Континентальная система права: понятие, характерные черты, источники. Романо-германская правовая семья
Англо-саксонская и континентальная системы права часто противопоставляются друг другу. Интеллектуальная основа первой системы исходит из судебного акта, принятого судом, и дает прецедентные полномочия на предыдущие судебные решения. В континентальном праве же суды гораздо менее влиятельны.
Общие сведения
Исторически сложилось так, что континентальная система права представляет собой целую группу правовых идей и систем, в конечном счете восходящих к архаичному Римскому праву, но в значительной степени опирающихся на наполеоновскую, германскую, каноническую, феодальную и местную практику, а также доктринальные штаммы, такие как естественное право, кодификация и правовой позитивизм.
Концептуально континентальное право исходит из абстракций, которые формулируют общие принципы и отличают материальные правила от процедурных. Прецедентное право в нем вторичное и подчиненное закону.
Особенности континентальной системы права
В этой системе есть большие различия между статутом и статьей кодекса. Наиболее выраженными чертами континентальных систем являются их юридические кодексы с краткими правовыми текстами, которые обычно избегают конкретных казусов.
К признакам континентальной системы права относится и специфическая кодификация. Цель кодификации - предоставить всем гражданам письменный свод законов, которые применяются как непосредственно к ним, так и по отношению к судам и судьям. Это самая распространенная система права в мире, действующая в той или иной форме примерно в 150 странах. Это в значительной степени связано с римским правом, возможно, самой сложной известной правовой системой, датируемой до современной эпохи.
Основным источником права континентальной системы является кодекс - систематический сбор взаимосвязанных статей, упорядоченный по предмету в определенном порядке, в котором объясняются основные юридические принципы, запреты, свободы и т. д.
В отличие от сборника законов или каталогов прецедентного права, в кодексе излагаются общие принципы, выступающие как самостоятельные правовые нормы.
Что отличает англосаксонскую систему права от континентальной?
В первом случае судебные прецеденты играют роль полноценных законодательных актов, в то время как в континентальном праве суды не играют такой большой роли.
В отличие от систем англосаксонского права, континентальные юрисдикции традиционно не видят большой ценности в прецедентном праве. Преимущества, которое получают юристы в процессе дела, основываясь на опыте прошлых судебных решений, сохранились в англо-американской правовой структуре. Суды в континентальной системе права обычно решают дела с использованием положений кодекса на индивидуальной основе без ссылки на другие судебные прецеденты.
Особенности судов
Хотя типичное решение Верховного суда во Франции является кратким и лишенным объяснений или оправданий, в германской Европе (Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и Нидерланды) высшие суды склонны писать более подробные описания прецедентов, дополненные многочисленными ссылками на соответствующие своды законов. То же самое можно сказать и о российских судах.
Специфическая работа судов в континентальной системе права часто подвергается критике со стороны юристов, приверженных англосаксонской системе, чаще всего британской и американской. Хотя юрисдикции континентального права мало полагаются на судебные решения, они генерируют феноменальное количество зарегистрированных юридических заключений. Однако это, как правило, неконтролируемо, поскольку нет нормативного требования о том, чтобы любое дело регистрировалось или публиковалось в законодательном отчете, за исключением советов государственных и конституционных судов. За исключением высших судов, вся публикация юридических заключений является неофициальной или коммерческой.
Итак, к характерным чертам континентальной системы права относится:
- вторичная роль судебных прецедентов;
- развитая кодификация;
- государственные и местные законодательные акты в качестве основных источников права;
- изначально неразвитые (в сравнении с англосаксонским правом) индивидуальные права граждан, склонность к этатизму.
Этимология
Романо-германскую правовую семью иногда называют неоримской. Выражение «гражданское право» (civil law), которое применяют к ней в английском языке, представляет собой перевод латинского термина jus civile («закон граждан»), который был поздним термином для правовой системы, доминирующей на "патрицианских" землях Римской империи, в отличие от законов, регулирующих завоеванные народы (jus gentium).
История
Континентальное право ведет свое начало от классического римского права (примерно 1-250 годы нашей эры), и в частности от Закона Юстиниана (VI в. н. э.), а своим дальнейшим ростом и развитием оно обязано Позднему Средневековью. В это время оно развивалось под сильным влиянием со стороны канонического права.
Доктрины Юстинианского кодекса обеспечили сложную модель контрактов, правил и процедур семейного права, правила составления завещаний, а также сильную монархическую конституционную систему. Римское право развивалось по-разному в различных странах. В некоторых оно вступило в силу путем законодательного акта, т. е. стало позитивным законом, тогда как в других оно было распространено в обществе влиятельными учеными и экспертами по правовым вопросам.
Средние века
Римское право развивалось без перерыва в Византийской империи до ее окончательного падения в 15-м веке. Однако, учитывая многочисленные вторжения западноевропейских держав в Византию в поздний средневековый период, ее законы стали широко адаптироваться и применяться на Западе.
