Основные цвета, их влияние на человека
В настоящее время наиболее правильной считается адаптивная классификация цветов. Впервые спектр таким образом разделил англичанин Джеймс Максвелл во второй половине девятнадцатого века. Более ранними исследованиями в данной области знаменит также Исаак Ньютон, в свое время разделивший непрерывный спектр на несколько равных сегментов. Их было столько же, сколько и нот – семь. Скорее всего, такое распределение продиктовано симпатиями к популярной тогда науке нумерологии.
Вторичные, третичные и основные цвета
При наблюдении за работой художников, уже давно была замечена одна интересная особенность: новые оттенки можно легко получить, смешивая разные краски друг с другом. Это послужило толчком к созданию теории про существующие в природе основные цвета. Вначале в качестве базовых ошибочно выделяли синий, желтый и красный. Позже Максвелл провел исследования, в ходе которых основная гамма перераспределилась. Было названо другое сочетание: зеленый, желтый и красный.
Кроме того, существуют так называемые вторичные и третичные цвета, выделенные в самостоятельные категории гораздо позднее. Это переходные сочетания между тремя базовыми сегментами спектра. К вторичным относятся следующие: зеленый, оранжевый и фиолетовый, образующие равнобедренный треугольник, так же, как и основные цвета спектра. Третичные цвета включают в себя шесть переходных сочетаний между базовыми и вторичными. Всего в современном спектре (он же круг Освальда) существует двенадцать равных сегментов.
Что такое цвет?
Очень часто можно прочитать или услышать где-нибудь фразу о том, что никаких цветов на самом деле не существует. Доля правды в ней есть. Ведь то, что мы видим, является уникальным свойством изначально бесцветного электромагнитного излучения. На зрительное восприятие напрямую влияет его спектральный состав. Последний, в свою очередь, зависит от свойств отражающей поверхности. В зависимости от длины отраженных или испускаемых ею волн человеческое зрение улавливает тот или иной цвет.
В описании часто можно встретить такие понятия, как яркость, насыщенность, контрастность, интенсивность и глубина. Кроме того, для характеристики цветов используют такие критерии, как тоны и оттенки. Тоны подразумевают под собой добавление белого цвета в любой из сегментов, что позволяет получить более светлые сочетания. Примером тому служат розовый или голубой цвета. Когда говорят об оттенках, то имеют в виду добавление черного. Тогда получаются темные сочетания, как, например, бургунди.
Цвет как инструмент воздействия на человека
Наверняка многих интересует, какие основные цвета спектра и их сочетания особенно сильно влияют на наше настроение, и есть ли вообще у них такая сила или она – миф. Какие цвета успокаивают, а какие, наоборот, служат подсознательным сигналом к действию? Действительно, различные оттенки и сочетания способны подчас удивительным образом влиять на психическое и физическое состояния человека. При этом мы даже не замечаем, как постепенно краски окружающего мира меняют наше настроение в ту или иную сторону.
И дополнительные, и основные цвета спектра – это уникальный инструмент. Владея им в полной мере, можно научиться вызывать любые нужные ассоциации и образы. Очень широко данное свойство используется в рекламе и при проектировании дизайна. Многие популярные бренды десятилетиями не меняют удачно подобранную цветовую гамму, уже ставшую их отличительным признаком. Так, например, компания Coca-Cola стойко ассоциируется у людей с красным цветом, а Pepsi – с синим.
Характеристика влияния некоторых цветов
Известно, что самым активным в спектре является красный. Он насыщенный и горячий, но довольно тяжелый из-за высокой интенсивности воздействия на психику. Использовать его в большом количестве без более спокойного, уравнивающего оттенка не рекомендуется. Такой цвет может символизировать страсть и любовь, он также считается символом войны, пламени, власти. Известно, что темные оттенки придают солидность, а светлые побуждают к действию. Кроме того, красный – цвет лидеров.
Зеленый тоже считается насыщенным, но его влияние прямо противоположно. Это спокойный и умиротворяющий цвет, нежный и свежий. Он часто ассоциируется с природой и ее жизненной силой. Оттенки зеленого успокаивающе действуют на человеческую психику. Это цвет любви, мира и покоя. Но он не рекомендуется тем, кому нужно принимать быстрые решения, так как дарит расслабленность. Зато такой цвет благотворно влияет на людей, страдающих от стрессовых состояний и скованности в проявлении эмоций.
Желтый по своей природе – легкий и яркий, он дарит тепло, радость, положительные эмоции. Символом такого цвета является движение, веселье, смех. К полезным свойствам можно отнести также активизацию умственной активности, отчего картины с большим содержанием желтого можно посоветовать для рабочих помещений. Но смешивать этот цвет с другими нужно осторожно, так как в определенных сочетаниях он приобретает негативную психологическую окраску. Желтый с зеленым или серым может вызывать зависть или даже действовать отталкивающе.