Концепции права: понятие и виды, теории права
Со времен античности право является важнейшим элементом общественного и государственного устройства. Глубочайший след оставило римское право, которое считается фундаментом европейской правовой традиции и культуры. Основные концепции права, представления о природе основных правовых дефиниций берут начало в римском праве, в его систематизациях и кодификациях. Право являлось главной опорой Рима на всех этапах его развития — царского, республиканского, периода империи. Оно служило тем исключительным инструментом, который позволял достичь необходимого баланса внутри общества, устранить разрушительные внутренние противоречия и сплотить его для борьбы с внешними угрозами.
Влияние на право философских традиций и исторических условий
Говоря о существующих концепциях права в широком смысле, как о типологиях правовых систем, школ, взглядов, опираются на некоторое основание для такого разграничения. В зависимости от тех или иных используемых критериев на протяжении двух тысячелетий создано большое число концепций и мировоззренческих систем, как чисто теоретических, так и наполненных практическим содержанием. Не перечисляя их все, можно лишь отметить, что во многом развитие концепций права связано с развитием философских представлений - укреплением, в качестве главенствующих, тех или иных философских систем в некоторый исторический период. Развитие права связано также с укреплением роли отдельных государств, что всегда имело следствием распространение культурных ценностей и правовых идей среди соседних народов, а также обмен ими между государствами, объединенными одной исторической традицией.
Право и справедливость
В целом же в любой правовой системе признается стержневая связь права и того внутреннего естественного ощущения любого человека, которое называется справедливость. “Чистая” справедливость в абстрактном смысле является своего рода субстанцией, наполняющей собой право, в его естественном выражении. Оформленная разными способами, она является тем, что составляет сущность права, при любом его восприятии и определении. Несправедливое право и закон в конечном итоге имеют следствием их неприятие обществом, что ведет к их изменению в той или иной мере и степени интенсивности.
Морально-религиозные концепции
Первые концепции права средневековой Европы, основываясь на рецепциях римского права, носили при этом значительный морально-религиозный оттенок. Ведущая роль религиозного христианского учения во всей средневековой философии определила тесную связь правовых учений этого периода с догматами и нормами христианской морали. В центре такой концепции находились правила и законы, предписывающие надлежащее поведение с позиции христианского мировоззрения. Лишь начиная с XVII века религиозные догмы в Европе стали отделяться от светского права, в результате чего право и закон постепенно лишились сакрально-религиозного подтекста, не утратив, однако, основную связь с моралью. Особенную важность имели и имеют религиозные нормы и право в исламе. Текст Корана и сейчас является главным источником исламского права арабских государств.
Естественно-правовая концепция
Истоки естественно-правовой концепции находятся в учении Аристотеля. В дальнейшем, в соединении аристотелевской этической философии и христианской религиозной доктрины, свои основные очертания естественное право обрело в трудах Фомы Аквинского, с именем которого связывают возникновение школы естественного права в европейской философской и правовой истории. Естественно-правовая концепция получила широкое распространение в новое время, была развита в трудах философов и теоретиков европейских революций 17-19 веков - Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта, А.Н. Радищева и др., и сохраняет свою актуальность поныне. Естественное право в качестве концепции международного права использовалось голландским юристом 16-17 вв. Гуго Гроцием. Важнейшим элементом естественно-правовой концепции является утверждение идеи природных, неотчуждаемых прав человека, которые не “подарены” ему кем-то, - к примеру, государством, - а принадлежат человеку от природы, наравне с любыми другими человеческими ценностями и качествами. Основой концепции прав человека является признание того факта, что государство служит праву, является его опорой, а ценность человеческих прав имеет приоритетное значение в любой сфере деятельности.
Английское право и “право справедливости”
Концепция естественного права нашла свое место как в системах общего (английского), так и в системах континентального права. Английское право раньше других столкнулось с острой необходимостью ограничения власти монарха, - история развития английского государства сопровождается ожесточенной борьбой за права, сначала аристократической верхушки и монархов, затем - простого народа, что выразилось в революции 1640 г., - одной из первых буржуазных революций в Европе. Особенное значение в английской системе занял суд как субъект, созидающий, определяющий и трактующий содержание права. Прецедент, создаваемый судом, на фоне слабости личной власти монарха, в английской системе явился первичным элементом в любой правовой сфере, трактовка судей является главной формой существования и закрепления правовых норм. Особое место в английской системе прецедентов имеет “право справедливости”, - уникальный институт, который возник и утвердился отдельно от “общего права”, как реализация личного идеального представления и понимания судьями естественных норм и справедливости как таковой. “Лучше десять виновных избегут наказания, чем будет наказан один невиновный”, - гласит известное в английской правовой традиции изречение судьи и политика XVIII века Уильяма Блэкстона.
