Киевские митрополиты: история и современное состояние

Многие из нас знают историю становления христианства в нашей стране. Однако не все помнят о той роли, которую сыграли в этом деле киевские митрополиты. Поэтому целью настоящей статьи является знакомство с основными вехами истории русской церкви, а также с его сегодняшним состоянием.

Как появилась Русская Церковь в Киеве?

Православная церковь в Киеве является самой древней на Руси. Она была учреждена в 988 году. Ее начало совпало с судьбоносным решением князя Владимира о Крещении своего молодого государства.

Первыми киевскими архипастырями были выходцы из Византии. Достоверно известно, что первым на эту должность был назначен Михаил, вторым стал человек по имени Леонтий. Первые духовные наставники нуждались во многом: им было необходимо принести свет христианской веры языческим племенам, перевести на местное наречие богослужебные книги, наладить связь с местной элитой, построить первые храмы.

Укажем, что сам по себе институт киевских архиереев развивался достаточно активно. Так, уже в 1051 году на этот пост был назначен Илларион, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати». Далее список киевских митрополитов продолжили многие известные деятели духовной культуры: Константин Блаженный, Федор, Михаил и многие другие.

Оскудение и возрождение митрополии

Серьезной проблемой для Древней Руси стало печально знаменитое золотоордынское нашествие и последующее иго, которое завершилось полным разорением русской земли и церкви в Киеве.

Несмотря на то, что население государства, находившегося в состоянии феодальной раздробленности, резко сократилось, институт архиеерев продолжал существовать. Даже когда центр Руси из Киева был перенесен в другие города — Владимир, а позже в Москву, духовные наставники продолжали именовать себя Киевскими.

Киевские митрополиты многое сделали для страны в годины испытаний. Своим примером они поддерживали соотечественников, вели проповеди активного сопротивления захватчикам.

После усиления роли Москвы центром русской церковной жизни стал именно этот северный город, ставшей столицей Средневековой Руси.

Судьбоносным годом развития церкви стал 1461 год, когда Русская Православная Церковь обрела независимость от Византийской империи, испытывавшей серьезное давление со стороны турок-османов. Именно тогда глава церкви в Киеве стал называться Московским и всея Руси. А духовные наставники Западной Галицкой Руси получили титул архиереев Киевских и Галицких.

Западная Киевская митрополия

Интересна и поучительна судьба западной Киевской Церкви. Киевские митрополиты, именовавшие себя духовными наставниками Киевскими и Галицкими, оказались под сильным влиянием Речи Посполитой. В итоге сильного католического влияния, православные архиереи западной окраины Руси вынуждены были согласиться принять унию. Уния предполагала, что монахи, священники и их духовные чада подчиняются Папе Римскому, но сохраняют за собой право служить по православным ортодоксальным обрядам.

Данное решение было не церковным, а сугубо политическим. Только оно помогло сохранить целостность самой Киевской церкви западной Руси.

Однако в результате политических событий присоединения к Руси сначала Левобережной, а затем и Правобережной Украины, Киевская церковь стала частью Московского патриархата, а униатская церковь была отвергнута. Произошло это в 1686 году.

История развития православия в Киеве от Петра Алексеевича Романова до большевицкой революции

Как известно, Петр Великий провел реформы во всех областях, в том числе и в церковной жизни. Однако духовный клир в Киеве оказались на окраине его могущественной империи, поэтому их эти реформы почти не коснулись. Более того, главу Киевской Православной Церкви, который подчинялся Московской патриаршей кафедре, Петр старался использовать как фигуру политическую, стремясь укрепить влияние России на украинских землях.

Поэтому Русская Православная Церковь существовала в царской России в весьма благоприятных условиях поддержки со стороны органов государственного управления. И только реформы Екатерины Великой, проведенные в 1762 и 1763 годах, вынудили киевское духовенство отказаться от большей части принадлежавших ей земель.

В советские годы

Гонения на Русскую Православную Церковь, которые объявили большевики, многое изменили и в Киеве.

Однако здесь обнаружили себя истинные светильники веры, одним из которых был митрополит Иоанн Соколов. Иоанн прожил долгую жизнь, полную испытаний и радостей. В 1944 году был назначен Экзархом Украины. Сделал все для того, чтобы возродить православные храмы в этой части территории Советской Украины.

Митрополит Иоасаф Лелюхин был назначен Экзархом Украины в 1964 году. Пытался отстоять Церковь в непростое время гонений. Оставил заметный след в истории Украинской Церкви Московского патриархата.

История раскола: 1990-2018 годы

Раскол Украинской Православной Церкви – одна из самых печальных страниц новейшей истории Украины. Причинами раскола стало поведение именно главы русской церкви в Киеве.

Митрополит Филарет (Денисенко) сознательно выбрал раскол после развала СССР и отказа духовенства Русской Православной Церкви выбрать его на пост патриарха. В итоге этот пост занял патриарх Алексий Второй.

К слову сказать, сам раскол был предсказан еще в середине 20 столетия известным русским святым Лаврентием Черниговским, который говорил о том, что именно глава церкви в Киеве, понукаемый гордыней и действуя вместе с безбожными властями, уйдет в раскол. Однако тот же Лаврентий предсказывал преодоление этого раскола.

Сегодня Филарет Денисенко является самоизбранным патриархом им же созданного Киевского патриархата. В русской Православной Церкви этот человек предан анафеме как раскольник и предатель единства церкви.

В настоящий момент Филарет ведет активную деятельность по поддержке украинских радикально настроенных националистов, будучи сам выходцем из Донбасса, он призывает украинских силовиков бомбить его малую Родину, он вхож в ЦРУ и прочие службы, стремящиеся ослабить Россию на международной арене.

Комментарии