Железнодорожный: население города. Численность и этнический состав

В конце 2014 года (прямо под Новый год - 24 декабря) в стране стало меньше на один населенный пункт с названием Железнодорожный. Население послушно проголосовало за объединение с другим подмосковным городом Балашихой, а фактически поглощение. Выиграли от этого бывшие железнодорожненцы или нет, покажет время.

Общая информация

Железнодорожный в настоящее время - часть города Балашихи Московской области России, бывший почти до конца 2014 года отдельным городом областного подчинения и административным центром одноименного городского округа. Самостоятельным городом являлся с 1952 года, с 1960 года стал городом областного подчинения. Численность населения города Железнодорожного Московской области составляла в 2015 году примерно 152 000 человек. Плотность населения (в этом же году) равнялась 6311,67 человек/км2.

Площадь, занимаемая населенным пунктом, на момент объединения составляла 2408 гектаров. Бывший город с запада на восток протянулся на расстояние 7 км, однако если учитывать построенный отдаленно микрорайон Купавна, то на 13 км. По территории проходит железнодорожная линия Москва - Нижний Новгород, станция (раньше считалась центром города) расположена в 10 км к востоку от МКАД. Близлежащие города: в 8 км находился город Балашиха, в 10 км - Реутов, а в 11 км - Люберцы.

После присоединения к городскому округу Балашихи город разделили на 8 микрорайонов: центральные районы упраздненного города образовали район Железнодорожный. Так же были выделены Керамик, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Новое Павлино и Саввино.

Происхождение названия

До 1939 года населенный пункт носил довольно неприглядное название Обираловка. По самой приличной версии, оно происходит от фамилии одного из владельцев или основателей поселения.

Однако население города Железнодорожного считает обоснованной более "романтическую" версию. В позапрошлом веке через небольшие деревушки, позже объединенные в город, пролегал "ссыльный тракт". По нему приговоренные к ссылке в далекую Сибирь шли пешком отбывать положенный срок. Местные жители, промышлявшие на большой дороге разбоем и воровством, отбирали у заключенных последнее имущество. Вплоть до того, что снимали с них последнюю одежду, то есть обирали их. По другой похожей версии, свое название город получил в связи с тем, что те же местные душегубы грабили купцов. Разбойники прятались в придорожных лесах и оврагах, останавливали торговых людей, а по большей части окрестных крестьян. Полностью обирали их, выпрягали лошадей и до поры до времени благополучно скрывались с добычей.

В то время самые хорошие места для засад были на Владимирской и Носовихинской дорогах. Дремучие, непроходимые леса с дикими зверями и тучами гнуса над многочисленными болотами долгое время служили надежным убежищем для разбойного люда. На Владимирской дороге, проложенной по окраине леса, обобрали многих путников, хотя до Москвы оставалось ехать не более 20 верст. Гораздо опаснее было ехать по Носовихинской дороге, которая петляла по лесной чаще. Многие путники, ограбленные лихими людьми в этих местах, стали называть селения, лежащие в окрестностях, обираловкой. Обидное название прижилось.

В 1939 году рабочему поселку дали название Железнодорожный, потому что рядом проходила Московско-Нижегородская железная дорога. Многие жители пользуются просторечными наименованиями - Желдор или Железка. В последние годы среди населения г. Железнодорожного все большую популярность набирало просторечное Желик. Наверное, еще долгое время так будут называть бывшие районы города, ныне входящие в Балашиху.

Основание города

Территория, входившая в современный город, включала в себя земли Богородского, населенные пункты (деревни и села) Васильевской волости (Саввино, Обираловку и другие), а так же Пехорской волости Московского уезда (Кучино, Ольгино). Самые старые деревушки Саввино и Кучино описываются в письменных источниках времен знаменитого русского князя Ивана Калиты, датированных 1327 годом. Причем Кучино возле реки Пехорки первое время упоминается как пустошь. В 1571 году было основано село Троицкое. Каждое из поселений долгое время развивалось самостоятельно. О том, какое население в Железнодорожном (точнее, в населенных пунктах, позже вошедших в него) проживало в то время, достоверных сведений не имеется.

