Школа доктора Комаровского. Гиперактивный ребенок. Консультация для родителей

Дети всегда ведут себя активнее взрослых, потому что так они исследуют и познают мир, могут полноценно развиваться. Но есть дети не просто активные, и гиперактивные. Они упрямые и непослушные, всегда полны энергии и часто совершают необдуманные поступки. В связи с этим родители часто задаются вопросом: это черта характера или болезнь? Советы доктора Комаровского помогут понять разницу между нормой и патологией.

Синдром гиперактивности

Ранее синдром нарушения внимания с гиперактивностью считался минимальной дисфункцией мозга. Это частое нарушение функции мозга у детей, которое приблизительно у 60 % сохраняется и во взрослом возрасте. У взрослых синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще всего остается недиагностированным. Но распознать это состояние важно, потому что существует безопасное, эффективное и недорогое лечение. Ранняя терапия способствует формированию нормального поведения в подростковом и взрослом возрасте.

Активность или гиперактивность

Тема «Гиперактивный ребенок» в Школе доктора Комаровского обсуждалась неоднократно. Известный педиатр утверждает, что не следует любого перевозбужденного и активного ребенка сразу же относить к категории детей с гиперактивностью и синдромом нарушения внимания. Это нормально, что ребенок постоянно полон энергии, отчего он иногда становится упрямым и непослушным. Детей утомляют длительные переезды, скука, неудовлетворение минутных желаний, физические недомогания. Не относятся к гиперактивным и те дети, которые имеют мотивированные отклонения в поведении. Так что действительно гиперактивный ребенок (доктор Комаровский подтверждает это) — далеко не каждый.

Признаки гиперактивности

Гиперактивным ребенком доктор Комаровский называет такого, который отличается импульсивным поведением, нарушением внимания, не выполняет инструкции взрослых, имеет трудности с организацией собственной деятельности и часто переключается с одного дела на другое. Вообще, гиперактивность разделяется на три первичных подтипа, а чтобы поставить диагноз, необходимо наличие большинства признаков категории. Такие признаки должны присутствовать как минимум шесть месяцев.

Симптомы проявляются до семи лет, чаще всего — в четыре года. При обращении к врачу средний возраст составляет восемь-десять лет. К этому возрасту учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности. Детям младше семи-восьми лет при первом обращении диагноз не ставят, что позволяет избежать ошибок при диагностике. Признаки гиперактивности должны сохраняться в течение нескольких месяцев. Только тогда можно говорить о конкретном диагнозе, а не о реакции на стресс или временных трудностях (кризисе поведения).

Первичные подтипы

Как ведут себя гиперактивные дети? Поведение может отличаться в зависимости от подтипа: недостаток внимания, гиперактивность и импульсивность, смешанный. По мнению доктора Комаровского, гиперактивный ребенок не может долго усидеть на месте, часто вмешивается в разговор или деятельность других, не способен ждать своей очереди, при волнении совершает интенсивные движения руками или ногами, резко поднимается с места, с трудом участвует в тихих видах досуга.

Дети с дефицитом внимания не могут надолго сосредоточиться, делают небрежные ошибки, не могут выполнять задания взрослых и до конца не собраны при их выполнении, не могут соблюдать инструкции, часто теряют вещи, слишком забывчивы в повседневной жизни, избегают задач, которые требуют длительного умственного напряжения, имеют трудности с организацией собственной деятельности, не выполняют прямые инструкции. При смешанном типе присутствует признаки как нарушения внимания, так и гиперактивности.

Причины гиперактивности

Раньше причиной гиперактивности в детском возрасте считали внутриутробное повреждение мозга. Современные данные позволяют связать этот синдром еще и с генетической предрасположенностью. Выяснилось, что около 20-30 % родителей маленьких пациентов страдают или страдали в детстве синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. У таких родителей чаще встречаются аффективные расстройства, алкоголизм, асоциальная психопатия.

Распространенность и прогноз

Гиперактивность и нарушения внимания чаще встречается у мальчиков. Среди школьников начального звена распространенность достигает 3-10 %. У большей половины из них патология сохраняется в подростковом возрасте. Такие подростки с трудом адаптируются к коллективу и больше других склонны к наркомании. В 60 % случаев признаки синдрома переходят во взрослый возраст.

Длительные наблюдения показали, что именно гиперактивность в подростковом периоде обычно уменьшается, но другие нарушения остаются. У пациентов, которые в детстве страдали тяжелыми формами гиперактивности с нарушением внимания, высок риск социальной дезадаптации в зрелом возрасте. Это может проявляться в поведенческих расстройствах и асоциальном поведении: случайные половые связи, наркомания, кражи, алкоголизм и употребление наркотических препаратов.

Просветительская работа

На консультации для родителей гиперактивного ребенка специалист должен обязательно разъяснить суть диагноза, необходимость и смысл и предстоящего лечения в понятной форме. Обычно мама и папа просто не понимают, что происходит, и начинают винить себя или друг друга. После общения с недостаточно опытным или малоинформированным врачом ситуация только усугубляется, а разногласия приводят к новым конфликтам.

Родителям гиперактивного ребенка доктор Комаровский объясняет, что такое поведение обусловлено врожденными особенностями, изменить которые родители не в состоянии никакими системами воспитания. Но некоторые симптомы действительно возникают и усугубляются из-за неправильного воспитания. Родителям нужно помочь разобраться в поведении ребенка, объяснить, как может развиваться ситуация дальше, на что можно надеяться и как нужно вести себя.

Условия обучения ребенка

Если ребенку с гиперактивностью трудно учиться в школе, нужно перевести его в специализированный класс. Основной причиной неуспеваемости таких детей является невнимательность и отсутствие упорства в обучении, а иногда — задержка развития навыков, необходимых для нормального обучения. Признаки синдрома можно уменьшить путем назначения медикаментов, но лечения синдрома не существует. То есть ребенку поможет только обучение в условиях, которые соответствуют его возможностям. При нормальном уровне интеллекта и отсутствии задержек умственного развития ребенка с низкой успеваемостью можно перевести в более «слабую» школу или класс для догоняющих.

Медикаментозное лечение

Педиатр Комаровский Евгений Олегович рекомендует не начинать сразу же давать ребенку лекарственные препараты, а попробовать нормализовать поведение другими способами. В медикаментозном курсе лечения действительно нуждаются только те дети, которым сильно мешают в повседневной жизни симптомы гиперактивности. Терапия довольно эффективна, но все же является только симптоматической. Евгений Олегович Комаровский отмечает эффективность средств для улучшения памяти, легких седативных и витаминно-минеральных комплексов.

Как помочь гиперактивному ребенку

Если гиперактивность является чертой характера, а не расстройством, то обычно для нормализации ситуации родителям достаточно взять на вооружение несколько педагогических правил. Нужно установить контакт, а если на словесное обращение ребенок не реагирует, то прикоснуться к нему. Правила поведения, установленные родителями, должны быть понятны, беспрекословны и выполнимы.

Для слишком активных детей очень важен режим. Так ребенку легче адаптироваться. Энергию нужно направить в нужное русло, и хвалить за то, что у ребенка получается хорошо. Обязательно нужно объяснять правила поведения в общественных местах, в школе, с друзьями, учителями и посторонними людьми. Кроме того, родителям важно обеспечить безопасность гиперактивного ребенка и сделать все, чтобы уменьшить риск получения травм.

Комментарии