Впервые этот процесс начался в Священной Римской империи, отчасти потому законы, основанные на римском праве, считались благородными и "имперскими" по своему происхождению. Переработанное, оно стало основой для законов средневековой Шотландии, хотя и было сильно деформировано из-за влияния феодального нормандского права. В Англии его преподавали в Оксфорде и Кембридже, но адаптировали лишь право на завещание и супружество, поскольку оба этих закона были унаследованы от канонического и морского права.
Следовательно, ни одна из двух волн римского влияния полностью не доминировала в Европе. Римское право было вторичным источником, который применялся только тогда, когда местные обычаи и законы не содержали в себе рецепта решения какого-либо казуса. Однако через какое-то время даже местное законодательство стало толковаться и оцениваться на его основе, поскольку оно было обычной европейской правовой традицией и, следовательно, в свою очередь повлияло на основной источник права. В конце концов работа гражданских глоссаторов и комментаторов привела к разработке единого свода законов и правил, общего юридического языка и метода преподавания юриспруденции. Таким образом, романо-германская правовая семья стала общей для всех стран Европы.
Кодификация
Важной общей характеристикой континентального права, помимо его древнеримского происхождения, является всеобъемлющая кодификация, т. е. включение многочисленных общих норм в гражданские кодексы. Самая ранняя кодификация - Кодекс Хаммурапи, написанный в древнем Вавилоне в 18-м веке до нашей эры. Однако этот и многие последующие кодексы были в основном списками гражданских и уголовных правонарушений, а также способов наказаний за преступления. Кодификация, типичная для современных гражданских систем, возникла лишь с появлением Юстинианского кодекса.
Германские кодексы были разработаны средневековыми юристами в течение 6-го и 7-го веков, чтобы четко очертить закон, действующий в отношении германских привилегированных классов, по сравнению с их подданными, по отношению к которым применялись нормы архаичного римского права. В соответствии с феодальным правом было составлено несколько отдельных кодексов, сначала в рамках нормандской империи (Très ancien coutumier, 1200-1245), а затем в других местах для регистрации региональных источников права - таможенных правил, судебных решений и основополагающих юридических принципов.
Эти кодексы заказывались знатными лордами, которые председательствовали на заседаниях судов по делам феодальных дворов, чтобы знать о ходе судебных процессов. Использование региональных кодексов, изначально составленных для влиятельных городов, вскоре стало обычным явлением на больших территориях. В соответствии с этим некоторые монархи укрепили свои королевства, пытаясь унифицировать все имеющиеся кодексы, которые служили бы законом для всех их земель без исключения. Во Франции этот процесс централизации континентальной системы права начался со времен Карла VII, который в 1454 году попросил своих правоведов составить официальный закон о короне. Некоторые своды законов того времени очень повлияли на создание Наполеоновского кодекса и, что немаловажно, Магдебургского права, которое использовалось в северной Германии, Польше и странах Восточной Европы.
Концепция кодификации получила дальнейшее развитие в XVII и XVIII веках нашей эры в качестве выражения как естественного права, так и идей Просвещения. Политические идеалы той эпохи были выражены понятиями демократии, защиты собственности и верховенства закона. Эти идеалы требовали от закона прозрачности, определенности, справедливости и универсальности. Таким образом, сочетание римского права и местного законодательства уступило место кодификации законов, и кодексы стали основными источниками континентальной системы права.
Кодификация за пределами Европы
В Соединенных Штатах процесс кодификации начался с «Полевого кодекса», принятого в Нью-Йорке в 1850 году, а затем Калифорнийскими кодексами (1872) и федеральными пересмотренными уставами (1874). Ярким примером американской кодификации является действующий и поныне Кодекс Соединенных Штатов, принятый не так давно по меркам истории юриспруденции - в 1926 году.
В Японии в начале эры Мэйдзи европейские правовые системы, особенно гражданское право Германии и Франции, были основными моделями для местной судебной и правовой системы. В Китае Гражданский кодекс Германии был введен в последующие годы династии Цин, таким образом, тогдашние китайские власти копировали опыт японцев. Кроме того, он же и лег в основу закона Китайской Республики после Синьхайской революции 1911 года и до сих пор остается в силе на Тайване. Более того, Корея, Тайвань и Маньчжурия, как бывшие японские колонии, находились под сильным влиянием ее законодательной системы, которая, в свою очередь, разрабатывалась с оглядкой на страны континентальной системы права.
Влияние на зарождение социализма
Некоторые авторы рассматривают романо-германскую ветвь как основу для жесткого социалистического законодательства, действовавшего в коммунистических странах, которое, в сущности, представляло собой континентальное права с вкраплениями марксистско-ленинских идеалов. Даже если это так, эта правовая система существовала задолго до возникновения социалистического права, а некоторые восточноевропейские страны вернулись к досоциалистическому гражданскому законодательству после падения социализма, в то время как другие продолжали использовать социалистические правовые системы.
Связь с исламским миром
По-видимому, некоторые гражданско-правовые механизмы были заимствованы из средневекового исламского шариата и фикха. Например, исламская хавала (хунди) лежит в основе первоначального итальянского законодательства, а также французского и испанского права - это, по-видимому, незримое наследие эпохи арабских завоеваний X-XIII веков.