Как называли извозчика в старину? Извозчики на Руси: как назывались и что делали?
Извозчик — это так называемый водитель экипажа, повозки. Иногда так называли крестьянина, который занимался перевозками. Извозчики, в зависимости от экипажа, делились на категории и даже на разряды.
Как называли извозчика в старину
Извозчик — это профессия, существовавшая на Руси.
В разное время представителей этой профессии называли по-разному. У них были даже свои категории. Самые младшие – «Ваньки», старшие — «голубчики». Существовали даже «лихачи», но стоили они гораздо дороже «Ванек».
О «ваньках»
Они считались низшей категорией. Их повозки были дешевы, сами они приезжали на заработки в города из деревень. Иногда работали на собственных лошадях, иногда брали их у бояр в аренду. «Ваньки» работали на износ — цена на их услуги была невысока, но они были готовы к долгой и напряженной работе. Соглашались ехать куда угодно. Но состояние их повозок было таким, что не каждый был готов прокатиться. Клиентами таких извозчиков чаще всего становились небогатые простые люди, чиновники низшего ранга и приказчики.
Правами «Ваньки» также не обладали. Всегда находились те, кто был готов поживиться за их счет. В одной из книг, описывающих быт тех времен, содержится указание на то, что городовые ежедневно обирали несчастных извозчиков.
Часть дохода «Ваньки» отдавали хозяину извоза, у которого находились на постое. Размер этой выплаты чаще всего был фиксирован. Если денег не хватало, то за извозчиком оставался долг. И получалось так, что многие крестьяне, приехавшие в город за заработком, возвращались с пустыми руками или вовсе должниками.
О «лихачах»
«Лихачи» — это другая сторона извозчичьей жизни. Их лошади были крепкими и здоровыми, ухоженными и красивыми. У таких извозчиков коляски были с лакированным выкрашенным корпусом и дутыми шинами.
Работали они преимущественно на себя, перевозя богатых пассажиров. К ним обращались офицеры, богатые купцы и бояре со своими дамами. Иногда их нанимали мошенники и авантюристы, желающие создать о себе хорошее впечатление или быстро удрать от кого-либо.
Заметить «лихачей» на улицах можно было после обеда. Но работали они до самого утра. Пассажиров подбирали возле театров, отелей и ресторанов. За проезд брали не меньше 3 рублей, в то время как максимум, на что могли рассчитывать «Ваньки» — 70 копеек.
«Лихачи» могли сами выбирать, с кем они поедут. Но и доход они получали внушительный. Богатые господа, уезжавшие из театра развлекаться с актрисами, зачастую нанимали извозчика на всю ночь и не скупились на оплату. Особо ценились коляски, оснащенные откидным верхом — полупьяные пассажиры со своими спутницами могли скрыться от осуждающих взглядов.
Про «голубчиков»
«Голубчики» — это своеобразная аристократия среди извозчиков. Иногда их еще называли «голуби со звоном». Их экипажи украшали дуги, увешанные колокольчиками. Название их произошло оттого, что кучера часто восклицали: «Эх, голуби!». Вот как называли извозчика в старину.
«Голубчики» имели специальную форму одежды — суконный синий волан с высокой талией и складками сзади, толсто подбитый ватой, ямская фетровая шляпа летом и суконная четырехугольная шапка зимой. На воротнике красовался жестяной номер. В зимнее время «голубчики» ездили на городских санях, а летом — на легкой коляске с откидным верхом. «Поймать» их можно было на извозчичьей бирже.
По большей части в один экипаж запрягался один конь, но были и двойки, и тройки. Особым шиком считалось прокатиться на тройке под громкие крики кучера: «Эй, поберегись!»
Другие категории
«Ломовики» — вот еще как называли извозчиков в старину, это еще одна категория, которая занималась перевозкой багажа и грузов. Кучера управляли лошадьми-тяжеловозами, способными перевозить большой объем грузов. Работа для них всегда находилась.
Еще одно наименование, как называли извозчиков в старину, — это «ямщики». Они перевозили как людей, так и грузы на ямских лошадях. В их обязанности входила и доставка почты.
До того как появились конки (экипажи, рассчитанные на большое количество пассажиров, передвигающиеся по рельсам при помощи лошадей), а после трамваи, у извозчиков не было конкуренции. Частными экипажами владели лишь немногие богачи.
Регулирование властями
Городская управа отвечала за проведение техосмотра экипажа и лошадей. Каждому извозчику был присвоен номер. Сначала значки с номерами крепили кучерам на спину, позднее прибивали на видное место повозки или коляски. Лошадь должна была соответствовать специальным стандартам — быть крепкой и здоровой, а не костлявой и дряхлой.
Извозчики одевались в специальную форму, в зависимости от класса экипажа: синий либо красный кафтан с оборками сзади, на талии повязывали красивый пояс, а на голову водружали низкий цилиндр с загнутыми полями, украшенный спереди пряжкой.
Существовали и возрастные ограничения — извозчиком мог стать юноша, достигший 17 лет. Считалось, что чем окладистей борода, тем порядочней кучер.
Все экипажи делились на три разряда, каждому из которых соответствовал свой цвет коляски и ночного фонаря:
- Первый разряд — закрытые рессорные коляски с резиновыми воздушными шинами — красный цвет.
- Второй разряд — похожие коляски с простыми шинами — синий цвет.
- Третий разряд — все остальные.
Правила движения
Извозчики на Руси передвигались согласно установленным правилам дорожного движения. Они должны были ехать с правой стороны улицы рысью — около 11 км/ч. Когда темнело, извозчики зажигали специальные фонари. А коляски было разрешено ставить только в один ряд вдоль тротуара. И также запрещалось бросать экипаж без присмотра.
В начале XX века, с появлением трамваев, профессия извозчика постепенно стала сходить на нет. К 1939 году в Москве их оставалось всего 57. Через пару лет извозчики совсем перестали быть востребованными.