Чжугэ Лян: биография, личная жизнь, исследовательская деятельность
Чжугэ Лян – легендарный китайский полководец, живший во II-III вв. н. э. Истинные факты из его жизни тесно переплелись с народными легендами. Он оставил после себя яркий след в культуре Китая, а его образ справедливого и талантливого военачальника долгое время служил эталоном для других.
Биография
Чжугэ Лян родился 23 июля 181 г. в Янду. Его отец занимал должность старшего помощника начальника в одной из областей провинции Шаньдун. Помимо Чжугэ, в семье чиновника было еще двое сыновей. Когда будущему полководцу исполнилось 3 года, умерла его мать, а еще через 5 лет скончался и отец. Вместе с младшим братом он был взят на воспитание дядей.
Легенды гласят, что мальчик в детстве испытывал сильную нужду, и в 9 лет не мог разговаривать. Чжугэ заметил один из даосских монахов, который вылечил немоту и стал учить его наукам. Когда ему исполнилось 14 лет, дядя умер от болезни, а сам юноша поселился с братом у горы Лунчжун, где долгое время жил как простой крестьянин. С 16-летнего возраста начинает расти популярность Чжугэ Ляна, а среди его друзей появляются влиятельные люди.
В 207 г. Лю Бэй, впоследствии основавший царство Шу на западе Китая, уже готовился к военному походу в Чэнду. Один из монахов-отшельников рассказал ему о Чжугэ Ляне, которому исполнилось на тот момент 26 лет. Как гласит легенда, полководец дважды приходил к нему домой, чтобы встретиться с «Затаившимся Драконом» (таким именем его окрестила народная молва), и только в третий раз хозяин жилища присоединился к беседе. Он рассказал Лю Бэю о разработанном плане завоевания императорской власти в Поднебесной. С этого момента доверие между ними начало расти все больше и больше. Чжугэ Лян стал «правой рукой» будущего правителя и во всем помогал ему.
Личная жизнь
В свои 26 лет Чжугэ Лян еще не был женат, а в те времена в этом возрасте уже полагалось иметь семью. Его брат и невестка постоянно сватали красивых и знатных девушек, но он был непреклонен.
Одним из друзей Чжугэ Ляна был Хуан Чэнъюань. У него имелась дочь, некрасивая лицом, но умная и одаренная талантами. Как гласит легенда, первая встреча молодой пары произошла при особых обстоятельствах – будущий полководец принял за нее красивую служанку.
Речи уродливой девушки произвели на него большое впечатление, и она понравилась Чжугэ Ляну. Однако его родственники были против их женитьбы. Об окончательном решении Чжугэ они узнали только на его свадьбе, когда невеста сняла с головы покрывало. Ею оказалась дочь Хуан Чэнъюань. Впоследствии она родила ему двух сыновей, один из которых также стал известным государственным деятелем.
Начало политической карьеры
Чжугэ Лян жил во времена неспокойной эпохи Троецарствия (220-280 гг.), когда Китай раздирали междоусобицы между тремя государствами – У, Шу и Вэй. Предшествующая ей династия Хань отличалась успешной внутренней политикой, подъемом культуры и экономики. Во времена правления ее императоров Китай был централизованным и могущественным государством, одним из наиболее густо населенных и развитых в мире.
В период Троецарствия власть захватили евнухи, а императорская династия пришла в полный упадок. Наступил политический и социально-экономический кризис. Попытки конфуцианцев произвести государственный переворот для «оздоровления» государства завершились неудачей. В дальнейшем их дело решил продолжить Чжугэ Лян. После восстания «Желтых повязок» в 184 г. власть от императоров фактически перешла в руки полководцев и к лидерам землевладельцев.
В 207 г. Чжугэ Лян отправился в царство У, с которым ему удалось заключить мир. В следующем году, после эпохальной битвы у Красных Утесов, он получил в управление несколько областей страны. Ему также был поручен сбор военных налогов. Он обеспечивал оборону государства, когда Лю Бэй уходил в военные походы.
В 221 г. по совету Чжугэ Ляна Лю Бэй объявил себя императором государства Шу, которое он именовал «Хань». Столицей возрожденной династии стал город Чэнду. Чжугэ Лян при дворе правителя занял пост первого министра. В этом городе и по сей день существует храм «Ухоу», который был посвящен этому выдающемуся деятелю Китая.
После неудачного похода на юг в 223 г. в целях мести за своего казненного соратника Гуань Юя, Лю Бэй скончался. Одним из регентов при его сыне-наследнике трона был объявлен Чжугэ Лян. Фактически он стал правителем страны.
Усмирение южных племен
Своей главной миссией во время исполнения регентских обязанностей Чжугэ Лян считал укрепление династии Хань. Одним из ее главных врагов было северное государство Вэй. Им управлял не менее искусный полководец Цао Цао. Однако во время ведения войны с ним могли восстать и южные племена. Чжугэ Лян понимал это, поэтому сначала он повел войска для их усмирения.
После этого похода лидер южных племен решил присоединиться к царству Шу, а династия Хань получила дополнительные резервы и гарантии того, что во время военной операции с царством Вэй юг и центр страны будут находиться в безопасности.
