Ресурсы власти
К проблеме ресурсов политологи обращаются нередко. Делают они это с целью понять природу воздействия власти, истоки властных отношений и ресурсов, которые используются для достижения цели. Так как власть уже по определению представляет собой способность индивида проявлять собственную волю вопреки желаниям других, то и реализация ее требует особых средств и методов. Они нужны ей, чтобы воздействовать на подчиненных, добиваясь своих целей. В политической теории принято делить средства воздействия на потенциальные и реальные. Ресурсы власти – это средства потенциальные, так как они могут использоваться, но временно не используются. А реальные средства, или основания власти, - это средства, которые власть применяет в данный период времени. Конечно, классификация эта довольно условна, потому что нет четкой границы, разделяющей два вида источников.
Так как ресурсы политической власти очень многообразны, то возникает вопрос об эффективности и пределах их применения в определенной ситуации. Отсюда исходит необходимость создать типологию источников властвования.
Ресурсы власти классифицируют в политологии по разным критериям. Начальные типологии (например, Платона) носили достаточно умозрительный характер.
Впервые серьезно ресурсы власти классифицировал Н. Макиавелли в работах «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и «Государь». В основе классификации лежит определение мотивов поведения людей. Макиавелли считал, что их всего два – страх и любовь. И вселяющий страх и любимый могут управлять одинаково легко. Отличаются оба мотива способом воздействия. Так, если любовь держится на благодарности, которую нетяжело разрушить злому и корыстному человеку, то страх характеризуется твердостью и прочностью. Также Макиавелли был уверен и в том, что ресурс страха воздействует по-разному. Например, человек может более-менее спокойно смириться с утратой свободы, чести, власти, но никогда не смирится с утратой имущества. Кроме того, Макиавелли признавал такие ресурсы власти, как страсти человеческие и пороки (боязливость, алчность, лживость).
Впоследствии современные классификации тоже взяли за основу антропологический принцип. При этом к страху добавились убеждение и интерес. Ресурс убеждения может успешно применяться и в тоталитарном, и в демократическом обществе. В первом случае это осуществляется посредством идеологической обработки граждан и постоянного контроля информации, просачивающейся в массы. В демократическом обществе его использование осуществляется на основе самостоятельного и добровольного выбора индивидом политических ценностей и предпочтений.
А вот ресурс интереса лежит в основе взаимоотношений между властью и личностью только в демократических системах. Избиратели, как правило, выбирают тех политиков, которые могут удовлетворить их материальные интересы. То есть, можно сказать, что политики покупают голоса своих сограждан.
Ресурсы власти также различаются циклом действия и эффективностью. На их использование обязательно влияет такой фактор, как тип режима. Например, ресурсы страха и убеждения органично взаимно дополняют друг друга в тоталитарной системе.
По сферам влияния, по характеру воздействия различаются нормативные, принудительные и утилитарные ресурсы власти. В первом случае, меняя правила и нормы взаимодействия граждан, власть тем самым влияет на их восприятие мира и поведение.
Используя утилитарные ресурсы, власть воздействует на условия человеческого существования. Она удовлетворяет ежедневные запросы людей: например, улучшение условий, в которых они вынуждены трудиться, повышение зарплат или социальных выплат.
Принудительные ресурсы (утрата собственности, боязнь насилия, страх за свою жизнь, угроза увольнения и др.) связаны с угрозой применения силы.