Натюрморт с черепом: название направления, символизм, фото картин

"Как называется натюрморт с черепом?" - этим вопросом задаются и простые любители искусства, и начинающие художники. Когда появились первые подобные натюрморты, что они означают и какие художники чаще всего прибегали к использованию черепа в своих композициях? Ответы на эти и другие вопросы ищите далее в статье.

Аллегорический натюрморт ванитас

Но все-таки, как называется натюрморт с черепом? Ответ содержится в названии подзаголовка - ванитас, что дословно переводится с латыни как "тщеславие" или "суета". Подобные картины - это не просто один из видов натюрморта, а еще и один из самых ранних, наравне с живописными изображениями дичи и другой добычи с охоты. Но почему именно они получили такое название? Дело в том, что слово "ванитас" несколько раз повторяется в изречении, взятом из латинского перевода Библии:

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!

"Ванитас ванитатум" - это как раз и означает "суета сует". Первые ванитас вообще не были самостоятельными картинами - монохромные натюрморты с черепом и подсвечником традиционно рисовались на обороте портретов эпохи Возрождения. Это символизировало бренность бытия, намекая на смертность изображенного лица, оборотную сторону жизни. Несмотря на то что значительный расцвет ванитас в качестве самостоятельного поджанра пришелся на эпоху барокко, первые подобные натюрморты встречались и в 16 веке, продолжали появляться в 19-20 веках, а также иногда используются и сегодня. Аллегорический смысл, которым наполнены натюрморты с черепом, никогда не утратит актуальности.

Бартоломей Брейн Старший

На репродукции выше можно увидеть натюрморт с черепом и подсвечником 1524 года под названием "Суета сует", написанный немецким художником Бартоломеем (Бартоломеусом) Брейном Старшим. Ключевые предметы, характерные для ванитас, изображены на этой минималистической картине, относящейся к эпохе Возрождения. Как и на всех последующих картинах, центром изображения является череп, но в данном случае любопытна отдельно лежащая нижняя челюсть. Потухшая свеча символизирует ушедшую душу. Очень характерным для ранних ванитас является и листок бумаги с латинским нравоучением - в данном случае это фраза "Все разрушается смертью, смерть - последняя граница всех вещей".

Следует отметить, что данная картина одна из первых в своем роде, так что Бартоломеуса Брейна смело можно называть одним из отцов-прародителей живописи ванитас. В настоящее время картина хранится в нидерландском музее Креллер-Мюллер.

Якоб де Гейн Второй

Первый голландский натюрморт с черепом, репродукцию которого можно увидеть выше, являлся еще и первым натюрмортом для Голландии в целом. Его автором стал художник Якоб де Гейн Второй, он написал этот "Натюрморт ванитас" в 1603 году. Эта картина необычайна по своей силе изображения и цветовой глубине, именно так будут выглядеть почти все натюрморты именитых голландских мастеров, среди которых Рубенс и Рембрандт. Здесь череп все еще традиционно помещен в центр композиции и находится в некотором углублении.

В левой вазе изображен тюльпан - классический для Голландии символ расточительства и безответственности, в то время как правая ваза занята лишь одним увядшим стеблем. Это намек на то, что перед смертью равны богатый и бедный, молодой и старый. Рассыпанные перед черепом монеты разного достоинства также намекают на расточительство. Над черепом в проеме расположился огромный стеклянный шар, в котором отражается комната - как и зеркала, в ванитас такие шары означают фальшивое изображение действительности, в которое превращается тело человека после его смерти. Любопытно, что в арку де Гейн вписал декоративные фигуры смеющегося Демокрита и плачущего Гераклита, характерные и для эпохи Возрождения, и для барокко. Хранится полотно в Метрополитен-музее Нью-Йорка.

На главном фото статьи также представлена картина этого художника под названием "Натюрморт ванитас", созданная в 1621 году. Это уже типичный для барокко натюрморт, наполненный множеством символичных предметов, среди которых огромное количество книг, символизирующих ученость, лавровый венок, доспехи и мантия, намекающие на силу и власть, а также музыкальные инструменты и бюсты - все это вещи, которые нельзя забрать с собой в могилу, а потому в центре вновь череп. Художник хотел сказать, что ценность имеет лишь душа, а все остальное - суетливо и временно, ведь даже собственный скелет не остается человеку после смерти.

Питер Клас

Был большим любителем натюрмортов с черепом и Питер Класс, еще один голландский художник. На его счету более сотни различных картин ванитас, порой он перерисовывал одну и ту же композицию несколько раз, меняя в ней какой-либо незначительный предмет или угол падения света. Выше можно увидеть репродукции следующий картин:

  • "Натюрморт с черепом и пером", 1628 год.
  • "Ванитас", 1630-й.
  • "Натюрморт ванитас", 1630 год.
  • "Натюрморт ванитас с книгой, черепом, масляной лампой, рюмкой и ручкой", 1630-й.

Натюрморты с черепом Питера Класа обладают рядом постоянно присутствующих предметов. Почти всегда композицию дополняет масляная лампа или свеча, перо, карманные часы, орехи и опрокинутый бокал - как правило, с шипованной ножкой. Как уже известно, свечи и лампы символизируют угасшую жизнь, перо, как и книги, - ученость. Присутствие часов намекает на быстротечность времени или остановившуюся жизнь, раздавленные орехи говорят о сломанной оболочке тела, опрокинутый бокал - о злоупотреблении пьянством.

Большинство натюрмортов ванитас этого художника хранятся в Метрополитен-музее Нью-Йорка.