Во второй половине XVIII века возникла деревня Сергеевка. Основал поселение граф Петр Румянцев-Задунайский, который переселил сюда несколько крестьянских семей, назвав поселение в честь своего младшего сына. Официальное название с течением времени было вытеснено просторечным прозвищем Обираловка. Да так, что к концу XIX века оно стало официальным названием не только поселка, но и железнодорожной станции. Впервые была упомянута Обираловка в 1799 году в документах при строительстве Нижегородской железной дороги.

Развитие региона в XIX веке

Согласно справочнику Московской губернии, изданному в 1829 году, который позволяет судить о размерах деревеньки, в ней имелось 6 дворов с 23 крестьянами. В 1852 году другой официальный документ, который рассказывал о поселениях Московской области, зафиксировал увеличение количества жителей. Численность населения Железнодорожного (тогда деревни Сергеевка-Обираловка) составляла 56 человек, в том числе 22 мужчины и 35 женщин, которые жили в тех же 6 дворах.

Во второй половине XVIII века началось быстрое развитие экономики региона, с открытием и началом промышленной разработки месторождений глины. В начале XIX века местные промышленники братья Даниловы построили первый завод по производству красного кирпича. Примерно в это же время московский купец Милованов Д. И. купил небольшое кустарное кирпичное производство и реорганизовал в завод по производству кирпича, давший в 1875 году первую продукцию. В прибыльный местный бизнес стали вкладывать деньги, в дальнейшем были построены кирпичные заводы других купцов (в том числе Куприянова и Голядкина). Эта отрасль долгое время обеспечивало работой население Железнодорожного тех времен.

Строительство железной дороги

В 1862 г. через территорию региона прошла Московско-Нижегородская железная дорога, была построена железнодорожная станция Обираловка. Через 15 лет недалеко возник пристанционный поселок, получивший такое же название. В 1866 году построен колодезь, подача воды в котором обеспечивалась ручным движком. Доходы, получаемые на станции, стали быстро расти, и вскоре значительно превысили затраты. Было построено здание водокачки, модернизировалось железнодорожное хозяйство. Грузо- и пассажиропоток увеличился практически вдвое. Станции присваивается 4-й класс, поскольку здесь уже имеется вся необходимая инфраструктура: 4 стрелки, строения для пассажиров и жилые дома. В станционном здании имелся телеграф, сберкасса, помещение с кассами, общий зал ожидания, и специальные залы 1-го и 2-го классов. Пакгауз был построен прямо за станцией, здесь же находилась почта.

Со строительством железной дороги промышленность получила мощный стимул к развитию. Численность населения Железнодорожного тех времен стала быстро расти, на промышленные предприятия стали массово наниматься крестьяне, получившие свободу после отмены крепостного права.

В 1896 году внук знаменитого мецената Саввы Морозова, фабрикант Викула Морозов, построил фабрику "Саввинская мануфактура". Рядом с ней рабочие мануфактуры основали поселок, получивший название Саввино. В 1904 году в поселке Кучино был основан второй в мире и первый на европейском континенте Аэродинамический институт. Научной работой руководил основоположник современной аэродинамики, профессор Московского университета Н. Е. Жуковский. Работы института дали толчок к развитию поселка Кучино как крупного научного центра. Небольшое поселение получило известность среди ученых и любителей воздухоплавания в России и многих странах мира.

