Конспект урока "Мягкий знак - показатель мягкости"

Данный урок разработан для учеников 1-2 классов. Ребята, уже имеющие некоторые знания о букве "ь", получают более углубленную информацию о ней. Так они узнают правило "мягкий знак - показатель мягкости в словах".

Цель: выявить функцию мягкого знака.

Организационный момент

Учитель: Дружно встанем мы у парт,

Из вас каждый солнцу рад,

Улыбнитесь всем вокруг,

Каждый в классе тебе друг.

Глубоко теперь вдохните,

И тихонечко садитесь.

Повторение пройденного материала

На доске висят осенние листочки, с обратной стороны которых есть определенные вопросы.

Учитель: Наступила осень, с деревьев стали опадать листья. Как называется такое явление природы? Правильно, листопад.

Сейчас мы соберем эти чудесные листья. Но сделать это будет не так-то просто, ведь на каждом из них есть задание, с которым вы должны справиться.

  1. Сколько гласных букв в русском языке?
  2. Сколько гласных звуков в русском языке?
  3. Назови парные согласные.
  4. Назови звонкие согласные.
  5. Какие звуки не имеют пары по твердости/мягкости?
  6. Может ли твердый звук стать мягким?

Тема урока

Буквы "е", "е", "ю", "я", "и" - являются показателями мягкости предыдущего согласного, их еще называют мягкими командирами. Они без особого труда смягчат звук. Но есть исключения, назовите их.

Учащиеся: Звуки [ж],[ш],[ц] - всегда твердые согласные звуки, и их ничто не сможет смягчить.

Учитель: оказывается, в мягкости нам поможет еще один товарищ - "мягкий знак". Назовите факты, которые вам известны об этой букве.

Учащиеся: Мягкий знак - это буква, которая не имеет звука. Он может разделять звуки.

Учитель: А теперь мы знаем еще один факт: мягкий знак смягчает предыдущий согласный звук. Давайте произнесем слова: мел, мель.

Чем похожи и чем различаются данные слова? У них есть одинаковые буквы и звуки, похожее произношение. Различаются значением, мягким знаком на конце.

Какое из слов произносится мягче? Почему?

Приведите примеры с мягким знаком на конце (пень, день, лень, тюлень).

Запомните правило: если мягкий знак стоит после согласного, то он его смягчает, исключениями являются всегда твердые звуки [ж],[ш],[ц].

Сегодня мы познакомимся с мягким знаком, как показателем мягкости согласного звука.

А сейчас дружно встаньте. Я предлагаю поиграть в игру. Правила очень простые: если я называю слово с разделительным мягким знаком - вы громко хлопаете в ладоши 1 раз, а если я называю слово, где он указывает на мягкость предыдущего согласного, то потрите ладошки дуг о друга.

Лось, соловьи, воробьи, ручьи, день, пень, лень, варенье, трель, галька, столько, воскресенье, веселье, деньги.

Молодцы, вы справились с заданием, присаживайтесь на свои места.

Групповая работа

Учитель: сейчас вы разделитесь на три группы. Каждый ряд - это отдельная команда.

Но прежде, чем мы приступим к работе и получим определенное задание, давайте вспомним правила работы в группах. Что нужно знать, чтобы у нас все получилось?

  1. Работать нужно дружно, без споров и пререканий.
  2. Любое мнение важно и принимается.
  3. Нужно уметь слушать и слышать друг друга.
  4. Для плодотворной и быстрой работы необходимо распределить роли.
  5. Соблюдать регламент.
  6. Работать тихо, говорить вполголоса.

Теперь я ни на секунду не сомневаюсь, что все у нас получится. Распределите, пожалуйста, роли в своей группе.

Вам такое задание: придумать и записать 10 слов с "ь", где бы он являлся показателем мягкости, а другие 10, когда данная буква будет разделителем.

Участники команд объединяются, совещаются, записывают слова и оформляют на постере.

Прошу спикеров команд представить свою работу. Задача остальных - внимательно выслушать и оценить при помощи "метода большого пальца", насколько верно выполнена работа, согласны или нет, и есть ли что добавить.

Команды защищают постеры со словами с мягким знаком - показателем мягкости, а также с разделительным ь.

Учитель: Молодцы, теперь каждой команде достается загадка. Найдя ответ на нее, вы должны будете выполнить транскрипцию этого слова, посчитав количество звуков и букв. Готовы?

Загадка для группы № 1:

Гоню, гоню — не выгоню,

Несу, несу — не вынесу,

Стемнеет — сама уйдет.

(тень)

Разбор слова: Тень [т'эн'] - 4 буквы, 3 звука

Загадка для группы № 2:

Гуляет в поле,

Да не конь.

Летает на воле,

Да не птица.

(Вьюга)

Разбор слова: вьюга [в'й'уга] - 5 звуков, 5 букв

Загадка для группы № 3:

Кто-то ловко юркнул в норку,

Прихватив от хлеба корку

Знаешь ты ее малыш,

Это серенькая…

(мышь)

Разбор слова: мышь [мыш] - 4 буквы, 3 звука

Учитель: Ребята, почему не у всех получилось одинаковое количество букв и звуков, ведь мы знаем, что мягкий знак не обозначает никакого звука. В чем же дело?

Если мягкий знак выполняет разделительную функцию, то тогда буквы "е", "е", "ю", "я", стоящие после него, будут обозначать два звука, и тогда их количество сравняется. А вот если мягкий знак стоит после согласного, то, соответственно он будет его смягчать, и нового звука не образуется. А какое слово тут особенное?

Это слово «мышь». Здесь должно быть правило: "мягкий знак показатель мягкости", однако, мы знаем, что звук [ш] всегда твердый, и смягчить его невозможно. Здесь он лишь указывает на род имени существительного, никак не влияя на звучание слова.

Рефлексия

Учитель: Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам заполнить таблицу "Знаю. Хочу узнать. Узнал". Вам нужно внести необходимую информацию, посвященную уроку, в соответствующий столбик.

Некоторые из ребят озвучивают свои мнения.

Учитель: На этом наш урок закончен, ваше домашнее задание - это упражнение № 5 в учебнике на странице 134.

Комментарии