Деловое общение и управленческое общение. Общие принципы

В настоящее время различные стили делового общения проникают все глубже во все сферы общественной жизни:  в деловые, в коммерческие отношения вступают как частные лица, так и предприятия всех форм собственности. Любая область экономической или общественной жизни связана с компетентностью в сфере делового общения: свои успехом или неуспехом в науке, производстве, торговле или искусстве отрасль может быть обязана уровню делового общения в ней. Деловое общение и управленческое общение для людей, занятых в сфере управления является важнейшей частью их профессионального облика.

 Деловое общение и управленческое общение – это процессы взаимодействия и взаимосвязи, в результате которых происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, который предполагает достижение конкретного результата, или решение проблемы, или реализацию цели.

Стили делового общения по характеру и содержанию могут быть формальными ( или деловыми) и неформальными.

В целом формальное общение отличается от неформального тем, что ставит перед собой конкретные цели и задачи, требующие решения.

 Структура делового общения представляет собой комплекс компонентов: содержание, средства, цель, форма, стороны общения. Содержание делового общения определяется любым социально-значимым предметом или проблемой из любой сферы жизни (духовной, материальной, регулятивной) и может быть непосредственно связана с потреблением или производством разного рода услуг: образовательных, информационных, маркетинговых, финансовых, менеджерских и т.д.

Деловое общение и управленческое общение условно подразделяется на прямое и косвенное, при этом прямое общение является наиболее результативным по сравнению с косвенным, и обладает большей силой эмоционального внушения и воздействия.

Деловое общение и управленческое общение руководителя с подчиненными или должностными лицами подразделяется на три подвида общения: обеспечение должностных лиц распорядительной информацией, получение от них обратной информации, и выдача так называемой оценочной информации.

Для улучшения взаимопонимания между руководством и подчиненными имеется два закона управленческого общения.

Первый закон гласит, что если подчиненный не выполняет указаний руководителя по причине несогласия с ним, требуется привести определенные доводы для того, чтобы показать подчиненному, что ожидаемые от него действия будут соответствовать его принципам и будут способствовать обязательному удовлетворению его потребностей.

Второй закон гласит, что люди значительно легче принимают позицию человека, к которому испытывают положительные эмоции. А для достижения этой цели используются приемы «имя собственное», «зеркало отношений», «золотые слова».

Прием «имя собственное» основан на неоднократном произнесении вслух имени вашего собеседника. Обращение к человеку по имени демонстрирует внимание к его личности, а это сопровождается почти всегда положительными эмоциями, которые человеком могут не осознаваться. Поэтому для того, чтобы расположить к себе человека, нужно обратить внимание на форму обращения к нему.

Прием «зеркало отношений» требует присутствия на лице руководителя приятного выражения лица, легкой улыбки, которые помогают расположить к себе собеседников.

Прием «золотые слова» обязывает говорить человеку комплименты – слова, содержащие некоторое преувеличение положительных свойств характера человека или его способностей.

Для эффективного использования психологических методов управления зачастую применяются разрешенные законом некоторые приемы (методы) воздействия на людей. К ним относятся:убеждение, внушение, вовлечение, побуждение, подражание, осуждение, запрещение, требование, плацебо, командование, порицание, обманутое ожидание, метод Сократа, комплимент, намек, просьба, похвала, совет.

Комментарии