Технологии обучения в педагогике
Понятие «технологии обучения» появилось в педагогике в 50-х годах прошлого века. Изначально «педагогическая технология» относилась к обучению, а сама технология представляла собой обучение с помощью различных технических средств. Именно поэтому многими специалистами выделяется современный этап в педагогической технологии, под которым подразумевается переход от традиционных средств информации (телевидение, радио) к так называемым новым технологиям. Новые педагогические технологии обучения – это ЭВМ, микроэлектронные и лазерные устройства, компьютеризированные системы хранения информации, каналы связи и т.д.
Технологии обучения в педагогике – это совокупность методов, форм, воспитательных средств и приемов обучения, которые систематически используются в образовательном процессе. Это один из значимых способов воздействия на обучение, воспитание и развитие обучающегося. С другой стороны технологии обучения в педагогике представляют собой целую науку о тех способах, которые используются преподавателем для оказания воздействия на учеников посредством технических либо информационных средств. Каждого преподавателя можно считать творцом технологии, пускай это творение и будет с заимствованиями. Для преподавателя, который научился обращаться с технологиями, в его развивающем состоянии главным процессом ориентиром будет познавательный процесс.
Классификация педагогических технологий
Исследуя педагогическую литературу, можно заметить, что технологии обучения в педагогике классифицируются по-разному. Ниже будет проведен способ классификации Г.К.Селевко, который является самым известным в педагогической науке.
· В зависимости от уровня выделяют такие технологии, как общепедагогические, частнометодические и локальные.
· По философской основе выделяют следующие технологии: диалектические и метафизические, идеалистические и материалистические, религиозные и научные, теософские и антропософские, экзистенциалистские и прагматические, антигуманные и гуманистические, принуждения и свободного воспитания.
· По главному фактору психического развития: психогенные, социогенные, биогенные, идиалистские.
· По ориентации на личностные структуры – технологии саморазвития, информационные технологии, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, эвристические и приходные.
· По характеру структуры и содержания – воспитывающие и обучающие, религиозные и светские, технократические и гуманитарные, комплексные и проникающие, отрослевые, частнопредметные, а также монотехнологии.
· По типу управления и организации познавательной деятельности – классическое лекционное обучении, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, обучение с помощью учебной книги, программное обучение, а также системы «малых групп», «консультант», «репетитор».
Следует обратить внимание на то, что важной стороной педагогических технологий является отношения взрослых к ребенку, а также место (позиция) ребенка в образовательном процессе. Исходя из этого, выделяют следующие технологии обучения в педагогике:
· Авторитарные – педагог выступает в роли единоличного субъекта учебного процесса, у ученик – это лишь «объект».
· Дидактоцентрические – господствует субъект-объектные отношения между педагогом и учеником, при этом главенствующим выступает обучение перед воспитанием.
· Личностно-ориентированные технологии обучения – в центре всей образовательной системы стоит личность ребенка, обеспечение бесконфликтных, безопасных и комфортных условий ее развития. Личность ребенка, исходя из этой технологии, субъект приоритетный.
· Гуманно-личностные отношения – гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддержку личности.
· Технологии сотрудничества – демократизм, партнерство, равенство в субъектных отношениях учащегося и педагога.
· Технологии свободного воспитания – делают акцент на предоставление учащемуся самостоятельности и свободы выбора в сфере его жизнедеятельности.
· Эзотерические технологии – в основе их лежит учении об эзотерическом знании – истине и тех путях, которые к ней ведут.