Человеческий капитал: развитие, основные принципы, теория и проблемы
Человеческий капитал (ЧК) представляет собой совокупность знаний и навыков, которые применяются для удовлетворения потребностей человека и общества. Этот термин используется с 1961 года благодаря американскому экономисту Теодору Шульцу. Его последователи развили данную тему, описав факторы, методы и прочие особенности развития человеческого капитала.
История развития вопроса
В научной литературе информация о развитии человеческого капитала начала активно появляться во второй половине ХХ века. Данный термин и основы теории ввели в обращение экономисты Теодор Шульц и Гэрри Беккер, за что впоследствии получили Нобелевскую премию. Появление теории человеческого капитала стало своего рода ответом частным экономическим теориям на потребность в реальной экономике. Была не до конца раскрыта роль человека и его потенциала в обществе. Посредством глубокого анализа экономических процессов человеческий капитал был определен как основной фактор развития общества.
На протяжении длительного периода времени понимание человеческого капитала ограничивалось знаниями и навыками человека, а также считалось исключительно социальной категорией. Любые инвестиции в человека (например, в образование) считались непроизводительными. К концу ХХ века отношение к данной категории изменилось. По утверждению Фишера, человеческий капитал воплощает в себе способность человека приносить доход.
Изучив опыт передовых стран, Саймон Кузнец пришел к выводу, что накопленный человеческий капитал является главным условием развития экономики. А экономист Эдвард Денисон акцентировал внимание не только на количестве, но и на качестве человеческих ресурсов (а именно, на важности образования). Со временем было описано значение здоровья, эмоционального состояния, материального благополучия работников и прочих факторов.
Современная теория человеческого капитала
На основании многолетних исследований сложилась определенная теория человеческого капитала. Ее можно кратко описать такими положениями:
- в течение жизни приобретает и накапливает знания, умения и навыки, применяя их в различных областях;
- рост материального благосостояния влияет на заинтересованность в дальнейшем развитии человеческого капитала;
- с целью повышения производительности труда и роста экономической эффективности целесообразно применение человеческих знаний, умений и навыков;
- отказ от текущих потребностей в пользу формирования трудового потенциала ведет к повышению уровня благосостояния в будущем;
- мотивация и стимулирование - это необходимые условия приобретения и накопления знаний, умений и навыков.
Как формируется человеческий капитал
Если рассмотреть формирование человеческого капитала на примере отдельно взятого человека, можно сделать вывод, что в среднем данный процесс занимает 15-25 лет. Как правило, он начинается в 3-4 года. К этому моменту у ребенка уже достаточно информации для старта развития талантов и приобретения знаний. Конечно же, не стоит списывать со счетов врожденный потенциал. От того, насколько успешным будет обучение в детском возрасте, зависит дальнейшее самоопределение и самореализация.
Наиболее значимым в плане личного развития считается период с 13-ти до 23-х лет (приблизительно). В это время происходит наиболее активное общее, творческое и профессиональное обучение. Чем выше уровень накопленных знаний, тем значимее возможности в плане повышения собственного благосостояния и улучшения жизни общества в целом.
Виды человеческого капитала
Выделяют несколько видов человеческого капитала. А именно:
- Общий - все знания и навыки, независимо от источников получения и путей применения.
- Специфический - специальные знания и навыки, имеющие практическую ценность.
- Положительный - накопленный человеческий капитал, обеспечивающий положительную отдачу от инвестиций.
- Отрицательный (или пассивный) - человеческий капитал, не дающий положительной отдачи.
Структура ЧК
Развитие человеческого капитала происходит по нескольким направлениям. Его структура приведена в таблице:
Физиологический капитал | Интеллектуальный капитал | Организационный капитал |
- здоровье; - работоспособность; - долголетие. | -уровень квалификации; - знания; - профессиональные навыки. | - способности; - менеджмент. |
Факторы развития ЧК
Исследователи выделяют несколько групп факторов развития человеческого капитала. Они описаны в таблице.
Группы факторов | Факторы |
Социально-демографические | - численность занятых и безработных с детализацией по регионам; - деление занятого населения по секторам экономики с детализацией по регионам; - продолжительность трудоспособного периода. |
Социально-ментальные | - преобладающие в обществе ценности и нормы поведения; - ценность знаний; - направленность на саморазвитие. |
Производственные | - спрос на рабочую силу; - условия труда; - повышение квалификации; - социальное развитие. |
Демографические | - численность населения; - половозрастная структура; - темп прироста населения; - продолжительность жизни; - миграционные процессы. |
Институциональные | - законодательная база; - государственная политика в области социального развития; - права и возможности разных слоев населения. |
Экологические | - общая экологическая обстановка; - качество питьевой воды; - качество продуктов питания; - природные факторы и климат; - санитарно-гигиеническое обеспечение труда; - рекреационная база. |
Социально-экономические | - уровень образования и профессиональной подготовки населения; - система стимулирования и мотивации; - социальная инфраструктура предприятий; - уровень технико-экономического развития предприятий; - доходы населения; - доступность товаров и услуг; - налоговая система. |
Принципы управления человеческим капиталом
Управление человеческим капиталом производится на основании некоторых основополагающих принципов. А именно:
- Рассмотрение человеческого капитала как актива, требующего инвестиций, а не как пассива, требующего затрат.
- Совпадение бизнес-модели предприятия со стратегией развития человеческого капитала.
- Применение новых методов, подходов и технологий в вопросах управления человеческим капиталом.
