Деисусный чин: описание и основной смысл
Порядок расположения икон в храмовых залах православных церквей не случаен, впрочем, как и применяемые в написании самих образов каноны. Определенным традициям, правилам расположения на центральном иконостасе подчиняется каждый, находящийся там образ.
Определенный порядок, в котором располагаются конкретные образы, имеет собственное название. Случайно или же произвольно в храмовом зале не может быть размещена ни одна икона. Деисусный чин – одно из таких незыблемых правил расположения образов на части центрального иконостаса в храме, но не только. У этого понятия есть и иные значения.
Что это такое в иконостасе?
Деисусный чин иконостаса – традиционный порядок расположения образов во втором его ряду. Именно второй ряд считается основным, как в большом, главном иконостасе православного храма, так и в малом.
Разумеется, центральное место в этом ряду занимает образ Господа. Как правило, это икона, изображающая Христа Вседержителя, реже – иная, например, образ «Спаса в Силах». Далее в ряду располагаются Иоанн Предтеча и, конечно же, Богородица. Деисусный чин этими образами, разумеется, не ограничивается.
Какие еще иконы включаются в деисусный ряд?
Второй ряд в иконостасе православного храма включает в себя как обязательные образы, так и второстепенные. Их количество напрямую зависит от величины иконостаса и статуса церкви. Это означает, что в городском соборе образов деисусный чин будет содержать намного больше, чем в сельской не очень большой церкви.
Как уже и было упомянуто, центральное место в чине занимает образ Господа. Далее по сторонам от Иисуса размещаются два образа, их включает в себя каждый деисусный чин, вне зависимости от статуса или же размеров храма. Это иконы, изображающие Богородицу и Иоанна Предтечу.
Далее места на иконостасном ряду занимают архангелы – Михаил и Гавриил, апостолы – Павел и Петр. Вслед за ними располагают иконы с изображениями мучеников, святителей, преподобных.
В чем заключается смысл деисусного ряда?
Конечно же, деисусный чин возник не просто так и расположение иконописных образов несет в себе определенный смысл. Понять его совершенно не составляет труда даже далекому от религиозного мировоззрения человеку при внимательном взгляде на иконостас.
В центре ряда находится образ Господа, сурово взирающего перед собой. Продолжает деисусный чин Богоматерь, находящаяся по правую руку Христа. Взгляд Богородицы обращен уже не на верующих, а на Господа. Образ Иоанна Предтечи или же Крестителя, расположенный по левую руку Иисуса, также развернут к Господу. Расположение остальных образов, дополняющих ряд, аналогично.
Таким образом, суть этого ряда интуитивно понятна и воспринимается каждым человеком. Деисусный чин изображает суд Господа над людьми. Богородица и Иоанн выступают в роли заступников, молителей за человеческие души. Поэтому их образы в иконостасе развернуты в сторону Христа, обращены к нему, а не к взирающим на них прихожанам храма.
Почему ряд так называется?
Слово, лежащее в основе названия «деисус», имеет греческое происхождение. Точное его произношение – предмет спора лингвистов и филологов. Многие из них склоняются к тому, что «деисус» — упрощенное произношение, то есть обрусевшая форма слова. Произносить его более правильно – «деисис». Однако у церковников по поводу правильности произношения нет никакой позиции, духовенство допускает оба варианта.
Слово «чин» исконно славянское. У него несколько значений, однако в богослужениях это слово означает строго определенный порядок чего-либо. Это может быть как последовательность молитв во время службы, так и ее устав или какой-либо иной порядок.
Что означает само название?
Смысловое значение слова «деисус» — прошение, моление за что-либо или же кого-либо. Назван основной ряд иконостаса таким образом потому, что исполнен он в традиционном для православия стиле молитвенного заступничества. Все второстепенные фигуры обращены лицами или даже корпусом к Богу, они молят его о милосердии и прощении.
Именно в посреднической молитве о прощении и милосердии и заключается догматическое значение деисусного чина. О прощении рода человеческого Иисуса молят Богоматерь и прочие святые, они воплощают собой заступничество за души людей пред Господним престолом.
Так называют только ряд в церковном иконостасе?
Деисусный чин – это не только ряд в храмовом иконостасе. Скорее, термин обозначает художественную композицию, выражающую конкретный смысл. Это может быть как сочетание многих икон, выстроенных в один ряд, так и длинная настенная фреска. Разумеется, в этом же стиле и с аналогичным смыслом выполняются и простые иконы.
Иконопись в деисусном стиле возникла благодаря становлению литургии в византийских храмах. Этот период был связан с так называемым временем иконоборчества. В храмах Византии в тот период во время богослужений на архитрав алтарной преграды помещалась небольшая икона с деисусным сюжетом. Изображены на ней были, как правило, лишь сам Господь, Иоанн Предтеча и Богоматерь. Обуславливалось это тем, что подобное содержание иконы максимально точно передавало суть христианства – прощение, заступничество, любовь и милосердие.
После окончания эпохи иконоборчества деисусный жанр остался одним из самых востребованных. Небольшие алтарные образы развились до триптихов в домах и, конечно же, целого ряда на православных церковных иконостасах.
Какими они бывают?
Отдельная композиция, помещающаяся на небольшой доске, носит название «Предста Царица одесную Тебе». Христос изображается на такой иконе в виде Царя Царей. В торжественных одеждах прописываются и образы Богоматери и Иоанна.
Не менее известна и иконописная композиция, на которой Господь находится с двумя архангелами – Гавриилом и Михаилом. Называется икона с такой композицией «Ангельский деисус». История появления этого варианта сюжета деисусной иконы неизвестна. Многие историки, изучающие православие и все, что с ним связано, полагают, что данный образ не имеет отношения к деисусному направлению, а является переосмысленным изложением сюжета Троицы. Однако церковники относят этот вариант иконы к деисусным изображениям.
Помимо отдельных небольших образов, к деисусным относят и составные ряды в домашнем Красном углу. Красный угол – место в доме, где размещаются образы святых, лампады, свечи. То есть это место в доме, предназначенное для молитвы. В домашнем деисусном ряду допускаются различные отступления от канонов, соблюдаемых в храмовых иконостасах. К примеру, образ Крестителя на Руси достаточно часто заменяют иконой с ликом Николая Чудотворца.
Храмовые деисусные ряды могут являться огрудными, ростовыми или же оглавными. Вне зависимости от того, как оформлен ряд, порядок расположения образов в нем соблюдается неукоснительно. Центральное место занимает Господь, рядом с ним расположены фигуры Крестителя и Богородицы. Далее следуют два архангела. Вслед за их образами наступает черед апостолов, а далее располагаются мученики, святые, преподобные.
При оформлении иконостасов в храмовых залах этот порядок никогда не нарушается. Впрочем, это справедливо и для настенных деисусных росписей в церквях. Изображения с сюжетом «Ангельский деисус» представлены в храмах исключительно в виде отдельных икон, находящихся в зале.