Инновационные циклы: стадии и этапы
Современное развитие экономики и науки предполагает непрерывность и цикличность инновационного процесса. Его детальное проектирование позволяет в дальнейшем произвести оптимальную корректировку выпуска продукции и проанализировать соответствие новшества потребительским ожиданиям. Инновационный цикл включает в себя несколько крупных фаз, стадий и их этапов, которые взаимосвязаны между собой. Построение стратегии, согласно которой производство движется от инноваций к качеству продукции, а затем к издержкам, дает значительные конкурентные преимущества.
Определение
Под инновационным циклом понимают модель, которая описывает процесс внедрения новшества от начального этапа (освоение информации) до конечного – потребления готового инновационного продукта. В современной литературе нет общепринятого понятия для этого процесса. Существует 2 основных подхода к этой проблеме: общеэкономический (описание институциональной структуры внедрения технологий будущего) и в рамках развития отдельной организации.
В менеджменте инноваций используется несколько видов моделей:
- Линейная. Является одной из первых (предложена в середине XX в.) и представляет собой линейную последовательность, описывающую постадийный инновационный процесс от формулирования идеи до реализации продукции. Ее недостатками являются отсутствие учета рыночного спроса на инновации, и ориентация в основном на фундаментальные исследования, что не соответствует нынешнему этапу развития науки и техники.
- Нелинейная. Согласно этой модели, между всеми этапами и институтами происходит постоянное взаимодействие: обмен потоками информации, инвестициями, человеческими и материальными ресурсами. В современных организациях отсутствует детерминированность инновационной деятельности, функции различных институтов часто пересекаются и дополняют друг друга.
- Продуктовая. Основана на жизненном цикле товара и представляет собой описание ряда работ, конечный результат которых воплощается в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке.
- Процессная. Среди подвидов выделяют организационно-управленческую и технологическую модели инновационного цикла.
Использование вышеописанных моделей позволяет проводить анализ, планирование систематической работы по выпуску инноваций и управление инновационной деятельностью предприятий. В более узком смысле жизненный цикл новшества – это период времени, в течение которого оно приносит производителю или продавцу какую-либо выгоду.
Фазы инновационного цикла
В общем случае выделяют 5 крупных фаз жизненного цикла инноваций:
- Изучение основных закономерностей (фундаментальные исследования).
- Поиск практического решения проблем (прикладные изыскания).
- Процесс проектирования.
- Освоение и производство.
- Потребление.
Детальные особенности структуры инновационного цикла зависят от типа инновации. Этот процесс может сопровождаться различными видами деятельности и финансовыми составляющими.
Стадии
К основным стадиям инновационного цикла продукта относят следующие:
- Разработка (маркетинговые исследования, НИОКР, испытания, конструкторско-технологическая и организационная подготовка производства и другие этапы). Для этого периода характерно активное вложение капитала.
- Старт продаж. На данной стадии продукт начинает приносить прибыль (выгоду). Наиболее важными факторами являются рекламная политика, уровень инфляции.
- Расширение областей сбыта. Рост объема продаж до момента насыщения рынка.
- Стабилизация уровня продаж. Спрос на рынке еще активный, но уже намечается его спад.
- Уменьшение объема реализации. При расширении ассортимента и переориентации рынка последние 2 стадии могут отсутствовать.
Для описания инновационной операции (технологии) выделяют 4 ее стадии:
- разработка;
- реализация;
- стабилизация рынка;
- снижение объема реализации (его закономерное падение).
Длительность и количество стадий, их влияние на развитие цикла определяется особенностями того или иного новшества.
Этапы
На каждой стадии можно выделить несколько этапов, характеризующих определенный вид проводимых работ. Для продуктовой модели этапами инновационного цикла являются:
- Опытно-конструкторские работы, маркетинговые исследования (прогноз спроса и коммерческого успеха). Инвестиции в последние виды работ могут быть соизмеримыми с таковыми на проведение исследований и технических разработок, так как от этого зависит конечный результат деятельности.
- Опытное производство (изготовление образца нового решения).
- При необходимости – доработка, исправление первоначальных идей на основании результатов предыдущего этапа.
- Массовое производство новой продукции.
- Оформление товарной марки.