Накануне Революции

Экономическое развитие региона сильно зависело от загруженности железной дороги. Последнюю четверть века железнодорожные пути в основном активно использовались для перевозки кирпича. Его свозили с местных кирпичных заводов, во множестве построенных в начале XIX века. Другими часто перевозимыми грузами являлись уголь, дрова, зерно. В 1912 году на станции появилось искусственное освещение, организованное при помощи керосинокалильных фонарей. Руководство дороги обеспечивало образцовый порядок на станции и окружающей ее территории. Железнодорожная станция много раз упоминалась в литературных произведениях, например, именно здесь бросилась под поезд Анна Каренина - героиня повести Льва Толстого.

Количество населения в Железнодорожном особенно резко увеличилось в 1916 году, в населенном пункте было уже около двухсот дворов. Быстро росла и инфраструктура: были открыты чайная, булочная и парикмахерская. Появился небольшой магазинчик, где можно было купить свечи, недорогие папиросы и хорошие бакалейные товары. Открылась винная лавка. Появилось и первое развлекательное заведение. Рядом с местным прудом, который арендовал подрядчик Максимов, он возвел купальни, а с наступлением зимы здесь заливался каток, куда за плату пускали покататься желающих.

В 1916 году в Обираловке произошел сильный пожар, который уничтожил многие торговые заведения. После этого в поселке была организована добровольная пожарная дружина из местных жителей. Возле пруда был оборудован пожарный сарай, на котором повесили икону, а рядом вкопали столб с сигнальным колоколом. В населенном пункте работала одна школа, в которой учились только три года. По этническому составу население Железнодорожного было достаточно однородным, в основном здесь проживали русские, в те времена они записывались в переписи как православные.

Между двумя войнами

После гражданской войны первым делом восстанавливали путевое хозяйство и подвижной состав. В годы индустриализации и первой пятилетки началась электрификация железной дороги. С этого же времени стала регулярно производится перепись жителей поселка Обираловка, в 1929 года в нем жило 1000 человек. Работы по проведению электричества закончились на квартал раньше срока. В 1933 году, после торжественного митинга, отправлен первый электропоезд от станции Обираловка до Москвы. Население быстро росло за счет притока специалистов из разных частей страны, постепенно стал меняться этнический состав.

В 1939 году населенный пункт получил статус поселка городского типа, и по просьбе трудящихся, как тогда писали, был переименован в поселок Железнодорожный. По последней предвоенной переписи, состоявшейся в этом же году, население Железнодорожного Московской области составило 7354 человек. В военные годы многие жители поселка были мобилизованы или добровольцами ушли на фронт, шестерым из них было присвоено звание Героя Советского Союза.

Послевоенные годы

В послевоенные годы были построены многие промышленные предприятия, регион по-прежнему специализировался на производстве строительных материалов. В 1946 году было открыто опытное производство керамических блоков и исследовательский институт строительной керамики. В 1952 году заработал деревообрабатывающий завод.

В поселке Савино, недалеко от ткацкой фабрики, в 1947 году была организована мастерская по реставрации деталей фабричных машин, которая в 1956 году была реорганизована в электромеханический завод. В эти же годы построено предприятие по производству изделий из минеральной ваты. Для работы на новых промышленных предприятиях необходимо было привлечь значительные трудовые ресурсы. Численность населения Железнодорожного Мос. области в 1959 году достигла 19 243 человек.

Получение статуса города

В 1952 году рабочий поселок получил статус города районного подчинения, в 1960 году стал городом областного подчинения. В состав тогда вошли деревня Сергеевка, пристанционный поселок и несколько дачных поселков: Афанасьевский, Ивановский и Ольгино. Интересна история основания этих дач.

Лесопромышленник Афанасьев выкупил земельный участок у князя Голицына. Построил собственный дом (сейчас угол улиц Советская и Шмидта), разбил в лесу центральную улицу, которую назвал в честь своей дочери Елизаветы, и несколько поперечных улиц. Пространство между улицами разбил на небольшие отдельные участки, которые продал с хорошей выгодой. К XIX веку образовался целый дачный поселок Афанасьевский, позже вошедший в Пехорскую волость Московского уезда.

