого века завод акцентирует свое производство на выпуске электродвигатели тягового типа для метрополитена, трамваев, троллейбусов и иных транспортных средств на электрическом приводе, а также для кранового оборудования. Основная продукция того периода востребована в народном хозяйстве. В первую очередь это электродвигатели серии Д, двигатели для плавучих буровых, электродвигатели для запорных систем химической, нефтяной, атомной и газовой промышленности.
С начала семидесятых годов трудовой коллектив завода внедряет в практику личные планы для повышения производительности труда. Она получила широкую поддержку на многих заводах СССР. Это привело к тому, что в семидесятых годах производство выросло по сравнению с прошлым десятилетием более чем в 2 раза. В 1971 году завод награждают орденом Октябрьской революции за особые заслуги перед страной.
Период реорганизаций, упадок и разруха
В 1974 году Московский завод «Динамо» стал структурной частью производственного электро-машиностроительного объединения «Динамо». Через 15 лет, в 1989 году это объединение стало Научно-производственным объединением «Динамо». В 90-х годах прошлого века предприятие в приватизационный период стало акционерной электротехнической компанией «Динамо».
В 2002 году на основании решения Правительства Москвы территорию завода и его производственные площади начали сдавать в аренду. Цеха завода стали отдельными независимыми производственными структурами.
В 2008 году какое-либо производство на заводе «Динамо» в Москве прекратили. Было вынесено решение о переводе работ и мощностей в иные подразделения компании ЗАО «Динамо-ЭДС». Однако полного вывоза имущества, в том числе и кранового оборудования с его демонтажем, произведено не было. С 2010 года московский завод находился в заброшенном состоянии.
В связи с этим можно констатировать, что уникальные инженерные специальности, рабочие династии, а также столетняя традиционная школа утеряны. Легендарный завод, имеющий славную историю, доживает последние дни.
На территории завода по адресу ул. Ленинская слобода, 2 в настоящее время возведено два ТРЦ – Roomer, «Оранжпарк». Ближайшая станция метрополитена – «Автозаводская».
Церковь на территории завода
При строительстве завода «Динамо» его территория включила в себя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно историческим хроникам, в этом месте в 1370 году Федор Симоновский создал монастырь. Место это тогда называли Старый Симон. Каменную церковь построили на его территории в период с 1509 по 1510 год. В 1785 -1787 годах остальные церковные и монастырские постройки также заменили на каменные.
В середине XIX века церковь вновь была перестроена. В трапезной создали два придела: Святого Николая и Святого Сергия. В 1870 году в Сергиевском приделе установили чугунные надгробия, посвященные Александру Пересвету и Андрею (Родиону) Осляби.
Дело в том, что на церковной территории нашли захоронение героев Куликовской битвы. История жития Сергия Радонежского сообщает, что перед походом на монголо-татаров князь Дмитрий посетил его для получения благословения. Святой, после того как благословил его на битву, отправил с его войском двух иноков, а именно Пересвета и Осляби. Оба они происходили из известных княжеских родов и хорошо владели оружием.
История Куликовской битвы подробно описывает поединок Пересвета с Челубеем, видным воином татаро-монгольской Орды. В этой схватке русский инок погиб, как и второй, посланный с ним - Осляби. Обоих похоронили в Старом Симонове, в непосредственной близости от деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Впоследствии их причислили к лику святых.
В 1928 году церковь закрыли, через три года снесли и колокольню. Памятные надгробия отправили на металлолом. После того как завод «Динамо» начал расширяться, храм стал частью его территории. Доступ к нему был закрыт. Церковное здание использовали как производственное помещение. Вследствие чего оно стало ветшать и разрушаться.
Несмотря на обращение к властям города известных людей, среди которых был и Д. С. Лихачев, завод передал церковь Историческому музею только в 1987 году. Обратно верующим она была возвращена в 1989 году. Повторное освящение проведено осенью 2010 года. В 2006 году восстановили колокольню, там разместили колокол «Пересвет» весом в 2200 кг. Он был подарен церкви от Брянска, который был родиной Пересвета и Осляби.
В настоящее время церковь полностью отреставрирована. В ней воссоздана настенная живопись, иконостас, старинный интерьер. Ее адрес такой же, как и у завода: ул. Ленинская слобода, 2, в непосредственной близости от метро «Автозаводская».
В церковном дворике до сих пор можно лицезреть печальные наследия от прошлой власти. Это разбитый колокол, а также обломки могильных плит, из которых изготавливали бордюрный камень. После возведения на территории «Динамо» бизнес-квартала «Симановский», а также сноса некоторых производственных зданий доступ к церкви стал свободным.