Касимовские татары: история возникновения, описание повседневной жизни, падение ханства

Касимовские татары отличаются от других групп татар интересной исторической судьбой и своеобразной культурой, сложившейся под влиянием нескольких народов. Служилая часть населения ханства принимала активное участие во внешней и внутренней политике русского государства. Данная этническая группа существует и по сей день, а ее представители гордятся своим богатым прошлым.

Происхождение

Касимовские татары – самая западная группа татар, проживающих на территории России. Их уникальной особенностью является то, что они существовали на значительном удалении от Казанского и Сибирского ханств, в самом центре Московского государства – на территории Рязанской области, в этническом окружении русских. Это наложило своеобразный отпечаток как на культуру, так и на внешность касимовских татар.

Время появления этой немногочисленной народности относится к XV в. В среде историков имеется 2 основные гипотезы о ее происхождении. Согласно одной из них, касимовских татар причисляют к мишарям, то есть они имеют финно-угорские корни.

По другой теории, их предками были выходцы из Азии, которые активно расселялись на Руси в XIII в. Часть этих племен под руководством царевича Касима осела на Оке в Городце Мещерском (ныне г. Касимов). По поводу законности его владения этой землей также есть две гипотезы: правитель из рода Чингизидов мог получить ее от Василия Темного в политических целях, для дальнейшей борьбы с Казанским ханством. Существует также легенда, согласно которой Касим захватил в плен московского князя и эти владения были пожалованы ему в качестве выкупа за свободу русского царя.

Краткая история касимовских татар

В XV в., одновременно с образованием ханства, начинает ослабевать власть Золотой Орды и государств, образовавшихся от ее распада на территории Руси. В результате цари Касимова стали послушным орудием в руках московских князей. Татарские правители вместе с их конным войском создавали кордон от восточных набегов и участвовали в походах на Казань, Литву, Швецию и Ливонию, а касимовского хана Шах-Али трижды назначали правителем Казанского ханства.

Это государство в качестве автономии просуществовало длительное время – более 200 лет. После присоединения Казанского ханства в Касимов эмигрировали значительные группы казанцев, а затем выходцы из Крыма и киргиз-кайсацких орд.

Уклад жизни

Как считает кандидат исторических наук Марат Сафаров, повседневная жизнь касимовских татар носила урбанизированный характер, в отличие от жителей Казанского ханства. Местное население платило дань правителям царства (медвяный, пушной, рыбный оброк и другие).

В связи с тесными контактами с русскими в Касимове сформировалось своеобразное наречие татарского языка, в котором было много заимствований. Практически все касимовские татары в совершенстве владели и русским языком.

Вероисповеданием у этого народа было мусульманство. До наших дней сохранилось несколько мавзолеев, в которых были похоронены их правители. Согласно указам 1713 и 1715 гг., мусульманам приказывали перейти в православие. В противном случае их имения отходили во владение русскому царю или крещеным родственникам. Поэтому часть татар приняла христианство.

Ремесла, сельское хозяйство и торговля

У касимовских татар наиболее развитыми были обработка кожи и шерсти, металла и камня. Часть предметов царской одежды, изготовленных ими, хранится сейчас в Оружейной палате. Благоприятные природные условия способствовали также разведению водоплавающей птицы, пчеловодству, рыболовству. Из зерновых культур выращивали рожь, пшеницу, овес, гречиху, просо и ячмень, в огородах сажали картофель и другие овощи.

Благодаря удобному географическому положению ханства в Касимове активно развивалась торговля. Ее предметами были хлеб, мед, домашние животные, изделия из меха и кожи. Небольшая часть населения занималась сапожным ремеслом. В деревнях действовало также 6 кирпичных заводов, а в селе Болотцы делали серебряные ювелирные украшения.

У татар высоко ценились лошади. 80% сельского населения имело и коров, так как молочные продукты играли большую роль в питании семьи. Практически на каждом дворе содержали овец и коз.

В городе было много мануфактур, занимавшихся выделкой ягнячьих шкур, а татарские купцы, торгующие мехами, были очень зажиточными. Торговля велась не только в Касимове, но и за пределами России – со странами Средней Азии и Казахстаном. Значительную часть прибыли татарские купцы получали с Макарьевской, Оренбургской и других ярмарок. В XIX в. в Касимове выделилось несколько преуспевающих в предпринимательстве семей (Баранаевы, Мусяевы и другие), денежные обороты которых достигали 1 млн руб. в год.