В 1983 году московский мещанин и совладелец лесопилки Иванов И. К. купил участок земли у Крестьянского общества деревни Пестово. Землевладелец также первично обустроил участок, прорубил просеки под улицы, выкопал пруд и открыл продажу земельных участков. Поскольку первый дом в новом поселке принадлежал Иванову, его прозвали Ивановским. Затем название сократилось до Ивановки, которая вошла в состав Васильевской волости Богородицкого уезда.

Земельный участок, на котором позже был возведен поселок Ольгино, был куплен промышленником Ф. М. Мироновым (главным акционером компании "Буньковская мануфактура братьев Мироновых") в 1908 году у князя Голицына. Поселок фабрикант подарил на день рождения своей жене Ольге Гавриловне, поэтому он и получил название Ольгино.

Советское время

В 1960 году к Железнодорожному присоединили несколько населенных пунктов, в том числе поселки Саввино и Кучино, деревни Сергеевка и Темниково. К 1967 году население города Железнодорожного выросло до 48 000 человек, более чем в два раза за восемь лет.

В последующие советские годы город активно застраивался. Были построены новое здание железнодорожного вокзала, привокзальная площадь. Центр застроили современными многоэтажными домами. Активно велось строительство южной части города и микрорайона Кучино. В 1970 году численность населения Железнодорожного Московской обл. составила 57 060 человек. В последующие десятилетие темпы роста количества жителей достигли 2,45 % в год. В последние годы советской власти (1991 и 1992 годы) население Железнодорожного составляло 100 000 человек.

Современный период

После распада СССР город продолжил специализироваться на производстве строительных материалов. Сегодня городская промышленность производит кирпич, различную керамическую плитку, фильтрующую керамику, столярку для внутренней отделки зданий, минеральную вату. В 1999 году запущен первый российский завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Польская компания Cersanit наладила производство керамической плитки и керамогранита.

Численность населения г. Железнодорожного продолжила расти в среднем на 2,16-2,98 % в год. В 2015 году в городе проживало 151 985 человек. На улицах города можно встретить людей самых различных национальностей. Однако по этническому составу население Железнодорожного является преимущественно русским (в среднем по области около 93 % русских). Следующими по численности идут украинцы, армяне и татары.

Последний год Железнодорожного

В конце 2014 года закончился процесс объединения двух подмосковных городов - Балашихи и Железнодорожного. Численность населения города после объединения составила более 410 тысяч человек. Новый муниципалитет стал самым большим в Московской области. Решением депутатов Московской областной думы два города были объединены в один муниципалитет, который будет теперь называться Балашиха.

Инициатором реформы выступил Евгений Жирков (глава Балашихи), ее поддержали городские советы депутатов и областная власть. Жирков руководил городом первый год, а до этого несколько лет управлял городской администрацией Железнодорожного. Поэтому он хорошо знает сильные и слабые стороны обоих городских округов. Он считает, что такая реорганизация пойдет на пользу всем, в первую очередь в плане решения социально-экономических вопросов. И население г. Железнодорожного практически ничего не потеряет, особенно в плане удовлетворения потребностей в объектах социальной инфраструктуры. Балашиха всегда была более перспективной, обладая мощной промышленностью.

В соответствии с прописанными процедурами, в двух городах в начале декабря 2014 года было проведено народное голосование. По итогам подсчета голосов, более 70 % жителей выступили за объединение. 25 декабря этого же года Московская областная дума одобрила закон об объединении городов Балашихи и Железнодорожного с сохранением названия Балашиха. Закон, подписанный губернатором, вступил в силу с 22 января 2015 года. В апреле были проведены прямые выборы местного парламента объединенного города, согласно которым был назначен глава Балашихи. В новом муниципалитете предусмотрена и должность руководителя администрации (так называемого сити-менеджера), назначаемого на конкурсной основе. По численности населения г. Железнодорожного (Московская область) на момент объединения находился на 116 месте из 1114 российских городов.

Комментарии