Северные походы
Военные действия против Цао Цао продолжались с 228 по 234 гг., всего было совершено 5 северных экспедиций. Чжугэ Ляну при помощи искусной дипломатии удалось склонить на свою сторону одного из молодых полководцев царства Вэй. В дальнейшем он стал последователем военачальника государства Шу и вторым из регентов сына Лю Бэя.
В ходе этих операций Чжугэ Лян проявил себя как «мастер расставления ловушек». Благодаря его умелой тактике даже в случае поражения потери среди солдат составляли не более 5 %. Государство Шу было наименьшим по площади и ресурсам в период Троецарствия, но стараниями Чжугэ Ляна оно сохраняло свои позиции и проводило довольно агрессивную внешнюю политику. Во всех этих кампаниях армия Шу за редкими исключениями превышала половину от численности войск царства Вэй.
Основной тактикой военачальников этого государства было создание патовой ситуации, когда у шунцев кончалось продовольствие, и они вынужденно отступали без решающего сражения. Однажды в насмешку над этим фактом Чжугэ послал противнику женское платье.
В 234 г., после очередного северного похода, Чжугэ Лян сначала сильно заболел, а потом скончался в военном лагере в возрасте 54 лет. Согласно его предсмертным предписаниям, регентом сына Лю Бэя назначили Цзянь Ваня. Тело великого китайского военачальника и дипломата похоронили на горе Динцзюн.
Наставления
Концепция идеального полководца описана в трактате «Цзянь юань» Чжугэ Ляна. 16 правил разумного поведения помогут избежать поражения в любой ситуации:
-
Перед тем как разрабатывать военный план, следует осведомиться о замыслах противника.
-
Следует всеми способами стремиться как можно больше узнать о враге.
-
Сохранять силу духа, даже если противник значительно превосходит своей численностью.
-
Быть неподкупным и справедливым, чтобы завоевать уважение подчиненных.
-
Наказывать солдат только по справедливости.
-
Выполнять все свои обещания.
-
Отличать добро от зла, не верить клевете.
-
Если в бою потерпел поражение, необходимо стойко переносить это.
-
Быть великодушным и снисходительным к своим подчиненным.
-
Соблюдать все правила этикета в общении с мудрецами.
-
Следить за своими поступками, не совершать аморальных действий.
-
Выполнять на совесть свои обязанности, честно служить государству.
-
Не превышать своих полномочий.
-
При необходимости пересматривать и менять планы.
-
Не быть слишком уверенным в своих способностях, так как это приводит к пустому тщеславию.
-
Не стоит также безгранично доверять близкому окружению.
Изобретения и литературное наследие
Народные предания приписывают Чжугэ Ляну множество изобретений, в основном использовавшихся в военных целях:
- наземные мины;
- особый вид транспорта («самодвижущаяся лошадь»);
- полуавтоматический арбалет, отличающийся скорострельностью и дальнобойностью;
- каменный лабиринт из стел;
- фонарь, применяемый для подачи сигналов во время боя, и другие.
Он написал несколько трудов, посвященных военному искусству, а также художественные произведения («Вертоград полководца», «Военный потенциал», «Книга заповедей», «Заветы племяннику» и другие). В «Книге сердца или искусство полководца» Чжугэ Лян подробно рассматривает тонкости военной тактики, личные качества, которые должны быть у военачальника и принципы самосовершенствования.
Чжугэ Лян в китайской культуре
Личность этого человека овеяна многочисленными легендами. Особенно он популярен в провинции Сычуань, где существует традиция носить белые повязки на голове в память о нем. Популярность Чжугэ Ляна в народе объясняется тем, что он гуманно относился к своим воинам. По его мнению, сражение должно проводиться стремительно и с наименьшими человеческими потерями. Излюбленной тактикой полководца было психологическое давление на противника и ему это настолько удавалось, что некоторые враги отказывались встречаться с ним в открытом бою.
В одном из походов ему сообщили, что на переправе через реку возник сильный ветер, остановивший войско. Чтобы усмирить его, необходимо принести в жертву человеческую голову. В те времена это было нормой, но Чжугэ Лян приказал сделать «макет» головы из теста и мяса. Так появилось блюдо «маньтоу», близкое к мантам.
По другой легенде, когда войско испытывало затруднения с провиантом, полководец объяснил местным жителям принцип выращивания брюквы и проблема с обеспечением питания для солдат была решена. У одной из южных народностей Китая распространено предание, согласно которому Чжугэ Лян научил их использовать бамбук для сооружения крыши.
В китайском языке и по сей день существуют пословицы, связанных с его именем: «Задним умом всякий Чжугэ Лян», аналогичная русской «После драки кулаками не машут», «Мертвый Чжугэ Лян способен обороняться» и другие.
Этот хитрый и талантливый китайский военачальник является героем многих литературных произведений: «Троецарствие» Ло Гуанчьжуна, «Тактика пустого форта», «Красные утесы» и других. На основе первого романа был снят одноименный фильм. Образ великого полководца используется и в компьютерных тактических играх («Судьба императора», «Мудрец Троецарствия», «Цивилизация-5» и прочие).