Андрей Горохов - музыкальный критик, радиоведущий, писатель: биография, образование, карьера

В начале двухтысячных годов вышла книга Андрея Горохова "Музпросвет". На одном из сайтов свою рецензию на это издание опубликовал знаменитый саксофонист Сергей Летов.

Он признался, что книгу он получил в подарок от ударника Владимира Нелинова, с которым участвовал в постановке под названием Entre Nous в театре "Человек".

Сергей пишет, что данная работа Андрея Горохова является лучшим произведением об электронной музыке, и вполне возможно, что и об искусстве вообще. Автор критической статьи признается, что "Музпросвет" читается довольно легко из-за того, что писатель избегает большого количества специфических терминов.

Он также не пытается склонить кого-либо разделить его собственные пристрастия в области музыки. После прочтения книги Андрея Горохова возникает желание пообщаться с ее автором, раскрыть ему свою точку зрения на отдельные вопросы, поспорить с ним.

"Музпросвет" представляет собой краткую историю той музыки, что пришла на смену рок-н-роллу, который в семидесятые годы XX века стал терять свою былую популярность. Рассматривая современную электронику, автор в мельчайших деталях описывает каждый стиль и направление: его появление, рассвет и постепенное угасание. Кроме того, в книге Горохова есть большое количество подробных описаний музыкальных инструментов и аппаратуры, которые могут быть полезны профессионалам в этой области. Но самое главное достоинство произведения, по мнению Сергея Летова, состоит в том, что его создатель приводит массу собственных наблюдений относительно культуры наших дней и современного искусства в целом.

Разбор отрывков

В своей статье Сергей Летов не оценивает книгу Андрея Горохова, а лишь приводит некоторые отрывки из нее и комментирует их. Так, он обращает внимание на главу, посвященную жанру электронной музыки под названием Трип-Хоп. Одним из художественных средств его является умышленное ухудшение качества звука. Существуют даже специальные компьютерные программы, предназначенные для музыкантов, помогающие сделать отрывок произведения более шумным, неразборчивым и так далее. В качестве примера подобного использования аппаратуры Андрей Горохов приводит творческий метод Ли Перри, музыканта и звукорежиссера, который работал с такими звездами ямайского регги, как Боб Марли и Макс Ромео. Сергей в дополнение к сказанному говорит, что Егор Летов и группа "Гражданская Оборона" использовали подобные методы при создании нескольких альбомов, известных под общим названием "Коммунизм", в восьмидесятые годы XX века.

Поп-музыка

В своей книге Андрей Горохов многократно подчеркивает, что вся популярная электроника является ни чем иным, как просто другого вида поп-музыкой. Он призывает не путать произведения серьезных композиторов, написанные для современных музыкальных инструментов, с треками, созданными ди-джеями. Автор также пишет о том, что все так называемые "нововведения" поп-музыкантов, связанные с использованием электронных инструментов - это всего лишь заимствования у академических композиторов, таких как Штокхаузен, Ксенакис, Субботник, Кейдж и многих других.

Постмодернизм

В книге "Музпросвет" Андрея Горохова электронная музыка рассматривается в контексте эпохи постмодернизма в современном искусстве. Творческие люди сегодняшнего дня стремятся не сделать что-то новое, а изменить иногда почти до неузнаваемости старые произведения. Этот метод хорошо прослеживается в творчестве музыкантов, которые активно используют сэмплирование, то есть составление трека из композиций других авторов или собственных. Автор напоминает, что данный принцип не является новым. Им пользовался еще Джон Леннон в начале семидесятых годов XX века. Известно, что он написал песню "Имэджин" из одноименного альбома, проиграв некий отрывок из лунной сонаты Бетховена наоборот.

Так родилась мелодия композиции, которая признана многими критиками величайшим хитом всех времен и народов. В отличие от Леннона и других выдающихся композиторов, многие дилетанты, использующие достижения современной электроники, не способны адекватно судить о качестве своих произведений. Поэтому метод "сделай сам" нередко приводит к появлению музыкальной продукции низкого качества.

Редкое издание

Первый тираж книги "Музпросвет" был равен 1000 экземпляров. Он был моментально раскуплен людьми, интересующимися проблемами современной музыки. Теперь книги из того тиража являются редкостью.

Биография Андрея Горохова

Герой настоящей статьи является не только писателем, но и художником, журналистом, и радиоведущим.

Андрей Николаевич Горохов появился на свет в 1961 году. Место его рождения - столица нашей страны. Он получил техническое образование. Андрей Горохов является выпускником Московского Государственного университета (механико-математического факультета) и имеет специальность программиста. В начале девяностых годов Горохов эмигрировал в Германию, где за несколько лет сменил ряд профессий. Андрей Николаевич занимался фотографией, а также работал на пивном заводе и сторожем в телевизионной компании. Спустя 5 лет после своего переезда герой настоящей статьи стал работать музыкальным обозревателем на радиостанции "Немецкая волна". Именно на основе материалов для его программ была создана вышеупомянутая книга. Герой статьи знаком слушателям по двум авторским передачам: "Музпросвет" и "Альбом недели".

Обзор новых альбомов электронной музыки

Музыкальный критик Андрей Горохов озвучивал рецензии на новые альбомы во время своих радиопередач. Теперь же его комментарии к новым пластинкам можно прочитать на сайте журналиста.

В первую очередь его статьи можно порекомендовать тем, кто увлекается электронной музыкой. В своих кратких заметках автор выступает настоящим бескомпромиссным критиком западного образца. Он не боится давать негативные оценки новым произведениям музыкантов, работающих в электронных стилях. Например, Андрей Горохов хвалит первую композицию из альбома Terrible two американского электронного трио "Сенк Ю" 2008 года.

