Освещение торгового зала: виды, порядок монтажа, нормы
Освещение торговых помещений – один из ключевых компонентов в формировании благоприятного образа магазина. Правильно организованный свет выгодно концентрирует внимание на витринах, стимулируя клиентов совершать покупки и просто создавая приятную атмосферу. Но для этого еще на этапе проектирования освещения торгового зала должна учитываться широкая группа факторов и нюансов.
Искусственное и естественное освещение
Начать стоит с базового разделения подходов к организации освещения. Естественный свет предполагает создание условий для допуска в зал солнечных лучей, а искусственный формируется техническими устройствами и обеспечивает основной объем излучения. При всех преимуществах второй концепции, естественное освещение торгового зала является обязательным и классифицируется на верхнее, боковое и комбинированное. В проектном решении целевая площадка должна быть поделена на участки с боковым освещением – это зоны, примыкающие к стенам с оконными проемами. Расчет коэффициентов естественного света должен производиться без учета затеняющих объектов, в качестве которых может выступать мебель, оборудование, растения и т. д.
Что касается искусственного света, то его создают посредством электрических (преимущественно) светильников. Согласно общим правилам, разрядные источники такого типа должны подбираться с учетом комфортности для глаз, энергоэффективности и функциональности. Желательно, чтобы искусственное освещение в торговых залах также было разделенным с точки зрения функциональности. Об этом и пойдет речь ниже.
Общее освещение
Ошибочно считается, что основной свет должен создавать некий фон подсветки, уже в рамках которого организуется направленное освещение. На самом деле приборы с такой функцией должны выполнять сразу несколько задач, обеспечивая комфортные условия для пребывания в помещении сотрудников с посетителями и выделяя конкретные зоны с товарными выкладками или витринами.
В основном общий свет организуется за счет потолочных приборов, распределенных по всей площади. Именно разные конфигурации размещения светильников дают возможность создавать необходимые функциональные и декоративные акценты. Другое дело, что направленность и точечная подсветка для общего освещения торгового зала является второстепенной задачей.
Также стоит подчеркнуть, что в рамках одного зала могут находиться зоны с разным назначением, поэтому возможна и настенная установка в отдельных точках. К примеру, кассовые терминалы могут освещаться и регулируемыми приборами на специальных стойках. Часто используются и подвесные устройства, которые можно настраивать по высоте для удобства.
Экспозиционное освещение
Тот самый направленный свет, без которого не обходятся современные универмаги, супермаркеты и бутики. Суть данной разновидности освещения заключается в точечном выделении конкретного участка или предмета для привлечения внимания. Реализуется эта задача разными способами. Если ставка делается на максимальную оптимизацию размеров светильников, то организуется светодиодное освещение. В торговых залах часто применяют встраиваемые компактные приборы на диодных кристаллах, которые внешне почти не видны, однако по мощности излучения они не уступают стандартным галогенным и люминесцентным лампам. И напротив, массивные корпуса подвесных прожекторов смогут выполнить и функцию точечной подсветки, и выступить элементом дизайнерского оформления зала.
Отдельно стоит поговорить и о местах размещения приборов, излучающих экспозиционный свет. Выше говорилось о потолочных вариантах установки, но также допускается и даже приветствуется нижнее (напольное) и настенное освещение такого типа. Чем разнообразнее направленность подачи света и чем он контрастнее, тем привлекательнее выкладки с товаром. Впрочем, и перенасыщать светильниками помещение тоже не стоит, так как излишний контраст с яркими потоками фотонов может утомлять посетителей. Альтернативным решением станет мягкое и деликатное освещение в торговых залах, устроенное на стеллажах и полках. В данном случае речь идет о совсем миниатюрных приборах с небольшой площадью охвата, но с выраженными световыми акцентами.
Особенности освещения в разных магазинах
Получить максимально выгодную подсветку без учета специфики реализуемой продукции невозможно, поэтому в каждом случае делаются индивидуальные акценты. Вот некоторые рекомендации по освещению торговых помещений разного назначения:
- Продуктовые магазины. Важно соблюсти баланс между подачей направленного и общего света отдельных зон магазина, выдерживая равномерность. Акцент делается на ровный заливающий свет.
