Григорий Соколов: биография, семья, интересные факты, концерты и фото
Пианист Григорий Соколов - прославленный музыкант. Эксперты в один голос твредят, что его творческий путь удивителен. Соколов взошел на музыкальный Олимп без "раскрутки", без ажиотажа, без "рыночных отношений". Невероятно талантливый пианист стал знаменитым во всем мире. Соколов - один из самых выдающихся пианистов нашего времени.
Биография
Григорий Соколов обучался игре на фортепиано с пяти лет. Уже в семь его приняли в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Обучал его Л. И. Зелихман. Затем Соколов поступает в консерваторию, при которой обучался, и в 1973 году оканчивает ее. Эмиль Гигельс называл его любимым учеником. Уже через два года после окончания консерватории Соколов получает место преподавателя в ней же. В 1986 году становится профессором и преподает вплоть до 1990 года, когда покидает Россию и переезжает в Верону (Италия), где проживает по сей день.
Свой первый сольный концерт Григорий Соколов дал еще в двенадцатилетнем возрасте, в шестнадцать же лет стал победителем престижного Международного конкурса имени П. И. Чайковского и с того времени стал гастролировать по всему миру, но предпочитал выступления в Европе. В 2000-х годах Григорий Соколов отказывается от выступлений с оркестрами, с тех пор он выступает только с сольной программой.
Награды
Пианист дважды награжден Премией Франко Аббьяти (в 2003 и 2004 годах).
В 2008 году Соколову присудили премию Артуро Бенедетти Микеланджели, именитого итальянского пианиста, который был назван одним из самых выдающихся исполнителей классической фортепианной музыки в двадцатом веке.
В 2009 году Соколов становится членом Шведской королевской музыкальной академии.
Отказ от премии
В 2015 году Григорий Соколов отказался принять престижную премию Cremona Music Award 2015 из-за того, что не хотел "находиться в одном ряду" с британским музыковедом Норманом Лебрехтом. Отказ от премии он объяснил тем, что, сообразно его представлениям о порядочности, неприличным будет стоять в одном списке премированных с этим человеком. Множество изданий подтвердили и факт конфликта, и факт отказа от премии. Организаторы премии не стали обсуждать личные отношения пианиста и музыковеда, однако выразили сожаления по поводу отказа музыканта от премии, ведь ранее его менеджеры уверяли, что все будет в порядке. О своем отказе Соколов заявил буквально за несколько дней до церемонии вручения. Напомним, что Лебрехт был удостоен этой же премии годом ранее.
Гастроли
Большая часть сольных концертов Григория Липмановича Соколова проходят в странах Евросоюза. Из Италии, где он проживает уже почти тридцать лет, он ежегодно приезжает в Россию с концертами. Например, в 2017 и 2018 он выступал в Санкт-Петербурге. В Москве же пианист не выступает никогда, объясняя это неприятными воспоминаниями о той тяжелой атмосфере, которая окружала его после первой победы в престижном конкурсе (речь о конкурсе им. П. И. Чайковского, когда музыканту было всего лишь шестнадцать лет). Столичная публика приняла эту победу без особого энтузиазма, ведь этого юного, практически никому не известного музыканта до последнего никто не рассматривал как победителя. Даже он сам. С тех пор Григорий Липманович ни разу не участвовал ни в каких конкурсах, и говорит, что это для музыканта не обязательно.
О конкурсе им. П. И. Чайковского
В первом туре некоторые специалисты не скрывали досады: зачем было включать такого юного музыканта, учащегося девятого класса, в число конкурсантов? Ему ведь всего шестнадцать! На втором этапе соревнования музыкантов вероятным победителем называли американца Дихтера, звучали и имена его соотечественников: Ауэра и Дика. Некоторые специалисты считали, что победы достоин француз Тиолье, среди советских пианистов звучали имена А. Слободяника и Н. Петрова, а о Григории Соколове либо не упоминали вообще, либо говорили лишь мельком и вскользь. Однако после третьего тура победителем объявили именно его, причем победа была единоличная, он ни с кем не делил своей награды. Сам юный Соколов ехал на конкурс просто "попробовать силы" и не рассчитывал на победу.
Столичная публика приняла эту новость без особого энтузиазма. Многие задавались вопросом, а справедливо ли было решение жюри? Время все "разложило по полочкам", мы видим, что решение судей было непредвзятым и верным, ведь Григорий Соколов без какой-либо рекламы стал одним из самых известных пианистов современности.
Трудолюбие
Говорят, что Григорий Липманович с детства отличался редким трудолюбием. В занятиях он был упрям и настойчив уже со школьной скамьи, ежедневно по несколько часов занимался на инструменте, и это стало для него правилом, которое никогда не нарушалось. Григорий Соколов и по сей день продолжает упорно трудиться. В одном интервью его спросили, сколько часов в день он посвящает работе над своей техникой. Великий пианист ответил, что когда музыканты отвечают на такие вопросы, их ответы, по его мнению, выглядят довольно искусственными. Он не понимает, как можно вычислить эту норму, которая хотя бы отчасти верно отразит положение вещей. Соколов говорит, что наивно полагать, будто бы музыкант работает только в то время, когда находится за инструментом, ведь настоящий музыкант занят этим делом всегда, в любую минуту.
