Что такое организационная культура?
Организационная культура проявляется в форме ценностей, общепринятых верований и существующих норм поведения, которые лежат в основе взаимоотношений как внутри организации, так и за ее пределами.
Известно, что руководящие службы несколько поменяли основные элементы этой характеристики поведения людей и стали ее использовать скорее как фактор повышения конкурентоспособности и эффективности управления и производства. Носителями организационной культуры являются члены общества, т.е. люди.
Существует понятие корпоративной культуры. Следует проанализировать и его специфику. Корпоративная культура – это совокупность правил, которые приемлемы для всех сотрудников компании. Заметим, что такая культура, как и любая другая, формируется и изменяется в процессе человеческой деятельности. Но в тех корпорациях, где все системы построения взаимоотношений уже устоялись, эта культура отделяется от своих носителей и становится частью организации, которая воздействует на сотрудников. Очень часто она может стать причиной провала тех новшеств, которые успешно стартовали в другой компании. Наличие корпоративной культуры фиксируется во всех организациях. Причем это совершенно не зависит от того, занимается кто-то вопросами ее формирования или нет.
Возникновение самого термина «организационная культура» относят к 70-м годам 20-го столетия, а концептуальная основа ее была разработана в 1980-х годах в США. На этот процесс повлияли исследователи индивидуального поведения, системы управления и теории организации.
Формирование этой культуры зависит от внутренних и внешних факторов, что влияют на развитие организации, которое может быть стихийным или направленным. Также на ее развитие оказывают влияние и социальное, и деловое окружение, а также государственные, национальные и этнические факторы.
Организационная культура формируется под воздействием определенных причин:
Среди первичных называют:
заинтересованность со стороны руководства;
реакция руководства в случае возникновения критической ситуации;
отношение к производству и стиль поведения начальства;
критерии, по которым проводится поощрение сотрудников.
Вторичные:
структура организации;
система передачи информации;
оформление помещений, внешний и внутренний дизайн интерьера;
истории о тех людях, что сыграли определенную роль в становлении предприятия.
Существуют такие элементы организационной культуры, как:
Философия предприятия, которая определяет отношение к сотрудникам и клиентам.
Доминирующая система ценностей.
Нормы отношений в организации.
Система правил работы и поведения на предприятии.
Социально-психологические условия труда
Ритуалы, символы и поведенческие церемонии.
Исходя из вышесказанного, можно сделать такие выводы:
Благодаря тому, что организация преодолевает сложности с внешней адаптацией и внутренней интеграцией, она приобретает определенный опыт, который становится основой ее культуры.
Организационная культура формируется в ситуации совместного преодоления возникающих трудностей.
Основа такой культуры формируется учредителями предприятия в данном конкретном случае, причем ее ядро создается на основе их жизненного опыта и мировоззрения.
Суть организационной культуры заключается в том, что она является привычной средой обитания тех сотрудников, что работают на данном производстве. Однако принципы оказываемого влияния этого понятия становится заметным для новых сотрудников или посторонних наблюдателей.
Принципы этой культуры можно понять полностью только после исследования истории создания и развития организации, в частности, по отношению к тем критическим моментам, с которыми она сталкивалась на протяжении своего развития.
Если все характеристики организационной культуры уяснить правильно, это поможет руководству реализовать свои решения на практике, а также разработать реально осуществимые планы на будущее.