Азбука – это начало всех знаний
Любая книга начинается с букв. Неважно, какое действие собрался провести человек, — написать произведение либо прочесть его, он должен быть научен грамоте. Одно из самых первых знаний, которое систематизированно приходит в жизнь человека, — это умение читать. Наряду со счетом это базовые навыки, которые являются мощнейшим основанием для образования.
История появления букв
В современном понимании слово "азбука" имеет несколько значений. Самое первое — это, собственно, и есть буквы, то, что чаще называется словом "алфавит". Связано такое название с первыми русскими буквами, по их наименованию, которое использовали вплоть до начала ХХ века, то есть азбука — это "аз, буки". Сами буквы появились очень давно, пришли на смену знаковым обозначениям слов.
Первыми письменное обозначение слов придумали финикийцы еще в XV в до н. э. Но их способ состоял только из согласных, что затрудняло понимание, поэтому греки предложили свою версию, дополнив согласные гласными. Их азбука — это основа для появления буквенной письменности в Европе.
В 863 году 24 мая в Болгарии благодаря трудам двух ученых монахов — Кирилла и Мефодия - появилась кириллица, которая и находится сейчас в основе русского алфавита. Справедливости ради стоит отметить, что вместе с кириллицей они предложили и альтернативный вариант — глаголицу, но она не прижилась и со временем была забыта. С 1987 года эта дата является Днем славянской письменности и культуры. Этот праздник отмечают не только в России, но и в других славянских государствах, письменность которых основана на алфавите двух болгарских монахов.
Откуда взялся букварь?
Но азбука — это не только буквы, это еще и книга для обучения буквенному знанию и умению. Иначе — букварь, в прошлом — буквица. Букварь имеет славную историю, он является одной из первых печатных книг. Конечно же, языком он был написан старославянским и мало напоминал современные книги для обучения грамотности. Первым подобные азбуки для детей придумал великий русский педагог К. Ушинский. Именно он ввел методику, облегчающую ребенку научение грамотности, введя на первые страницы самые наиболее часто употребляемые слоги -ау, -ао. Свою азбуку он назвал "Родное слово". Следующим крупным реформатором букваря был Лев Толстой, назвав его просто "Азбука". Школы долгое время использовали этот труд великого писателя для обучения грамотности детей.
Азбучные реформы
После введения в действие кириллицы прошло много времени, прежде чем кто-то из государственных умов решился взяться за ее преобразование. А оно было ох как необходимо. Сам язык изменился, стал более быстрым, деловым. Петр I, видящий в грамотности особое значение, решительно подошел к усовершенствованию азбуки. Он ввел гражданский алфавит вместо церковного, упростив написание букв и убрав некоторые знаки.
Во второй половине XVIII азбука дополнилась "й" и "е", до этой поры они не использовались.
Следующая крупная реформа в азбуке – это 1918 год, ее провели сразу после Октябрьской революции, случившейся в 1917 году. Из написания убрали две буквы, которые дублировали друг друга. Даже был выдвинут пункт о нежелательности употребления буквы Е, но все-таки ее не вывели, постаравшись свести ее употребление до минимума. То есть букв, по сути, стало 31, так как "й" и "е" были вариантами "и" и "е". И в 1942 году эти буквы сделали официально частью русского алфавита, приведя к числу 33.
Азбука для детей сейчас
В современную эпоху преобразуется все, что-то меняет свое предназначение, но роль азбуки остается той же. Она учит читать. Меняется возраст, на который она рассчитана, сейчас можно встретить буквари для 4-летних детей. Для самых маленьких чаще всего выпускают яркие, красочные большие книги. Но не только традиционным печатным продуктом сегодня довольствуется азбука. Ее можно изучать и с помощью специальных мультфильмов, и в виде различных игр — компьютерных, для андроидов и т. д. И это не говоря о различных магнитах, плакатах, наклейках, звучащих игрушках. Такое многообразие видов азбуки позволяет современным детям легко войти в волшебный мир знаний.