Обучение финансовой грамотности в школе

Школа является важнейшим социальным институтом, который помогает учащимся адаптироваться к условиям взрослой жизни. Современные дети, еще учась в школе, активно оперируют деньгами, покупают товары и пользуются банковскими картами, являясь участниками торговых взаимоотношений. Это требует от них владения определенным уровнем финансовой грамотности.

Разработка программы

Курсы финансовой грамотности включены в школьную программу в рамках предмета «Обществознание». Введение обучения детей финансовой грамотности как отдельной дисциплины пока нецелесообразно из-за объема информации и ее специфики: часть информации актуальна для детей начальных классов, часть будет полезна для учеников 6-7-х классов, на что-то следует обратить внимание в 8-м классе, когда проходит изучение экономических систем. Более подробно говорить о финансовой грамотности стоит в 10-11-м классе.

С 1 сентября 2016 года в российских школах стартовали занятия по финансовой грамотности. Первыми их включили в свою программу Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская, Калининградская, Томская области, Татарстан. В 2018 году обучение осуществляется уже в 72 регионах страны.

Необходимость введения новых предметов не говорит о том, что размываются границы традиционного образования. Это скорее попытка разнообразить формы и содержание обучения. Так, например, ранее был внедрен курс формирования антикоррупционного мировоззрения, сейчас добавилась программа обучения финансовой грамотности. В ближайшее время планируется запуск курсов правовой и цифровой грамотности.

Задачи проекта

Линия финансовой грамотности выделена в отдельный компонент школьного образования для подготовки ребенка не только к будущей жизни, но и к жизни настоящей. Задачами проекта обучения финансовой грамотности являются:

  1. Снижение разрыва между теоретической системой обучения в школе и реальной жизнью, возможность практического применения своих знаний.
  2. Приобретение навыков, которые можно использовать в условиях товарно-денежных отношений.
  3. Обратная сторона финансовой грамотности – умение управлять своими эмоциями и телом.
  4. Открытие возможности межличностной и информационно-технической коммуникации для полноценного участия в жизни общества.
  5. Снижение риска исключения человека из общественной жизни.
  6. Создание навыка для оперативного реагирования на экономические изменения для сохранения своего благополучия.

Работа педагогов

Для успешной реализации обучения финансовой грамотности в школах требуется решение двух главных вопросов:

  • обеспечение и подготовка необходимых информационных материалов;
  • подготовка педагогов для обучения новой дисциплине.

Проблема предоставления качественных учебных материалов с учетом возрастных особенностей учеников на сегодняшний день благополучно решена. Для их составления были привлечены специалисты банковского сектора, преподаватели вузов, финансисты, сотрудники отдела образования и другие компетентные участники.

Что касается второго пункта, то обучение педагогов финансовой грамотности было осуществлено на специальных курсах повышения квалификации, где они получили возможность ознакомиться с основами финансово-экономических связей в обществе. Что содержалось в плане обучения:

  • понятие инвестиций, ценных бумаг, кредита;
  • банковские операции;
  • виды мошенничества и способы защиты;
  • создание собственного бизнеса.

Как правило, такая программа рассчитана на 72 академических часа. К 2018 году в установленных федеральных учебных центрах прошли обучение 19 тысяч учителей, которые имеют право проводить обучение финансовой грамотности в школе.

Содержание программы

Мировая практика внедрения обучения финансовой грамотности в школах показывает отличный результат. С чем должен ознакомиться ребенок в ходе занятий:

  • национальная денежная валюта и ее история;
  • иностранные, коллективные виды валют;
  • операции с деньгами;
  • семейный бюджет и его планирование;
  • защита от мошенников;
  • организация и оптимизация семейного бюджета;
  • долгосрочное управление финансами;
  • финансовые институты и взаимодействие с ними;
  • сбережения, кредиты, налоги, пенсии, страхование;
  • правовые аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников, трудоустройство и карьерный рост;
  • денежные вознаграждения;
  • организация частного предпринимательства;
  • управление личными финансами с учетом развития экономики.