- Магазины электроники и бытовой техники. Металлические корпуса выгодно сочетаются с холодным освещением, а для брендовых отделов лучше делать ставку на акцентированные потоки. В отделах с электроникой часто используют закарнизную цветовую подсветку, выделяя продукцию разных сегментов или ценовых уровней.
- Автосалоны. Шоу-румы располагают большими площадями, требуя применения мощных прожекторов и потолочных люминесцентных светильников. Освещение торгового зала в данном случае ориентируется на эстетичность и функциональность одновременно.
- Строительные магазины. Также речь идет о больших площадях, где может размещаться оборудование и массивные конструкции. Подача света должна быть обильной, ровной и высокой для полного охвата пространства с хорошим обзором.
Виды ламп для освещения торговых помещений
Используются практически все традиционные виды ламп, но в первую очередь – галогенные, люминесцентные и энергосберегающие. Исключение составляют лишь устройства с нитями накаливания из-за непрактичности, низкого рабочего ресурса и скромных мощностных показателей. Однако такие лампы по-прежнему считаются оптимальными с точки зрения комфортного восприятия глазом, поэтому полностью исключать и такой вариант не стоит.
В целом же основная конкуренция происходит между люминесцентными и галогенными устройствами. Если дело касается общего освещения торгового зала, то светильники первой группы будут наилучшим решением по цене и эксплуатационным характеристикам. Галогенные и современные металлогалогенные чаще используют в акцентированной подсветке. То есть целесообразно организовывать комбинированные системы.
Далее обращается внимание на рабочие качества ламп, главным из которых будет яркость. Соотношение акцентирующего и общего освещения в комплексе должно формировать достаточный уровень насыщенности, не превышающий 3200 люкс. И то, это значение касается лишь больших площадей более 2 тыс. м2. В проходных участках яркость должна составлять 200-250 люкс, а перед витринами и в акцентирующей подсветке – от 400 до 1000 люкс. Что касается теплоты, то многое зависит от направленности самого магазина, поскольку это цветность является и стилистическим штрихом. Но для комфортного восприятия глазом оптимальный диапазон варьируется от 2700 до 3200 К.
Светодиодное освещение торгового зала
Высокотехнологичные LED-светильники сегодня активно применяются в общественных помещениях. Их использование оправдывает себя как в плане конструкционного устройства, о чем уже говорилось применительно к организации точечной подсветки, так и в характеристиках функциональности и энергоэффективности.
Для светодиодных приборов практически нет ограничений в отношении реализации конструкционного форм-фактора. Диоды размещаются и в мелких встраиваемых светильниках, и в крупных панелях освещения, которые буквально заливают фотонами огромные пространства. При этом, в отличие от люминесцентных потолочных моделей, LED-освещение для торговых залов обходится дешевле по расходам на электроэнергию при том же рабочем эффекте. Другое дело, что сами светодиоды стоят порой в несколько раз дороже.
Что еще важно, производители данной разновидности источников освещения все охотнее сегментируют их по категориям применения. Появляются узкоспециализированные модели для конкретных задач – вплоть до освещения определенной группы товара, если говорить о применении в торговых залах. Плотное совмещение LED-приборов с товарами избавлено и от рисков воспламенения, что тоже важно. Благодаря низкой степени тепловыделения такие устройства безопасны для легковоспламеняемой продукции и в этой характеристике им нет альтернативы на сегодняшний день.
Нормы проектирования искусственного освещения в торговых залах
В ходе разработки проекта производится детальный анализ по нескольким параметрам организации системы освещения в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. В частности, определяется схема расположения световых приборов, их эксплуатационные характеристики, материалы изготовления корпусов, размеры и т. д.
К основным нормам проектирования искусственного освещения в торговых залах относятся следующие:
- Коэффициент излучения от системы общего освещения должен составлять не меньше 70 %.
- В выборе ламп следует ориентироваться на разрядные экономичные устройства, рабочая отдача которых составляет не меньше 55 лм/Вт.
