Оферта - это... Понятие, составляющие и срок действия оферты

Оферта - одно из тех новых слов, которые просто заполонили окружающее нас информационное пространство. Однако смысл его очень прост: оферта – это некоторое предложение заключить правовой договор, сделанное одному конкретному лицу или группе лиц, или вообще любому, кому оно может показаться интересным.

Даже не зная его значения, вы постоянно с ним сталкиваетесь. Например, покупая жетончик метро, вы заключаете с метрополитеном договор оферты, а правила, которые вывешены на станциях, это - законодательная основа предлагаемого предложения.

Происхождение понятия «оферта»

Основное значение рассматриваемого понятия определяется своей этимологией (латинские истоки слова: offero - «предлагаю», offertus - «предложение»). В русский юридический и коммерческий дискурсы оно вошло в XIX веке, но уже от французского offrir в значении «передавать, предлагать цену».

В итальянском языке слово oferta также означает «предложение». Помните фильм известного кинорежиссера Джузеппе Торнаторе (в нашем прокате он назывался «Лучшее предложение»), в котором известный коллекционер получает предложение от молодой женщины помочь ей в оценке и распродаже антиквариата своих родителей, и он его принимает. Это - пример типичной оферты.

Основные определения

Итак, оферта – это некоторое предложение, направленное вполне конкретному лицу или организации, группе лиц и любому, кому оно может показаться интересным, заключить правовой договор. Его допустимо сделать как вербально, так и письменно. Обычно, чтобы все документально оформить, одна сторона сделки посылает проект договора. Лицо, выдвигающее предложение, называют оферентом (англ. предлагать - to offer), лицо, кому оно направлено – акцептантом (англ. принимать - to accept).

Если предложение принимается, акцептант обязан дать безоговорочный и полный ответ. В ответном письме вторая сторона должна проинформировать оферента о своем решении. Им может быть: принятие предложения (акцепт), отказ или внесение изменений в проект договора.

Результатом принятия предложения обычно является заключение контракта или непосредственная выдача заказа. В случае отказа стороны продолжают переписку до достижения договоренности. При этом, если нет предварительной договоренности, нельзя выразить свое согласие молчанием (ст.438 ГК РФ). Схематично весь процесс можно представить, как некоторый цикл оферты: оферент – оферта – акцептант – акцепт - оферент.

Иногда акцептом может считаться не сформулированное согласие, а какое-нибудь действие, называемое на языке казуистики конклюдентным, то есть действие, подтверждающее молчаливое согласие лица заключить договор. Использование такого варианта подтверждения согласия на коммерческое или иное предложение распространены в Интернете. К примеру, когда пользователь, соглашаясь принять условия договора, оформленного сайтом в виде публичной оферты, просто ставит галочку, где указано.

Понятие «оферта» в российском законодательстве

Все проблемы регулируются в рамках законодательства (ст.435-449 ГК РФ). Оферта в ст.435 ГК РФ определяется, во-первых, как:

...адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

И во-вторых,

оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

Чем оферта отличается от договора?

Как определено законодательством, оферта - это не полноценный договор, это некая декларация о намерениях, приглашение к сотрудничеству с целью заключить договор в будущем. Например, вы нередко извлекаете из почтового ящика кучу предложений взять выгодный кредит, купить товары в ближайшем супермаркете на распродаже, подключить новый пакет интернета с указанием цены, скорости и сроков подключения. Все это можно рассматривать, как примеры данного типа предложений, если в них зафиксированы условия предоставления этих услуг. В этой ситуации вы можете решить: принимать их, или выбросить декларации в корзину.

Поэтому говорить о договоре оферты - неправильно, поскольку это не тождественные правовые конструкции. Однако результатом должен стать согласованный и готовый к подписанию обеими сторонами проект договора.

Таким образом, основными составляющими оферты (ее признаками) являются:

  • наличие четко выраженной воли и стремления оферента к заключению договора;
  • адресность по отношению к одному лицу или организации, группе лиц или ко всем, кто на нее откликнется (тогда оферта называется публичной);
  • конкретность и недвусмысленность представленной в нем информации;
  • содержательность в отношении значимых условий договора.

Что должно быть отражено в проекте договора?

Законодательством РФ не определена обязательная форма данного документа, поэтому он составляется по примеру стандартного соглашения, обычно принимаемого сторонами на договорной основе. Однако, в нем следует отразить полную информацию о существенных условиях оферты, включающую:

  • Общие положения (в том числе нормативные акты, которыми регулируются отношения сторон).
  • Предметы оферты (товары или услуги).
  • Данные о контрагентах.
  • Описание всех характеристик товара (потребительских, технических и др.); способ его оплаты и доставки; фиксация стоимости (в случае, если не предусмотрено другое).
  • Порядок предоставления услуг (если предмет оферты - услуги).
  • Финансовая составляющая.
  • Сроки действия оферты.
  • Описание действий при форс-мажорных ситуациях.
  • Порядок разрешения споров.
  • Штрафы при нарушении офертных соглашений.
  • Реквизиты и подписи.

Когда все условия согласованы и подписаны обеими сторонами, договор признается офертой, после чего оферент обязан выполнять свои обязательства, которые зафиксированы в данном документе.

Что такое счет-оферта?

В качестве упрощенного варианта такого договора может выступать счет-оферта, который оферент выставляет для оплаты другой стороне.

