Конкурентоспособность. Кратко о понятии и формах

 Сущность рыночных отношений выражается понятием «конкуренция». Она представляет собой тип отношений между производителями, определяющий цены и объемы предложений на рынке товаров и услуг. С другой стороны, существует конкуренция между потребителями, и именно она формирует рыночные цены и объемы спроса. Стремление человека превзойти других является основным движущим мотивом и стимулом в конкурентной борьбе. Конкурентоспособность фирмы определяет ее долевое участие в рыночной сфере, а конкурентная борьба является динамическим процессом, стимулирующим обеспечение рынка новыми и более качественными товарами и услугами.

Конкурентоспособность организации определяется средствами, используемыми в конкурентной борьбе, которые позволяют улучшить позиции организации на рынке. К ним относятся: цена и качество изделий, ассортимент продукции и сервисное обслуживание, условия платежей и поставок, а также реклама и информация.

Конкурентоспособность предпринимателя или производителя определяется усилиями, которые он прилагает к тому, чтобы удовлетворить потребителя. Поэтому конкуренция в рыночной экономике представляет собой определяющий фактор упорядочения цен, а также серьезный стимул внедрения в производство новых изобретений, технологий, идей. Кроме этого, она способствует рациональному и эффективному использованию ресурсов, обеспечивает вытеснение неэффективных предприятий из производства, служит гарантом предотвращения диктата монополий по отношению к потребителям.

Функции конкуренции состоят в регулировании, мотивации, распределении и контроле.

Термин «конкурентоспособность»  применяется не только относительно отдельного товара или услуги, но и также по отношению к отрасли или предприятию. Конкурентоспособность является предметом изучения специалистов в области менеджмента, маркетинга, микро и макроэкономики, а также товароведения.

Базовым понятием конкуренции в условиях рыночной экономики была и остается конкурентоспособность продукции (товара), которая является относительной характеристикой, отражающей принципиальное отличие товара (продукции, услуги) от товара конкурирующей организации и отражающей степень затрат на ее производство. К затратам в этом случае относится цена потребления, которая включает издержки покупателя, а также все сопутствующие расходы при его использовании или потреблении.

Условно конкуренция подразделяется на добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Основными методами добросовестной ее формы являются: снижение цен и повышение качества товаров и услуг, активное использование рекламы и развитие услуг сервисного обслуживания, создание новых товаров с использованием достижений научно-технического прогресса.

Одна и традиционных форм конкуренции – «война цен» - может быть осуществлена понижением цен, сезонными распродажами, локальным изменением ценовой политики, увеличением срока потребительского кредита, предоставлением расширенного ассортимента услуг без увеличения цен на них. Такого рода конкуренция призвана вытолкнуть с рынка неконкурентоспособных, более слабых соперников, а также для проникновения на освоенный рынок товаров и услуг.

Но наиболее эффективной формой конкурентной борьбы за рынки сбыта является повышение качества товаров и услуг, предлагаемых на рынке товаров. При этом, появление на рынке более высококачественной продукции весьма затрудняет принятие ответных мер со стороны конкурентов, поскольку выпуск нового товара сопряжен с долгосрочной программой, включающей накопление научно-технической и экономической информации, разработки и производства.

Комментарии