- Сбалансированный подход к мотивированию и стимулированию трудовых ресурсов.
- Адресность инвестиций в формирование человеческого капитала.
- Регулярность количественной и качественной оценки человеческого капитала.
- Научная обоснованность мероприятий.
Индекс развития человеческого капитала
В разных странах ситуация в сфере развития человеческих ресурсов неодинакова. Провести сравнительный анализ помогает такой показатель, как индекс человеческого капитала. Его ежегодно рассчитывает и публикует аналитический отдел Всемирного экономического форума совместно со специалистами Гарвардского университета и авторитетной консалтинговой компанией.
Чтобы оценить, как происходит развитие человеческого капитала в той или иной стране (всего анализируется 122 экономики), выставляются оценки от 0 до 100. Балл выставляется в результате оценки нескольких параметров, а именно:
- доход (выраженный в валовом внутреннем продукте на душу населения);
- образование (рассчитывается исходя из уровня грамотности среди населения, доли учащихся детей и молодежи);
- долголетие.
Состоянием на 2017 год лидерами по индексу развития человеческого капитала стали Финляндия и Норвегия. В хвосте рейтинга Сенегал, Мавритания и Йемен. Россия в этом списке находится на 51-м месте.
Меры по развитию ЧК
Уровень развития человеческого капитала в той или иной стране во многом зависит от усилий правительства. Вот наиболее популярные меры, распространенные в мире:
- обеспечение доступности жилья (как правило, речь идет о благоприятных условиях ипотечного кредитования, а также создании условий для развития рынка недвижимости);
- обеспечение доступности образования (как начального, так и среднего и высшего);
- повышение уровня благосостояния граждан (в частности, путем создания достаточного количества рабочих мест);
- обеспечение ощущения личной защищенности путем развития доступных программ страхования;
- обеспечение долголетия населения путем развития медицинской системы и обеспечения безопасности труда;
- развитие новых форм пенсионного страхования.
Инновационный подход к развитию
Время диктует свои условия, а потому возникает потребность в новых путях развития человеческого капитала. Инновационные подход подразумевает такие меры:
- установление связей между учебными заведениями и предпринимательской средой;
- разработка новых образовательных услуг и соответствующего методического обеспечения;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий и ПО;
- межгосударственный обмен инновационными методиками;
- развитие консультационной базы.
Особенности инвестиций в ЧК
Изучая проблему развития человеческого капитала, стоит уделить внимание инвестициям. Речь идет о финансовых вливаниях в образование здравоохранение, науку, социальные вопросы и так далее. Инвестиции в ЧК обладают такими ключевыми особенностями:
- Эффективность напрямую связана с продолжительностью жизни. Чем раньше начнутся финансовые вливания, и чем дольше будет длиться трудоспособный возраст человека, тем больше будет отдача.
- Приумножаются и накапливаются, несмотря на склонность к моральному и физическому износу.
- Как только человек теряет трудоспособность (независимо от причины), эффективность инвестиций резко снижается.
- Если вложения в человеческое благосостояние связаны с противозаконной деятельностью, их нельзя считать инвестициями в человеческий капитал.
- Отдача от инвестирования наступает не сразу, она может быть заметна спустя 10-20 лет.
Особенности человеческого капитала в России
Россия - огромная страна, которая характеризуется некоторой неоднородностью в вопросах возможностей для населения. Так, развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке, в Сибири или в южных регионах (и так далее) будет несколько отличаться. Тем не менее если подвести обобщенные расчеты, средние по стране показатели будут следующими:
- Ожидаемая продолжительность жизни (на основании оценки здоровья и фактического долголетия) составляет 70,3 лет. Стоит отметить, что это не самый лучший показатель и находится на уровне стран, которые характеризуются средним развитием человеческого капитала.
- Уровень грамотности населения (исходя из количества лет, которые люди тратят на обучение) - 15 лет. Ожидаемая продолжительность обучения для будущих поколений имеет тенденцию к снижению и составляет 12 лет. Несмотря на негативную динамику, эти показатели достаточно хорошие, характерны для стран с высоким уровнем человеческого капитала.
- Уровень жизни (оценивается валовым доходом на душу населения по паритету покупательной способности) составляет 23 286 долларов (1 577 000 рублей). Такой показатель характерен для стран, развитие человеческого капитала в которых находится на среднем уровне.
Проблемы человеческого капитала на отечественном пространстве
Существуют ли проблемы развития человеческого капитала в России? Безусловно, к тому же их немало. Вот какие проявления кризиса ЧК выделяют отечественные исследователи:
- критическое положение относительно финансирования науки и образование, что оказывает непосредственное негативное влияние на качество научных исследований и обучения;
- обесценивание человеческого капитала в некоторых сферах экономики, что приводит к интеллектуальной безработице;
- формирование профицита высококвалифицированных кадров в некоторых отраслях, что связано с сокращением финансирования;
- тенденция к снижению уровня доходов лиц, имеющих высшее образование, что становится причиной поиска побочных заработков или смены профессии на низкоквалифицированную;
- утечка умов за границу;
- недостаточность или отсутствие рыночно-ориентированных знаний у политической и хозяйственной элиты;
- несоответствие квалификации чиновников новым экономическим и социальным условиям;
- дефицит качественных преподавательских кадров;
- социально-психологическая напряженность, вызванная экономической и политической нестабильностью, а также сменой привычной поведенческой модели.