Моторное отработанное масло: утилизация и переработка. Куда девать отработанное моторное масло

В настоящее время Россия занимает 15 место в мире по производству продукции автомобилестроения. За период с января по июль включительно страна выпустила около миллиона единиц легкового и грузового транспорта, автобусов, а на данный момент российский автопарк насчитывает более 44 миллионов единиц. По дорогам еще ездят мотоциклы, мопеды и даже тракторы.

Все эти средства загрязняют воздух выхлопными газами, что легко может почувствовать даже ребенок. Но существует еще одна острая экологическая проблема, которая не режет взгляд и обоняние пешехода и редко вспоминается самим водителем. Это вопрос утилизации отработанного масла.

Моторное масло — это…

Двигатель имеет движущиеся металлические детали, например поршни и клапаны. Их работа без смазки будет напоминать токарный процесс. Износ неизбежен в кратчайшие сроки. Обволакивающий детали нефтепродукт подходящей вязкости, химического состава, стабильной консистенции (многое зависит от фирмы-производителя) и представляет собой моторное масло.

Уменьшение благодаря маслу силы трения повышает КПД мотора, глобально продлевает жизнь механизма. Кроме того, циркуляция вязкой жидкости способствует устранению перегрева двигателя, смывает продукты горения.

Моторные масла бывают: универсальные, для дизелей, авиационных поршневых двигателей, карбюраторов.

Почему масло нужно менять?

В ходе эксплуатации масло загрязняется продуктами собственного распада, смолами, механическими примесями (в основном мелким железным порошком, который получается при нормальном износе деталей мотора). Наступает момент, когда дальнейшее его использование увеличивает механический и коррозийный износ двигателя в геометрической прогрессии.

Меняется масло 1 раз за 8-10 тыс. км пробега. Это оптимально, чтобы поддерживать мотор в хорошем состоянии. Для автолюбителя, ездящего на своем транспортном средстве несколько раз в неделю, получается 2 замены масла в год. Если машину использовать в качестве такси, то менять смазку требуется примерно раз в месяц. При среднем объеме порции масла в 3,5 л в итоге выходит огромный годовой расход.

Почему нужны особые методы утилизации?

Использованное моторное масло имеет следующие отрицательные характеристики:

  • нерастворимо;
  • может содержать токсичные химикаты и тяжелые металлы;
  • медленно разрушается;
  • проникает всюду, а особенно вредит, впитываясь в любую почву и в оперение птиц;
  • является основным источником загрязнения водных путей и может привести к порче источников питьевой воды.

При сливе масла из картера нужно следить, чтобы оно не пролилось. Содержать продукт можно только в герметичном нерастворимом контейнере.

Куда девать отработанное моторное масло?

В цивилизованных странах налажен массовый сбор отслужившего свой срок масла в специальные резервуары. В России для простого владельца автомобиля это остается большой проблемой. Ведь не у всех поднимется рука сливать масло на грунт, на проезжую часть или в водоем. Вот и хранятся канистры с отработкой масла годами в гаражах, занимая место и повышая пожароопасность. А то и подросток, узнав, что папе это не нужно, может придумать для масла оригинальное применение.

В последне десятилетие появились фирмы, покупающие это сырье для переработки. Цена отработанного масла составляет в среднем около 6 рублей за кг. Но вероятность продать количество менее 200 кг стремится к нулю. Можно попробовать сдать эту ценность на СТО. Если производить замену масла там, они его оставляют у себя и, возможно, накапливают объемы, достаточные для продажи.

Находятся умельцы, которые используют отработку для смазывания звездочек велосипедов, вращающихся элементов инструментов, промазывания закапываемых в землю деревянных и железных деталей типа труб или столбиков для забора. Но не стоит забывать о возможной высокой токсичности этой жидкости.

Как собирать использованное моторное масло

На случай, если в скором будущем будет налажен прием отработки масла у обывателей, нужно будет следовать таким правилам:

  1. Не смешивать масло с другими автомобильными жидкостями или бытовыми химикатами (другим маслом, антифризом, растворителем, краской).
  2. Избегать использования контейнеров, которые ранее хранили эти химикаты, для хранения отработанного масла.
  3. Сдавать в кратчайшие сроки после использования, так как способность его к регенерации падает.

Соблюдение этого порядка намного упрощает и удешевляет утилизацию отработанных моторных масел.

Экономическая выгода переработки

Польза от налаживания переработки отработанного моторного масла коснется буквально всех. Плюсами процесса станут:

  1. Возможность не загрязнять окружающую среду и, следовательно, не вкладываться в ее спасение.
  2. Масло можно очистить и получить почти такое же количество мазута.
  3. Использованный нефтепродукт после более тщательной очистки дает ≈ 60 % на выходе базового масла. Добавив стандартные присадки, можно получить различные типы современных смазочных материалов.
  4. Экономия природного невосполнимого ресурса.
  5. Сохранение средств, требуемых для погребения токсичных отходов.
  6. Сокращение площадей на захоронение всяких непереработанных отходов.
  7. Меньшее количество энергии будет затрачено на производство литра масла из очищенных материалов, чем из базового сырья из нефти.

Кто сейчас покупает отработанное масло

Название

Виды деятельности

Обслуживаемая территория

Процессы

Методы

ООО «РОСА-1»

Сбор, транспортировка, переработка

Европейская часть РФ, Екатеринбург, Новокузнецк

Очищение, производство

50 видов товарных масел

Коагуляция, абсорбция, ректификация

ООО «Энергосистема»

Сбор, вывоз, покупка, утилизация, продажа темного печного топлива

Москва и Московская обл.

Очистка емкостей из-под нефтепродуктов

Фильтрация

ООО "Транс-ойл"

Прием отработанного масла, покупка, транспортировка

Москва и Московская обл.

Очистка и переработка

Фильтрация, центрифугирование, крекинг

Отопительный вариант использования масляных отходов

Если задумываться об экологии, то утилизация отработанных моторных масел путем сжигания приемлема в прошедших сертификацию печах и котлах промышленного производства. Но если сравнивать со сливом отработки на землю или в водоемы, то лучше уж сжигать.

Печь на отработанном масле с водяным контуром является примером разумной организации отопительной системы. Основой этой конструкции является сама печь, которая может использоваться автономно. Состоит аппарат из двух камер, соединенных трубой. Толщина стали на этих деталях должна быть не менее 5 мм.

В нижнюю емкость заливается отработка и поджигается. Образующиеся пары поднимаются по соединительной трубе с множеством отверстий диаметром около 10 мм, насыщаясь воздухом. Процесс горения бурно нарастает. Его сила регулируется при помощи клапана на нижнем резервуаре. Раскаленные пары догорают в верхней камере. Остатки горения выходят через дымоход. Устройство дымовыводящей трубы описано в этом видео.

Так как максимальное количество тепла выделяется во второй камере, через нее и проходит водяной контур. Тонкая труба пронизывает резервуар, который может разогреваться до температуры порядка 1 000 °С. Дальше труба с водяным носителем может охватывать все помещение либо проходить через нужное количество батарей. За полчаса можно разогреть вместительный гараж или теплицу до желаемой температуры.

На нижней емкости можно что-то приготовить или подогреть, как на обычной крестьянской печи. Для новичка трудность представляет момент поджига масла. Рекомендуется внимательно посмотреть следующий видеосюжет.

Экономия экономией, но прежде чем браться за изготовление самодельной печи с целью утилизации отработанных моторных масел, нужно хорошо все взвесить и не поскупиться на сооружение печной трубы подлиннее.

Комментарии