Теория фирмы

Как известно, фирма занята поиском наилучшего состояния, при котором она может максимально увеличить свою прибыль. Проясняет этот механизм изучение конкуренции в рыночных условиях. Но что еще можно сказать о фирме, кроме того, что она максимизирует свой доход? Теория фирмы рассматривается в экономике с двух сторон.

На базе взглядов неоклассиков на процессы в микроэкономике сформировался технологический подход. Он анализирует поведение фирмы и называется также функциональным. Этот подход предполагает, что при любых соединениях факторов производства можно определить ту функцию, которая выражает наибольший объем выпуска при определенном уровне технического развития. Это так называемая производственная функция. С ее помощью можно определить, какие пропорции между ресурсами ведут к наибольшему объему производства, если брать во внимание соотношение между затратами и выпусками.

Теория фирмы в рамках технологического подхода рассматривается в первую очередь с точки зрения ее границ. Эта проблема является центральной. Масштабы производства непосредственно влияют на экономию отдачи или ее возрастание. В соответствии с этой закономерностью, наилучшим размером фирмы считается тот, который не ведет к резкому увеличению переменных издержек.

Другой, альтернативный, взгляд на поведение фирмы представляет институциональная теория фирмы. Данный подход ставит во главу изучения не условия улучшения прибыли, а сам феномен появления фирмы, ее развитие и исчезновение. Эта теория фирмы, чтобы объяснить структуру организации и содержание, использует не только категорию института, а и такие понятия, как асимметричность информации, оппортунистическое поведение, трансакционные издержки, контракт и специфичность ресурсов.

Фирма как экономическое явление имеет веские основания для возникновения. Когда один субъект желает вступить с другим субъектом в отношения по вопросам, касающимся процессов обмена, он обязан предусмотреть защиту собственных интересов. Сделать это можно путем заключения соответствующих договоров или контрактов.

Заключение любой сделки, касающейся обмена, совершается после проведения переговоров, во время которых уточняется порядок передачи чего-либо, его цена и другие моменты. Сократить размер трансакционных издержек, связанных с переговорами, помогает иерархичное построение внутри самой фирмы. То есть, когда большинство сотрудников действует в рамках одной организации, отпадает необходимость заключать контракт с каждым по отдельности. Правовые отношения, складывающиеся между работодателями и его наемными работниками, регулируются единым трудовым законодательством.

Неоинституциональная теория фирмы исследует и проблему «принципал – агент», в которой принципал – это сам собственник какого-то ресурса, а агент – это тот субъект, который наделяется правами собственника на пользование этим видом ресурсов. То есть принципал некоторые правомочия передает агенту, а тот обязуется за плату представлять интересы принципала. Примеры подобных отношений: собственники земли и ее арендаторы, органы законодательства и избиратели, собственники фирм и их менеджеры. Данная теория фирмы напрямую связана с ассиметричной информацией и оппортунистическим поведением. Это значит, что информация между участниками распределена неодинаково: как правило, агенту известно больше, нежели принципалу, вследствие чего последний не может абсолютно контролировать действия первого. Оппортунистическое поведение возникает, когда функции управляющего фирмой значительно отличаются от функций ее собственника.

Из всего, что было рассмотрено выше, вытекает следующее определение: фирма – это такое построение деятельности, которое направлено на постоянный поиск самого выгодного способа, которым можно производить продукцию даже в условиях частичной определенности.

Комментарии