Самоанализ педагогической деятельности и основы анализа
Самоанализ педагогической деятельности является необходимой частью работы педагога. Он позволяет посмотреть на собственную профессиональную деятельность со стороны, отметить лучшее, увидеть ошибки и постараться избавиться от них. А уж когда педагогу нужно преодолеть такой рубеж, как аттестация, самоанализ педагогической деятельности становится просто обязательным.
Цели осуществления самоанализа
Самоанализ профессиональной педагогической деятельности означает изучение педагогом состояния, результатов своего труда, а также выявление причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, определение направления для последующего совершенствования. Он имеет несколько функций: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную. Цель самоанализа состоит в демонстрации достижения определенного уровня. Это выражается в освоении новых достижений педагогической науки, в умении подходить к решению педагогических задач творчески, а также оптимально подбирать методы, средства, формы и приемы при осуществлении своей профессиональной деятельности. Опытный педагог может продемонстрировать умение применять экспериментальные, новые методы обучения или воспитания. Высокий уровень квалификации предполагает умение планировать результаты своего труда и результаты труда обучающихся.
Требования к составлению самоанализа
При самоанализе педагогической деятельности ДОУ (дошкольное учебное заведение и школа предъявляют единые общие требования) главное правило состоит в том, что он не должен напоминать статистический отчет с информацией о проделанной работе. Педагог должен продемонстрировать умение интерпретировать показатели и умение работать с полученными результатами. Это подразумевает критическое осмысление педагогическим работником каждого показателя, умение сделать выводы и наметить перспективу будущих действий. Самоанализ призван дать полное представление о работе педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.
Требования, предъявляемые к самоанализу педагогической деятельности учителя начальных классов, практически совпадают с требованиями, предъявляемыми к воспитателю ДОУ.
Структура написания профессионального самоанализа
Структура самоанализа для педагогов в основе своей едина, хотя возможны некоторые вариации в зависимости от учебного заведения и правил, которые оно предъявляет по отношению к нему в своем учреждении. Составление начинается с сообщения личных биографических и профессиональных данных педагога - его имени, звания, ученой степени, какое учебное заведение и когда окончил, какие имеет награды, какой насчитывается стаж работы. Говоря о стаже, отдельно указывается общий стаж и стаж работы в данном образовательном учреждении, актуальный на момент написания самоанализа.
Педагогическое кредо и концепция
В этом разделе указываются цели и задачи, которые ставит перед собой человек. В этом же разделе формулируется педагогическое кредо - система индивидуальных установок, представляющая личное мнение педагога по поводу существующих ценностей и роли своей профессии в мире. Некоторые определяют также и свою профессиональную концепцию. Это означает формулировку педагогом своих собственных взглядов на обучение и воспитание. Ее особенность состоит в том, что она неразрывно связана с практической деятельностью, ведь только осуществляя фактический процесс обучения можно осознать, какие моменты вызывают желание их переосмыслить, сделать это иначе, по-новому и формируют собственное отношение к какой-либо проблеме.
Характеристика используемых УМК
В этой части самоанализа педагог описывает те учебно-методические комплекты и рабочие программы, по которым он работает. Помимо их перечисления, необходимо проанализировать, соответствуют ли они образовательной программе учебного заведения. Этот вопрос не должен вызвать больших затруднений, так как за выбором УМК следят методисты, он происходит при их непосредственном участии или их рекомендации.
Формы, методы и приемы педагогической деятельности
Каждый практикующий педагог имеет в своем арсенале формы, методы и приемы осуществления профессиональной деятельности, которые кажутся ему наиболее удачными. Все вместе они составляют его индивидуальную образовательную и воспитательную технологию. Педагог вправе выбрать любые формы и методы обучения, единственное требование - их применение должно способствовать формированию положительного результата воспитания и обучения. В этом разделе педагог не только описывает элементы своей технологии обучения, но и анализирует эффективность их использования.
Участие в научно-методической работе
В этом разделе педагог описывает имеющиеся у него профессиональные достижения: свидетельства о публикации материалов, разработки уроков, сообщает об участии в конференциях, семинарах или профессиональных конкурсах. Указываются место, время и результат их проведения.