Для организационно-управленческой и технологической модели выделяют следующие сходные этапы:
- разработка управленческих решений (ОКР для технологии);
- апробация/опытная эксплуатация;
- внедрение в организационный/общий технологический процесс;
- оформление документации, охранных патентов, лицензий на инновацию.
Конечным этапом для всех моделей является реализация инновации и ее улучшение в процессе использования потребителями.
Фундаментальные исследования
Фундаментальные исследования являются наиболее важными в управлении технологиями будущего. Особенностями их проведения являются:
- конечный результат и ресурсные затраты для его получения заранее неизвестны;
- поисковые исследования на начальном этапе выполняются без их соотнесения с практическим применением;
- индивидуальный характер проведения работ;
- открытие общих закономерностей или категорий, обоснование теорий и принципов;
- оформление результатов в научных публикациях и отчетах, изготовление опытных образцов.
Фундаментальные и прикладные исследования могут не проводиться, если имеющийся объем знаний позволяет сформировать инновационные идеи.
Прикладные изыскания
Прикладные исследования базируются на фундаментальных. Проводится отбор результатов, которые могут быть пригодны для практической реализации и извлечения определенной выгоды. Производится техническое и экономическое обоснование использования новых продуктов и технологий. Результатом деятельности на этом этапе могут быть:
- технологические регламенты;
- стандарты и методики, типовые нормативы;
- эскизные проекты;
- предварительные планы, включающие чертежи, расчеты, макеты;
- технические задания, требования и другие научно-технические рекомендации.
На этом этапе в рамках инновационного цикла проводятся лабораторные и опытные производственные испытания, определяющие долговременные тенденции развития, осуществляется обобщение и оценка научно-исследовательских работ.
Проектирование
На основе полученных результатов в процессе прикладных исследований начинается изготовление документации (технические и экономические расчеты, схемы, пояснительные записки, сметы и калькуляции, графики и другие) для производства новых продуктов или технологий. Разработки на этом этапе различают по их видам: конструкторские, технологические, организационные, проектно-изыскательские, изготовление первых образцов продукции для проведения испытаний.
Эти работы являются подготовительными перед массовым запуском в производство. Данный этап часто объединяется с предыдущим в рамках НИОКР и его можно определить как процесс, основной целью которого является реализация ожиданий и требований потребителей в инновационной продукции. Здесь уже становятся известными такие параметры инновационного цикла, как:
- качество и конкурентоспособность продукции;
- сроки проектирования, изготовления и выхода на рынок;
- возможность модификации продукта;
- бюджет проекта.
Производство
На данном этапе можно выделить 2 ступени:
- Изготовление опытной партии или единичных экземпляров. (промышленных образцов), пуск (ввод в эксплуатацию) технических объектов.
- Экономическое освоение производства продукции. На этой ступени достигается полная проектная мощность изготовления (материало- и энергоемкость, производительность труда, себестоимость, фондоотдача) и использования новшества.
Этот этап может включать в себя следующие работы:
- разработка технологического проекта;
- утверждение технических условий, заводских нормалей;
- изготовление серийной оснастки и инструмента;
- переподготовка или повышение квалификации персонала для внедрения новшества;
- строительно-монтажные работы;
- изменение оплаты труда или структуры организации.
Управление
Управление инновационными циклами проводится в двух основных направлениях:
- на государственном уровне;
- на микроуровне в рамках организации.
Государственное регулирование осуществляется с помощью следующих инструментов:
- Институты, деятельность которых связана с инновационными процессами (министерства экономического развития, финансов, образования, Центр стратегических разработок, организации по защите прав интеллектуальной собственности и другие).
- Законодательные акты, общефедеральные и отраслевые нормативные документы.
- Образовательные учреждения и исследовательские организации, финансируемые из федерального бюджета.
- Инфраструктурные объекты (технопарки и технополисы, информационно-технологические центры, наукограды, бизнес-инкубаторы и другие).
- Рыночные институты коммерциализации (венчурные фонды и компании, лизинговые и страховые фирмы).
Управление на уровне организации производится на всех этапах жизненного цикла инновациями и состоит из таких элементов, как:
- прогнозирование, определение наиболее перспективных путей развития и потребности в новшествах;
- планирование этапов и их обеспечение ресурсами;
- анализ существующих проблем и эффективности внедрения инноваций;
- разработка альтернативных технических решений и выбор наилучшего из них;
- выработка управленческого решения;
- контроль результатов.