Злой дух славянской мифологии. Существо Ырка

Мифология славян колоритна, самобытна и разнообразна. В ней присутствует бесчисленное множество мистических существ, в качестве среды обитания выбирающих дома, водоемы, поля и леса. Все, что окружает людей, откладывает отпечаток на устройство их быта, и славяне наделяли божественными способностями не только небесные светила и природные явления. Иерархия мифических существ колоссальна, несмотря на то что в целом отсутствует определенная классификация. Вместе с этим внешний вид созданий обрисовывается весьма подробно, как и их повадки, а также методы и рекомендации, руководствуясь которыми, можно уцелеть при встрече с опасными для человека представителями. К таким небезопасным для жизни и здоровья человека относится существо Ырка.

Реальность или плод фантазии?

Существовал ли этот злой дух в славянской мифологии, можно спорить бесконечно. Впервые о нем упоминается в «Велесовой книге», которая считается фальсификацией, примитивно имитирующей праславянский язык. Вторым литературным источником, в котором детально описывается Ырка, считается книга «Русь Заповедная», написанная Юрием Миролюбовым.

Согласно этим источникам, существо Ырка — неупокоенный дух самоубийцы, который, чтобы дожить недожитое, должен «живого тепла напиться», предположительно, крови несчастной жертвы. Охотится особь ночью, нападая на запоздалых путников. Но никогда не приблизится к горящему костру, поэтому всем, кто решался на ночлег вне крова, настоятельно рекомендовалось поддерживать огонь в кострище.

В случае нападения

Если одинокий путник подвергался преследованию злого духа, то, согласно поверьям, Ырка подкрадывался всегда сзади. Поэтому возможной жертве нельзя было оглядываться, тем более смотреть чудищу в глаза. Внешность существа описана довольно условно – тьмавое лицо, огромные глаза, подобно кошкиным, светятся. Но если взглянуть в них, дух тебя заворожит.

Если жертва не оглядывается, то существо Ырка идет в наступление, может нашептывать всякие страсти, вскочить на спину, притвориться кем-либо из близких и дорогих путнику людей, чтобы привлечь внимание. В крайнем случае он будет хватать обреченного за руки, кружить, морочить, сбивать с пути, удлиняя дорогу. Бытует мнение, что Ырка особенно активен в ночь на Ивана Купалу.

Действенное средство

Проверенным и лучшим методом отпугивания всех страшных существ по праву считается молитва «Отче наш». Однако язычники считали действенным и влияние одной фразы: «Чур меня, чур, Пращур!», которая повторяется трижды. Если нежить не отстает, положение жертвы усугубляется. Спасением может стать обращение за помощью и защитой к Деду. Стоит лишь произнести: «Деде, Прадеде, Пращуре, слышишь?» и услышать приглушенный ответ, промолвленный нараспев: «Слышу», можно не бояться Ырки. Дух отстанет, уйдя ни с чем. Возможно, под Дедом наши предки подразумевали Сварога, верховного бога восточных славян.

Языческий миф с православным уклоном

В истории про существо Ырка масса несостыковок. Некоторые приравнивают дух к вампирам, но он не боится ни чеснока, ни кола. Тем более, что чудище обладает чертами, более присущим духам и призракам. Упоминание православной молитвы также не сильно вяжется с языческим содержанием мифа. Между прочим, в отдельной вариации легенды, атакуемому Ыркой человеку предлагается вступить с духом в диалог. Предупредить, что если не отстанет, то путник пожалуется Деду. Если существо не присмиреет, то следует спросить его на предмет знания «Отче наш». Вопрос должен огорчить духа, который, залившись слезами, сразу отстанет от человека.

Предположительно, категорический запрет оглядываться во Тьму стоит рассматривать как страх одиночества в темноте. Если Тьма — это Смерть, то преследования Ырки следует трактовать как приближение кончины, угрозу смерти.

Комментарии