Право средневековой Германии
Другим центром формирования правовых идей и концепций на протяжении многих столетий была Германия. Пережившее длительный процесс создания единой государственности, немецкое правосознание создало целый ряд традиций, одной из главнейших из которых стала концепция гражданского права в его современном понимании. Важнейшее значение для становления германских государственных образований и княжеств Средневековья имело римское право. Свой особенный авторитет оно имело и потому, что средневековая Германия переняла многие культурные и цивилизационные черты у Римской империи, - длительное время даже названием государства у германцев было “Священная Римская империя”. Дигесты Юстиниана, кодификации римского права имели непосредственное значение как действующие законы. С этим во многом связана континентальная традиция изложения правовых норм в виде законов, и вторичная, “подчиненная” роль судей. Одним из первых собственных правовых памятников германских княжеств является “Саксонское зерцало”, написанное в XIII веке. Важной его особенностью является форма — автор, рыцарь и судья Эйке фон Репков изложил в нем не столько нормы существовавшего в то время права, но, прежде всего, свои идеи, которые в некоторой степени стали зачатком более сложных правовых институтов и отраслей законодательства последующих эпох.
Становление позитивистской концепции права
Начало идей правового позитивизма принято связывать с усилением государственной власти и абсолютизма монархий в некоторых европейских странах 16-17 вв. Увязывая воедино право и государство, сторонники концепции создавали почву для возможности разъединения права и морали. Право становилось неотъемлемым атрибутом и орудием государственной власти, - правом, в таком подходе, принято считать исключительно нормы, облаченные в форму закона, принятые или изданные субъектом - носителем государственной власти. В “сыром” позитивизме были крайние направления, обосновывающие полное право монарха не быть ограниченным никакими нормами, и даже приписывающие ему “божественное” происхождение, а потому полную свободу действий (Ж. Боден, Н. Макиавелли). Было, однако, и вполне обоснованное логикой стремление вывести право “за скобки” христианских догматов и давления морали (Т. Гоббс, Г. Гегель). Позитивистские концепции государства и права в своем развитии прошли длительный путь становления и нахождения своего места в общественном сознании как в системе английского “общего” права, так и в континентальном, - и уже в 19-20 веке получили современный вид в трудах философов и юристов Дж. Бентама, Дж. Остина, Г. Харта. Результатом борьбы идей правового позитивизма и естественного права стало, в частности, возникновение в Германии исторической концепции права.
Историческая школа немецкого права и пандектистика
Согласно представлениям исторической концепции права, родоначальниками и основными теоретиками которой были немецкие юристы XIX века Г. Гуго и Ф.К. Савиньи, право есть продукт постепенного развития исторической реальности, повседневности, неотъемлемо связанной с человеком и обществом. Подобно прочим составным частям бытия - языку, религии, морали, обычаю, хозяйству, искусству, науке, внешней организации, право объединяет индивидуумов, является по своему устройству изначальным атрибутом человека, а по своему развитию – продуктом истории. Особенную роль в его становлении играет “Народный дух” — он является настоящим творцом, источником права. Вне исторической школы, другим распространенным направлением немецкой правовой мысли XIX века была пандектистика, - традиция продолжения многовековой связи с римским правом - дигестами (пандектами) Юстиниана, а также многочисленными их трактовками. Результатом некоторой конкуренции и объединения идей исторической концепции и пандектистики явилось принятие Германского гражданского уложения 1896 г., ставшего классическим, образцовым гражданским кодексом для континентальных правовых систем, включая советскую и российскую.
Правовой реализм
В начале XX века сформировался в виде отдельной концепции правовой реализм. “Жизнь закона — не логика, а опыт” - такими словами из книги американского юриста и судьи О.У. Холмса характеризуются его подходы. Всячески удаляя из права любые проявления “романтизма”, реализм стал ведущей доктриной и философией США первой половины XX века, и оказывает значительное влияние поныне. Право в таком подходе есть результат реальной жизни, - “живое право”, в отличие от “книжного”, “мертвого”, является настоящим, - задачей законодателя является правильно его воспринять и переложить в закон. Реализм противопоставляется и естественному подходу, поскольку отрицает, как таковую, связь с моральными ценностями, и позитивному праву, как искусственно изобретенному теоретиками.
Другие концепции
Среди прочих современных концепций права интерес представляют психологическая концепция польского юриста Л. И. Петражицкого, а также либертарная теория права российского ученого В. С. Нерсесянца. В своей теории Л. И. Петражицкий разделял “официальное” право и “интуитивное”, определяемое психологическим отношением человека. В некотором смысле, интуитивное право более универсально и адаптивно, в то время как официальное часто отстает от изменений в обществе. Либертарная же теория права В.С. Нерсесянца во главу угла ставит свободу, оценивая ее притом не как “произвол” и “своеволие”, а через право, имеющее значение “меры свободы” индивида.
Что есть право?
Безусловно, свое рациональное зерно есть в каждой концепции. Окончательный ответ на вопрос: "Что есть право?" - находится вне досягаемости средств логического умозаключения, как и ответ на философский вопрос “что есть истина”. Но все же уверенно можно утверждать, что ближе к истине те концепции прав и свобод, которые основываются на приятии справедливости, защищающей право от злоупотребления и свободу от произвола.