Однако, если подходить к вопросу более формально, играет Григорий Соколов не меньше шести часов в сутки, и считает, что чем больше занятий - тем лучше.
"Закон отточенности"
В двенадцать лет Соколов дал свой первый клавирабенд. Зрители были поражены тем, как шестиклассник тщательно обработал материал. Его игра отличалась такой технической законченностью, которой можно достигнуть только путем долгого и кропотливого труда. Концертируя и исполняя музыку, Соколов всегда чтил "закон отточенности" в исполнительстве (так выразился один из петербургских рецензентов). Пианист работал над произведением до тех пор, пока не добивался строгого соблюдения этого "закона" как в репетиционной, так и на эстраде.
Еще одно его правило заключается в устойчивости творческих результатов. Во время конкурсов или плотной концертной деятельности, музыкант устает как морально, так и физически, и это, конечно, сказывается на результатах. И публика, и жюри отметят это. У Григория Соколова исключительно устойчивый результат. Еще П. Серебряков, входивший в состав жюри конкурса им. П. И. Чайковского, отметил, что только Соколов прошел все этапы музыкального соревнования "без потерь".
Качества личности
Возможно, этому своему качеству Соколов обязан душевной уравновешенности, которая дана ему от природы. Как исполнитель, он натура сильная и цельная, его внутренний мир упорядочен и не расщеплен. Характер Соколова тоже ровный, спокойный, это проявляется и в манере поведения, и в общении с людьми, и, безусловно, в творческой деятельности. Даже в самые тяжелые и ответственные моменты ему, если можно судить об этом со стороны, не изменяют самообладание и выдержка. За инструментом Соколов спокоен, нетороплив и уверен в себе. Наблюдая это, возникает вопрос: знаком ли этот человек с тем леденящим волнением, которое обращает практически в муку пребывание на сцене для многих других музыкантов? Однажды его действительно спросили об этом. Сначала Соколов ответил, что обычно волнуется перед выступлениями, а потом, поразмыслив немного, сказал, что не просто волнуется, а очень волнуется. Однако это чувство присутствует ровно до того момента, как он садится за инструмент и начинает играть. После этого волнение незаметно исчезает, вместо него появляется увлеченность творческим процессом и деловитая сосредоточенности. Он погружается в работу. Должно быть, именно таким качеством должен обладать человек, рожденный для открытых выступлений и общения с публикой.
О творчестве
Из юного пианиста, не предполагавшего собственную победу, Соколов, со временем, превратился в мастера своего дела. В школьные годы он привлекал внимание красивой, отточенной и гладкой игрой, а с возрастом вошел в число артистов, чья игра наиболее содержательна и творчески интересна. Трактовки Григория Липмановича всегда очень серьезны, он перерабатывает произведение и выдает результат, который производит на слушателей невероятное впечатление. Интересен и тот факт, что Соколов никогда не записывается на студиях и вообще не любит записи. Он считает, что только живая игра может по-настоящему "задеть" слушателя. Все диски, которые есть в продаже, содержат исключительно концертные записи Григория Соколова.
Впрочем, о серьезном отношении к профессии можно судить просто из подбора материала. В программы он часто включает цикл "Искусство фуги" Баха, сонату Шуберта "Си бемоль мажор", и Двадцать девятую сонату Бетховена. Однако смысл не столько в том, что именно играет Соколов, а в том, как он играет. Его подход к интерпретации произведения и отношение к исполняемой музыке.
Личная жизнь
О личной жизни и семье Григория Соколова ничего неизвестно. Он никогда не упоминает об этом в интервью, возможно потому, что хочет сохранить эту часть своей жизни в тайне от широких масс. О том, есть ли у Григория Соколова дети, тоже ничего не известно, однако одно можно сказать точно: в фильме "Разговор, которого не было" использовалась кинохроника, в которой его жена, Инна Соколова, читала стихи собственного сочинения. Существует мнение, что Инна скончалась несколько лет назад, но официально эта информация нигде не подтверждена.
Любимая музыка
Соколов говорит, что у него нет любимых стилей, авторов и произведений. Он любит все, что можно включить в список хорошей музыки, и все это ему хочется играть. Судя по репертуару Соколова, он не лукавит: в программу музыканта входят произведения разных времен, начиная от XVIII столетия и заканчивая серединой XX. При этом они распределяются в репертуаре равномерно, без доминирования какого-либо стиля, имени или музыкального направления. Однако есть композиторы, произведения которых Соколов играет более охотно. Это Бах, Шуберт и Бетховен. В этот ряд можно поставить Шопена, Равеля и Скрябина - единственного композитора-символиста, а также Рахманинова, Прокофьева, Стравинского. Однако, в отличие от многих музыкантов, которые с возрастом начинают играть "заученный репертуар", Соколов каждый раз старается внести в свои выступления что-то новое, поэтому можно с уверенностью сказать, что мастер не будет стоять на месте. Поэтому на концертах пианиста Григория Соколова не убавится количество зрителей. Об этом свидетельствует и критик Л. Гаккель, отмечавший, как стремительно растет репертуар этого музыканта.