Если, скажем, телекоммуникационная компания, как оферент, предлагает свои услуги по трансляции телеканалов, то автоматическим акцептом может выступать оплата счета за ее услуги, минуя подписи и печати. Тем самым признается факт начала действия договора. Как видим, договор оферты устраняет излишние формальности и упрощает процесс договоренностей. Это важно, если договаривающиеся стороны могут общаться только дистанционно.

Виды оферты:

Практически все виды оферты определены в Гражданском Кодексе РФ. Их классификация приведена в таблице.

Виды оферты
По кругу адресатов Твердая

Целенаправленное предложение, направляемое одному конкретному клиенту, в перспективе - потенциальному покупателю. При этом обязательное требование - указать точные сроки действия договора.

Свободная Предложение делают нескольким лицам, обычно покупателям от продавца, с целью мониторинга рынка определенных товаров.
Публичная

Круг адресантов предложения не определен, фактически, заключение договора допускается с любым лицом, которое им заинтересуется.

По возможности отзыва Отзывная

Право отзыва оферты определено в ст.436 ГКРФ:

Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

Безотзывная
По срокам рассмотрения для принятия решения (акцептования)

Действительные на протяжении срока, который определен самой офертой.

Допускающие акцепт в сроки, определенные законом (если в тексте самого предложения нет указаний на другие).
Предполагающие, что акцептование возможно на протяжении некоторого необходимого для этого, но разумного срока (если в самой оферте не указаны более точные сроки либо их нет в соответствующих нормах законодательства).

Публичная оферта - что это такое простыми словами?

Сегодня публичная оферта стала очень популярной, особенно в Интернете, благодаря удобству ее оформления. Любой, использующий Интернет для продажи своих услуг или товаров, будь-то индивидуальный предприниматель или компания, выставляет свое предложение, после чего каждый желающий легко оформляет заказ онлайн путем заполнения определенной формы на сайте, фактически, акцептировав предложение.

Основные принципы публичной оферты:

  • Наличие четко выраженного намерения лица, выдвинувшего предложение, заключить договор оферты.
  • Обязательное выполнение указанных условий обеими сторонами сделки.
  • Заключение договорного соглашения с любым лицом, которого заинтересует данное предложение.

Итак, что такое публичная оферта простыми словами - это тип договорных отношений, с которым мы встречаемся постоянно, когда покупаем товары в магазинах, оформляем кредиты, пользуясь автоматами по продаже кофе или пива, скачиваем платные видеоролики в Интернете, разглядываем меню в кафе и заказываем блюда. Репетиторы, тренеры по фитнесу, юристы, предлагающие свои услуги, указывая при этом их стоимость, биржи труда, - все это оферта.

В международной практике публичная оферта известна как защитная, поскольку она ориентируется на пользователей, которые могут заинтересоваться товарами и услугами, выставленными на продажу, и поэтому является полезным источником информации при разделе рынка транснациональными компаниями.

Важно учесть, что согласно законодательству РФ, продавец не имеет права корректировки соглашения, даже если оно окажется для него невыгодным в конечном итоге.

Является ли реклама офертой?

Обычно реклама публичной офертой не считается. Нередко в рекламных буклетах есть специальное предупреждение об этом. Действительно, в рекламе почти никогда не оговариваются конкретные условия возможных будущих договоров.

Однако, согласно ст. 394 ГКРФ, в определенных случаях реклама приравнивается к публичной оферте:

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и пр.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и пр.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Это очень не нравится рекламодателям, поскольку соглашение оферты налагает на оферента обязательства по его выполнению, и они стараются этого избежать, чтобы потом к ним не было претензий со стороны закона за недобросовестную рекламу.

Есть ли у оферты срок действия?

Согласно ст.11 Федерального закона «О рекламе»:

Если в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации реклама признается офертой, такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Поэтому, если в самом тексте документа срок действия оферты не указан, то по закону данное предложение действительно на протяжении двух месяцев после того, как оно получено акцептантом.

Законодательством Рф также регулируется и продолжительность процесса заключения соглашения. При этом учитывается, указан ли в предложенном тексте срок акцепта. Здесь могут быть следующие ситуации:

  1. Срок для подтверждения своего согласия (акцепта) указан непосредственно в оферте (ст.440 ГКРФ). Тогда, если договор получен оферентом не позже этого срока, он будет считаться заключенным.
  2. Когда в письменно оформленной оферте срок для акцепта не установлен (ст.441 ГКРФ). В этом случае договор считается заключенным либо в рамках сроков, установленных законом, либо на протяжении времени, которое обычно признается необходимым для этого.
  3. Если оферта предлагается устно, то для нее законом предусмотрен немедленный акцепт.

Каковы условия расторжения оферты?

Разрыв публичной оферты наступает, когда оферент пытается изменить параметры уже заключенного договора без уведомления акцептанта. Согласно законодательству, такие изменения - это нарушение оферты, приводящие, говоря юридически, к ее ничтожности. Поэтому лицо, акцептировавшее предложение, имеет основания добиваться возврата прежних условий или отозвать акцепт. Если контракт оформлен письменно, то регулирование этого процесса проводится в границах правового поля государства.

Если, скажем, цена товара в оплаченном вами счете и цена, которая указана в ценнике магазина, различаются, то налицо случай нарушения публичной оферты, регулируемый правилами розничной торговли, установленными для публичной оферты законами РФ (ст. 494 ГКРФ).

Комментарии