Здесь же указываются итоги работы над темой по самообразованию и возможные перспективы ее развития. В конце раздела следует проанализировать, как научно-методическая деятельность повлияла на результат осуществляемого педагогом учебного или воспитательного процесса.
Результаты педагогической деятельности
Этот раздел состоит из нескольких частей. Сначала приводятся результаты качества работы (уровень и качество обучения, процент успеваемости, результаты итоговой аттестации, внешней оценки результатов обучения, результаты административных контрольных работ и другие).
Затем рассматривается уровень развития учебно-познавательного интереса обучающихся, то есть приводятся результаты их участия в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях или других мероприятиях.
Отдельно оценивается результат изучения отношения родителей обучающихся к результатам профессиональной деятельности педагога. Результаты мнения родителей можно представить в виде социологического опроса или диаграммы.
В заключение идет оценка уровня отношений между педагогом и его учениками или воспитанниками. Эти отношения могут быть рассмотрены с разных позиций - дети могут оценить деятельность педагога как классного руководителя или как преподавателя конкретной учебной дисциплины.
Завершает самоанализ педагогической деятельности выводы, которые делаются в результате проведенного анализа, а также формулировка перспектив для дальнейшего развития педагога как профессионала.
Формы представления результатов самоанализа
Современный уровень развития методики, а также степень образованности работников могут позволить представить самоанализ педагогической деятельности в различных формах. Прежде всего, это классический способ - в виде печатного документа с последовательным описанием и анализом своих профессиональных достижений. В последнее время все более распространена другая форма представления самоанализа - в виде педагогического портфолио. Это тот же документ, но в расширенном виде, дополненный копиями наградных материалов или сертификатов за участие в мероприятиях, методическими разработками, результатами оценки учебной деятельности обучающихся и еще многим другим. Самый наглядный способ показать свои достижения - подготовить самоанализ педагогической деятельности в виде электронной презентации. Такой способ подачи материала позволяет не только продемонстрировать оригиналы полученных документов или наград, но и фото (а иногда даже и видеоматериалы), а также представить результаты деятельности своих учеников или воспитанников. Кроме того, подготавливая электронную презентацию, педагог тщательно выбирает для слайда самое главное, что делает его самоанализ точным, кратким и понятным, простым для понимания.
Отличие самоанализа профессиональной деятельности учителя и воспитателя
При написании самоанализа педагогической деятельности трудности испытывают как учителя, так и воспитатели. Но в работе учителя начального звена и воспитателя детского сада есть много общего. Например, у них одинаковый контингент обучающихся, так что педагогические приемы, цели и задачи работы могут совпадать. Отличие самоанализа педагогической деятельности в начальных классах от самоанализа учителя среднего звена будет состоять в том, что его инструментами будут не столько тестирование и анкетирование, сколько беседа или наблюдение.
При анализе результатов своего труда воспитатель будет больше оперировать безоценочными способами.
Ошибки при написании самоанализа
Как самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ, так и самоанализ учителя начальных классов, среднего или старшего звена содержат, как правило, одинаковые ошибки, которые объединяет только одно - недостаток опыта. Обобщив эти ошибки, можно выделить самые частые и предостеречь от них других педагогов.
Ошибка первая. Педагоги пишут о своих достижениях за указанный период времени. Но для самоанализа важнее, какая цель при этом была достигнута и какие задачи решены. И если эта цель была поставлена чуть раньше, чем начался отчетный период, то для отчета это непринципиально. Важен порядок изложения - сначала формулируется сама проблема, потом описываются способы ее решения.
Ошибка вторая - слишком много цифровой отчетности. В хитросплетениях цифр можно потерять основное - цель, с какой были сделаны эти расчеты. Для самоанализа педагогической деятельности нужнее указать, для чего они были сделаны и что помогли осознать.
Ошибка третья. Некоторым педагогам бывает неловко сознаться в том, что они испытывают определенные трудности в своей работе, и они избегают упоминания об этом. Любой педагог с опытом знает, что наличие проблем не только возможно, это обязательное условие для профессионального роста педагогического работника. Потому что, только решая ежедневные проблемы (которые могут не обязательно быть глобальными) молодой педагог может превратиться в опытного, умелого мастера. Умение видеть трудности и находить пути их преодоления, продемонстрированные в самоанализе педагогической деятельности, являются признаками высокой квалификации педагога.