Что такое коммерческая концессия?
Еще несколько десятилетий назад отечественным предпринимателям был непонятен термин «коммерческая концессия». В настоящее время эта процедура активно используется. Итак, коммерческая концессия представляет собой предоставление одним предпринимателем другому комплекса прав на собственный бизнес, включая товарный знак, логотип, секрет технологии производства, авторские права и нововведения. Но в тоже время правообладатель может контролировать абсолютно все аспекты деятельности в бизнесе.
Данную процедуру еще называют франчайзингом. С ее помощью правообладатель создает унифицированную сеть производств. На международном уровне коммерческая концессия классифицируется на три основных блока:
- Производство продукции или работа в промышленном секторе.
- Оказание услуг или работа в сфере обслуживания.
- Сбыт товаров и услуг.
На практике бизнес "франчайзинг" позволяет собственнику максимально расширить свое предприятие не только в пределах одной страны, но и за рубежом. Кроме того, с юридической точки зрения договор концессии считается целесообразным решением, избавляющим от необходимости создания многофилиальной сети, расширения отдела бухгалтерского учета и ужесточения контроля. А пользователь, получивший права, имеет огромное преимущество над всеми конкурентами, так как выводит продукцию на рынок под известным и общепризнанным логотипом, что значительно облегчает процесс привлечения потребительской группы и проведения рекламной кампании.
Как было отмечено, между участниками сделки заключается двустороннее соглашение, по которому пользователь получает комплекс прав на использование определенных привилегий, принадлежащих правообладателю. Последний взамен получает денежное вознаграждение. Договор может подписываться на конкретный период времени или носить бессрочный характер. Причем в нем следует четко указать, на какие именно аспекты предпринимательской деятельности пользователь получает права. Система франчайзинга подвергается государственному регулированию путем издания специальных законов и нормативных актов.
Главной особенностью такого договора является его платный характер, то есть предоставление каких-либо прав должно быть вознаграждено в обязательном порядке. Однако если в соглашении не указан размер оплаты, оно все равно считается действительным. Просто сумма вознаграждения измеряется, исходя из рыночных цен на аналогичные услуги. Если говорить о практическом применении данной особенности, то зачастую правообладатель требует предварительный взнос за пользование товарным знаком и прочими привилегиями, а впоследствии ему отчисляется установленный процент от полученной выручки.
Кроме того, договор заключается в письменном порядке и должен быть заверен подписями сторон. Устное соглашение считается недействительным и никакой юридической силы не имеет. Коммерческая концессия является процедурой, которая не только предоставляет определенные права участникам сделки, но и возлагает совершенно конкретные обязанности. Собственник прав должен предоставить второй стороне всю необходимую документацию с лицензионными соглашениями, описанием технологического процесса и прочим. На протяжении всего срока действия договорных отношений он обязан по требованию пользователя оказывать консультационные услуги, касающиеся тонкостей собственного бизнеса.
Приобретатель прав должен распоряжаться предоставленными ему привилегиями в рамках ограничений, обозначенных в соглашении. Кроме того, на него возлагается ответственность за соответствие качества выпускаемых товаров качеству продукции правообладателя. Поэтому при осуществлении производственной деятельности он должен четко соблюдать все технологические предписания. Также он обязуется хранить коммерческую тайну и несет ответственность за распространение секретных документов.