Он называет это произведение "настоящим построком". Но второй трек этой пластинки, а также все последующие номера автор рецензии характеризует как скучную, неинтересную и однообразную музыку. По его словам, прослушивание данных произведений быстро наскучивает из-за многократных повторений одних и тех же фраз.

Рецензии Андрея Горохова отличаются от многих других подобных произведений, в том числе и тем, что они написаны человеком, прекрасно разбирающимся не только в электронной музыке, но и в других жанрах, не исключая классики и джаза.

Например, в той же в статье, посвященной альбому группы "Сенк Ю", он сравнивает первую композицию с диска этого американского трио с пластинками корифея джаза Майлза Дэвиса начала семидесятых годов. Тогда знаменитый первооткрыватель джаз-рока стал исполнять со своим коллективом музыку с элементами психоделики и спейс-рока. С этими произведениями критик сравнивает первый трек из альбома американских электронных музыкантов. В данной статье уже упоминался рассказ о композиции Imagine Джона Леннона, который можно найти в книге Андрея Горохова. Перечисление подобных интересных фактов из истории мировой музыки делают произведения Горохова интересными для широкого круга читателей. То же самое можно сказать и о его авторских передачах, выходивших в двухтысячные годы на канале "Немецкая волна".

Лекции о музыке

Кроме написания статей и книг, герой настоящего материала занимается и непосредственным общением со своей аудиторией. Это происходит во время его лекций, которые он проводит в таких организациях, как Центр современного искусства имени Сергея Курехина в городе Санкт-Петербурге.

На подобных встречах Андрей Горохов затрагивает такие темы, как аудиозапись народной музыки: как произведения изменяются во время этого процесса, можно ли в нынешнее время создать что-то, подобное шедеврам, автором которых считается народ, и в чем их отличие от продуктов популярной культуры. Все это и многое другое можно узнать, посетив лекцию Андрея Горохова.

Этническая музыка

Как уже было сказано, одна из лекций Андрея Горохова посвящена этой теме. В ней он касается такого важного вопроса, как "Что можно считать подлинной этнической музыкой?". Лектор отвечает на него следующим образом: нет четкой грани между академическим и народным искусством.

На обложках многих дисков с шедеврами этнической музыки изображены не деревенские жители в народных костюмах с национальными инструментами, а профессиональные музыканты в европейской одежде. При взгляде на эти изображения невольно возникает вопрос на подлинности тех произведений, которые исполняет коллектив. Автор приводит пример одной из азиатских стран, в которой до XX века в каждом населенном пункте существовал свой оркестр народных инструментов. В каждой местности была выработана своя оригинальная исполнительская техника. Даже настраивались одни и те же музыкальные инструменты в разных деревнях по-своему. В двадцатом столетии с появлением консерваторий профессиональные музыканты этой страны заинтересовались народным творчеством своей родины.

Большой вопрос

Они стали совершать фольклорные экспедиции в отдаленные районы. Через некоторое время работники министерства культуры решили упорядочить звучание народных оркестров. Каждый конкретный инструмент теперь следовало настраивать только определенным образом. Произведения, созданные народом, были обработаны профессиональными аранжировщиками. Именно такая музыка издавалась под видом этнических шедевров. Можно ли ее так называть? На этот вопрос можно ответить двояко. С одной стороны, эти песни и инструментальные композиции действительно написаны народом, а с другой, они дошли до слушателя в сильно измененном виде.

Вопрос о подлинности

Подобные процессы происходили и в других странах. Например, египетская интеллигенция XIX века, находившаяся под впечатлением от знаменитой оперы Верди "Аида", считала всю народную музыку своей страны искусством для низших слоев общества.

Представители элиты всеми силами старались навязать простым людям свои вкусы. В результате этого, народная музыка Египта подверглась сильнейшему влиянию со стороны итальянского оперного искусства. Поэтому диски с записями египетских фольклорных исполнителей обычно содержат песни, которые крайне сложно назвать народными. Как правило, это некая смесь европейского шансона, оперных арий и восточных мелодий.

Но даже если и удается найти музыкантов, играющих этнические произведения в их первозданном виде, порой бывает очень сложно сделать аудиозапись. Неотъемлемой составляющей некоторых жанров является живое исполнение. При записи таких произведений (даже многоканальной) теряется ощущение музыки в пространстве.

Творчество как часть жизни

Другая сложность фиксирования народной музыки заключается в том, что, как правило, этнические произведения трудно отделить от тех обрядов и традиций, для которых они предназначаются. В других обстоятельствах исполнитель не может получить необходимого настроя для творчества. Андрей Горохов говорит, что для народа музицирование - это такой же естественный процесс, как и простой бытовой разговор. Поэтому сложно воспроизвести его вне определенных обстоятельств.

Живопись и музыка

В восьмидесятые годы XX, живя в СССР, а также позднее во время эмиграции, Горохов занимался абстрактной живописью. Свою любовь к изобразительному искусству он реализовывал и, будучи одним из организаторов арт-фонда "Изоляция". В рамках этого проекта было проведено большое число лекций на темы музыки и живописи. Также данная организация занимается устройством художественных выставок в городе Донецке.

Заключение

В данной статье были приведены краткие биографические сведения о писателе, художнике и радиоведущем Андрее Горохове, а также о его просветительской деятельности в сфере искусства. Также были изложены некоторые ключевые моменты его лекций. В своих выступлениях и книгах Горохов пытается в простой форме донести до слушателя свои суждения о музыке.

Умение Андрея Горохова говорить просто о сложных, серьезных вопросах искусства - является причиной неугасающего интереса публики к его произведениям.

Комментарии