Жилище

Татарское население в Касимове концентрировалось в основном в Татарской слободе, образованной из Старого и Нового посада. В первом находилась большая Ханская площадь, замощенная белым камнем. У площади стоял ханский дворец и дома его приближенных.

Напротив жилища правителя была мечеть с минаретом, которую, по преданиям, велел построить хан Касим. В настоящее время также можно увидеть это древнее сооружение, больше напоминающее крепостную башню. Рядом с минаретом находится мавзолей царя Шах-Али, над входом в который установлена каменная плита с арабской вязью.

По сведениям от современников, дома в XIX в. были почти полностью деревянными. В более позднее время некоторые из них сооружали двухэтажными, в стиле русского неоклассицизма.

Сельские поселения располагались вдоль рек или в долинах. Наиболее распространенной формой планировки территории была двусторонняя улица (ее образовывали два ряда домов фасадами друг к другу). В ранние времена ханства дома находились в глубине усадьбы, что было характерно также для казанских татар и соответствовало традициям ислама. Избы строили с большим подполом для хранения овощей и зимовки скота, который загоняли со стороны двора.

Семьи одного рода селились поблизости друг к другу. Так, род Ширинских насчитывал 19 дворов.

Одежда

Большой выбор тканей для пошива одежды был связан с активной торговлей касимовских татар. Фото ниже помогает получить представление о том, как они выглядели. Начиная с середины XIX в. жители широко используют текстиль фабричного производства.

Нательную одежду делали из ситца и сатина, а верхнюю – в основном из шерстяных тканей. Зажиточные касимовцы имели наряды из шелка, парчи и бархата. Среднеазиатские ткани применяли для халатов. Зимнюю одежду шили из овчины, меха лисы, волка, зайца.

В женской одежде преобладали традиционные яркие цвета: желтый, зеленый, бордовый и красный. Пожилые татарки чаще носили платья из однотонных тканей. К началу XX в. среди горожан наметилась тенденция к уменьшению яркости одежды. Из головных уборов были в ходу расшитые тастары, бархатные калфачки и платки. Молодые женщины носили фартуки поверх платья.

Обычаи

В день посева у татар было принято ставить на стол символ плодородия – миску с водой и двумя яйцами. В некоторых семьях резали петуха. Перед началом посевных работ хозяин садился на небольшой нераспаханный участок земли и читал молитву. Если наступала засуха, то жители деревни резали овцу или корову и съедали ее, затем поливали друг друга водой и вместе молились на том месте, где хранили необмолоченные колосья.

Здоровье домашнего скота, по старинным поверьям, зависело от домового (зэнги бабай). Чтобы его задобрить, под балку крыши в хлеву клали нечетное количество лепешек, в качестве оберегов вешали кость барана или лошадиный череп.

Свадьба у касимовских татар, как и у казанских, проводилась по сватовству. Жених должен был выплатить родителям невесты калым в виде определенной суммы денег, продуктов (мука, масло, мед, крупы), отрезов ткани для свадебного наряда, обуви, украшений. Со стороны девушки также дарили подарки – кафтан, шапку, расшитое полотенце, рубашку. В качестве приданого молодожены получали постельное белье, подушки, ковры. В канун торжества устраивали девичник и парились в бане. Брак заключали по мусульманским канонам (никах, аналогичный венчанию). После него празднование продолжалось еще несколько дней, молодых супругов посещали их родственники и друзья.

Падение ханства

Во второй половине XVI в. приток тюркоязычного населения уменьшился, а правителей царства начали ограничивать во власти. Последней из них была Фатима-Султан, жена хана Арслана. Существует легенда, что она была задушена своими придворными в 1681 г. за то, что хотела принять христианство. После ее смерти ханство касимовских татар было упразднено. На троне г. Касимова побывало 14 царей, все они были прямыми потомками Чингисхана.

После упразднения царства были ликвидированы те благоприятные условия, при которых развивалось татарское купечество. В результате усилилась миграция касимовцев в Приуралье и другие области страны.

После репрессий в эпоху Сталина многие семьи покинули г. Касимов и переехали в Москву и Санкт-Петербург. В настоящее время на их родине насчитывается около 1000 жителей, идентифицирующих себя с этой группой татар.

Комментарии
-1
вообще по сути тюрки россии продажные.
-1
По сути все тюрки продажные