- В помещениях, где планируется обеспечивать цилиндрическую освещенность, коэффициент отражения должен составлять не меньше 40-50 % в зависимости от положения поверхности (стены или потолка).
- В зале должны быть установлены приборы для аварийного и эвакуационного освещения.
Прокладка электропроводки
Для энергоснабжения торгового центра должна быть организована выделенная трасса проводки. От нее уже к техническому помещению объекта ведется питающий кабель. Далее устанавливается распределительный щит, включающий следующие элементы:
- Дифференциальные автоматические выключатели.
- Коммутационная аппаратура для защиты от короткого замыкания.
- Шины для заземления электроприемников.
- Устройства аварийного отключения.
- Приборы учета электроэнергии.
От щита в соответствии с нормами освещения торговых залов монтируется система заземления типа TN-C-S, при которой обеспечивается глухое заземление нейтрали снабжающего трансформатора. Прокладка по контурам, ведущим к точкам расположения светильников, осуществляется с помощью кабеля ВВГнг. Вести линию можно закрыто (например, в подпотолочной нише) или открыто, но в гофрированной трубке из ПВХ. Фиксация кабелей выполняется посредством пластиковых клипс – это решение эстетически более привлекательно и к тому позволяет удобно выполнять монтаж нескольких параллельных линий.
Установка несущей конструкции для светильников
Чтобы не портить внешний вид интерьера торгового зала, для светильников предварительно монтируется специальная база – шинопровод. Такие конструкции позволяют удобно фиксировать корпуса светильников разного назначения, среди которых и трековые системы. Основу данного элемента представляет металлический профиль. Его крепят анкерами или саморезами к стенам или потолку, а некоторые модификации можно подвешивать на специальных несущих рамах. Внутренняя часть шинопровода имеет встроенные медные проводники с материалами изоляции и коннекторами, к которым выполняется подключение. Монтаж системы освещения торгового зала с шинопроводом реализуется в следующей последовательности:
- Производится разметка точек установки.
- Крайние отверстия крепежа должны находиться не менее чем в 10 см от кромки конструкции. Промежутки между крепежом составляют не менее 80 см, а светильники располагаются с минимальным отступом друг от друга в 20 см.
- К точкам освещения подводится подготовленная проводка от щитка.
- Выполняется подключение шинопровода к сети по вводной линии питания через коннекторы.
- В разъемы шинопровода устанавливаются приборы освещения.
Установка точечных светильников
Для маскировочного или малозаметного освещения используются потолочные светодиодные приборы. В принципе реализация такого монтажа возможна только в случаях, если конструкция потолка имеет свободную тыльную нишу и декоративная панель может подвергаться резке. Например, это относится к гипсокартонным потолкам, в которых предварительно формируются отверстия с диаметром, соответствующим корпусу светильника. Точечное освещение торгового зала магазина в потолке возможно и в случаях применения конструкций типа армстронг. В них можно интегрировать и панельные светодиодные приборы. Размещение одиночных LED-приборов для направленного света может быть выполнено, если в таком потолке технологически предусмотрены соответствующие отверстия. В обоих вариантах через подготовленный проем выпускаются питающие провода от щитка. На них крепятся клеммные колодки, с которыми будет соединена светодиодная лампа. На завершающем этапе остается лишь разместить в отверстии корпус прибора с распорками или другими зажимными приспособлениями, которые будут удерживать светильник в подпотолочной нише.
Заключение
Особенностью устройства освещения для магазинов является многофункциональность оборудования. Важно, чтобы система отвечала жестким требованиям по безопасности, функциональности, эргономики и дизайнерской привлекательности. В этом смысле многое будет зависеть от выбранных светильников для освещения торговых залов и примыкающих зон. И современный ассортимент светотехники вполне позволяет решать такие задачи, оставаясь при этом и в умеренных рамках энергопотребления. Все большее внимание владельцы торговых центров уделяют светодиодным решениям, но и более привычные лампы сохраняют востребованность благодаря отдельным характеристикам, оценивать которые следует на основе конкретных требований к системе освещения.