Конструктивная критика

 

Конструктивная критика преследует цель добиться улучшений. Ее выражение должно приводить к повышению результатов. Конструктивная критика не основывается на мести. Ее нельзя использовать в качестве способа выражения недовольства либо гнева.

Одной из наиболее опасных линий поведения является деструктивная критика. Она способствует понижению самооценки человека, в адрес которого высказывают мнение. Кроме того, такое поведение существенно снижает эффективность деятельности, расшатывает уверенность в себе. Человек, которого критикуют, начинает заниматься самоуничижением, испытывает напряжение и начинает совершать ошибки в той области, в которой подвергся критике. В итоге, он может совершенно отказаться от своего занятия.

Безусловно, критика необходима. Однако она должна помогать, а не препятствовать. Конструктивная критика должна быть направлена не на личность, а на действия. При этом лучше не осуждать, а предлагать альтернативу.

Одним из основных коммуникационных навыков для руководителя считается умение позитивно (конструктивно) критиковать своих подчиненных и коллег, не наживая при этом врагов и создавая благоприятные психологические условия в коллективе. Это важно для руководителей абсолютно всех рангов, разных фирм и предприятий.

Существуют определенные правила критики.

1. Начинать следует с похвалы. Конструктивная критика должна включать три части. Первая должна настраивать на позитивный лад, в некотором роде подготавливать человека. Начинать следует с указания на достоинства, с их истинного признания. Руководителю, вызвавшему своего подчиненного на беседу, следует дружелюбно поздороваться с ним и начать беседу о положительных деловых и личностных качествах приглашенного. После этого можно переходить к анализу допущенного нарушения. Затем, сделав определенные выводы, применяются необходимые санкции. После этого руководителю следует снова сказать о достоинствах подчиненного, выразив при этом надежду на то, что подобные просчеты более не повторятся. В соответствии с "законом бутерброда" в памяти приглашенного останется первая и последняя часть разговора.

2. Не следует сразу же отвергать мнения, которые могут идти вразрез с собственным. Не нужно говорить человеку, что он ошибается. Не следует забывать о том, что у каждого свой взгляд на окружающее, и каждый имеет право на выражение собственного мнения.

3. Конструктивная критика должна относиться не только к действиям другого человека, но и к своим собственным. Следует вспомнить и о своих недостатках, признать их. Данная позиция существенно смягчает восприятие, избавляет оппонента от необходимости защищаться.

4. У критикуемого должна быть возможность спасти собственный престиж.

5. Следует создать впечатление в ходе разговора, что ошибки легко исправимы.

6. Руководителю следует поступать так, чтобы люди были рады сделать так, как им предлагается.

7. Критикуя, нужно акцентировать внимание на главном, а не на мелочах.

8. Не следует вспоминать прошлые ошибки. Критика должна быть по данному и конкретному поводу.

9. Руководителю следует как можно меньше обвинять. При этом акцентировать внимание нужно на конструктивных предложениях.

10. Если оппонент эмоционально возбужден, необходимо выдерживать психологические паузы, давая человеку "остыть".

11. Руководителю не следует забывать о том, что в его распоряжении только минута, чтобы высказаться. После оппонент начинает искать аргументы, оправдывающие его и отвергающие замечания. Поэтому в первую минуту нужно постараться сказать самое основное.

12. Не нужно требовать незамедлительного признания ошибок и согласия с критикой. Человеку необходимо время для того, чтобы психологически к этому подготовиться.

13. Не следует критиковать (по возможности) публично.

 

Комментарии