Развивающая программа для дошкольников

Обучение финансовой грамотности дошкольников в детских садах сегодня практически не проводится. Основной груз лежит на родителях: они объясняют ребенку, что то, что ему хочется, покупается на деньги, которые перед этим необходимо получить на работе.

В возрасте 4-7 лет должно сформироваться понятие о том, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает большие возможности, дарит радость. На этом этапе объясняются нормы поведения в магазине, транспорте (оплата проезда) и так далее в форме ролевых игр.

Начальные классы

В начальной школе дети начинают делать первые шаги во взрослую жизнь. Чтобы не растеряться и совершать меньшее количество ошибок, ребенку необходимо быть знакомым с азами финансовой грамотности, научиться считать и понимать, для чего существуют деньги. Введение в дисциплину начинают со 2-го класса, курс рассчитан:

  • 8 часов во 2-м классе;
  • 8 часов в 3-м классе;
  • 16 часов в 4-м классе.

В этот период дети знакомятся с понятием денег, их историей, видами и выполняемой функцией, а также определением семейного бюджета. Ознакомление происходит на уроках математики и окружающего мира.

Средние и старшие классы

На школьников 5-11-х классов в первую очередь ориентировано обучение финансовой грамотности. Дети этого возраста уже имеют базовые знания о деньгах, финансовых институтах, товарно-денежных отношениях. Они уже являются потребителями, начинают осваивать финансовые продукты и инструменты, пользуются информационными ресурсами (Интернет, приложения смартфонов).

Целью обучения является создание прямой связи между приобретаемыми знаниями и их применением в жизни. На уроках ребята в интерактивном формате ситуационного моделирования и ролевых игр учатся оценивать и принимать обоснованные решения. В такой форме подростки легче усваивают знания о финансовых рынках, продуктах и услугах, выстраивают адекватное восприятие рисков в этой сфере.

Методика

Для школьников начальной школы обучение проходит в более понятной игровой форме с учетом возрастных особенностей:

  • игры;
  • исследования;
  • проекты.

В ходе обучения формируются навыки работы с таблицами и схемами, анализа выступлений.

Методика обучения финансовой грамотности для школьников среднего и старшего возраста сводится к следующим способам:

  1. Ознакомление с материалом проходит в форме лекций, бесед. Текст стилистически должен быть адаптирован с учетом возрастной категории.
  2. Использование информационно-раздаточных материалов: буклетов, плакатов, брошюр, карточек.
  3. Применение телевизионных и мультимедийных средств, проекторов.
  4. Проведение игр, соревнований, тестов, конкурсов, открытых уроков, олимпиад.
  5. Разбор конкретных ситуаций в экономической области и поиск выхода из них.

Прикладные аспекты

Результативность программы обучения финансовой грамотности можно отследить по возрастанию интереса к участию в различных мероприятиях, конкурсах, форумах, олимпиадах, выставках, онлайн-соревнованиях, например:

  • региональные и городские конкурсы «Лучший предпринимательский проект среди учащейся молодежи»;
  • всероссийский конкурс «Финансовый баттл»;
  • научно-практические конференции;
  • конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»;
  • конкурс проектных работ «Горизонты открытий»;
  • фестиваль «Северное созвездие» и другие.

Результаты обучения

После прохождения курса финансовой грамотности и успешного его усвоения в школе ученики для прикладного применения должны:

  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денежных ресурсов в семье и обществе;
  • уметь трактовать виды и функции денежных средств;
  • знать источники доходов и направления расходов своей семьи;
  • уметь рассчитывать и составлять семейный бюджет;
  • определять проблемы и уязвимые места в семейных финансах, знать пути их решения;
  • проводить простые финансовые расчеты.

Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов: как потратить карманные деньги, как накопить на нужную вещь, как приобрести качественную, но недорогую вещь и так далее. При совместной работе родителей и учителей полученные знания у детей помогут снизить напряжение в потребительском секторе, повысить финансовую грамотность, чтобы во взрослом возрасте не возникало денежных проблем и человек мог более уверенно себя чувствовать.

Комментарии