Адриан ван Утрехт

Выше можно увидеть репродукцию картины Адриана ван Утрехта "Суета сует", которую бельгийский художник написал около 1640 года. Другое название полотна - "Натюрморт с букетом и черепом". Все символы, представленные в данном ванитас, так или иначе связаны с тщеславием и расточительством, преимущественно женскими. Букет из тюльпанов и роз, а также огромная раковина говорят о легкомыслии и похоти, огромное количество украшений, монеты и два вида бокалов для шампанского - о расточительстве, курительная трубка символизирует сладострастие и любовь к мимолетным наслаждениям. В настоящее время "Суета сует" пребывает в частной коллекции.

Хармен ван Стенвейк

Не меньше Питера Класа натюрморты с черепами любил изображать голландский живописец Харвен ван Стенвейк. Выше представлены репродукции следующих его картин:

  • "Натюрморт ванитас", около 1640 года.
  • "Аллегория суеты человеческой жизни", около 1640 года.
  • "Натюрморт", около 1640 года.
  • "Натюрморт из скульптурного бюста, черепа, масляной лампы и других предметов на каменном уступе", около 1650 года.

Но, в отличие от работ Питера Класа, ван Стенвейк не писал однообразных сюжетов - почти всегда они были наполнены различными аллегориями, написаны в разном свете и цветовой гамме, и даже положение черепа всегда разное. Среди представленных картин сходство можно увидеть в первых двух - они объединены изображением ручки меча, раковины и дорогой красной ткани. Значит, в обоих случаях имелась в виду бессмысленность силы и власти перед смертью, а также намек на развратность (раковина). Но на первой картине можно увидеть еще и трубки, и бутыль - злоупотребление зельями и мимолетными удовольствиями. На второй - разнообразная медная посуда, что говорит о накопительстве, скаредничестве, которые художник тоже не одобряет.

Третья картина совсем другая - она выполнена в светлых тонах, там присутствуют спелые фрукты, флейта, книги, а также элементы переписки. Это все, скорее всего, намекает на то, что даже поэтичные юные натуры склонны к грехопадению (виноград и персики - его символы). На последнем полотне вновь изображены трубки и оружие, но интересна она необычным обилием бюстов, скульптур и портретов. Скорее всего, все это говорит о человеческой памяти, которая живет благодаря различным памяткам об умершем человеке.

Симон Ренар де Сен-Андре

Очень плодовитым мастером данного жанра был и французский художник Симон Ренар де Сен-Андре. Выше можно увидеть копии следующих картин:

  • "Ванитас", 1650 год.
  • "Натюрморт", около 1650 года.
  • "Натюрморт ванитас", год неизвестен.
  • "Натюрморт", около 1660 года.
  • "Натюрморт ванитас", около 1660 года.

Как и Хармен ван Стенвейк, Сен-Андре очень разнообразен в плане композиций своих натюрмортов. Картины различаются по свету, цветовой гамме и символам. Из ранее не упоминаемых элементов аллегорического толка можно выделить мыльные пузыри. Это отсылка к латинскому выражению "человек есть мыльный пузырь", намекающее на скоротечность и хрупкость жизни. Также почти всегда в ванитас Сен-Андре присутствуют не только музыкальные инструменты, но и ноты, что говорит об эфемерности бытия и о том, насколько ценно в ней различно искусство, также способное оставить память о талантливом человеке после его смерти. Увядшие цветы стали в работах этого живописца своеобразной заменой потухшей свече.

Франциск Гийсбрехтс

Обилием разнообразных предметов отличаются и натюрморты с черепами голландца Франциска Гийсбрехтса. Выше можно увидеть репродукции его картин под названием "Ванитас" 1660, неизвестного и 1676 годов. По ним заметно, что у Гийсбрехтса череп - не центр сюжета, а только часть его, как правило, опирающаяся на книгу или какой-либо другой предмет. При таком огромном количестве вещей не стоит искать отдельный подтекст в каждой из них - все вместе они олицетворяют жизнь, наполненную излишествами, но все равно ведущую к смерти.

Наиболее интересной является третья картина, изображающая натюрморт c черепом на мольберте и с палитрой - таким образом художник хотел сказать, что он и сам никогда не забывает о смерти, а не только поучает других.

Филипп де Шампань

Несмотря на то что "Натюрморт с черепом" французского живописца Филиппа де Шампаня был написан в середине 1670 годов, он отсылает зрителя к более ранним работам ванитас, свойственным эпохе Возрождения, в лучших традициях Бартоломеуса Брейна Старшего. Изображение до мелочей симметрично, а все символы уже знакомы - череп в центре, строго посередине, призывает забыть о суете сует, свежий тюльпан говорит о тщеславии, а песочные часы - о неумолимости времени. Увидеть полотно можно во французском Музее Тессе.

Юриан ван Стрек

В свою очередь, от классического натюрморта с черепом из эпохи барокко не отошел голландец Юриан ван Стрек при создании своей картины на тему vanitas в 1680 году. Череп здесь не занимает центральной позиции - напротив, все внимание зрителя привлекают огромные пышные перья, возвышающиеся по центру и четко разделяющие полотно пополам. Также здесь присутствуют военный шлем, кинжалы и книга с пьесой Софокла "Электра". Скорее всего, именно пьеса является ключом к пониманию задумки художника - перья, вероятно, символизирует гиперболизированное тщеславие, заблуждение в собственной правоте, а шлем и кинжалы олицетворяют убийство и месть. Интересным элементом является и ярко-красный женский портрет на платке, который зритель в первую очередь принимает за бесформенное пятно крови.

Поль Сезанн

Ванитас вышли из моды к концу 17 века, и в 18-м встречались крайне редко. Однако возвратились во второй половине 19 века, переродившись в живописи импрессионистов, постимпрессионистов и экспрессионистов. Стал одним из первых возродителей натюрмортов с черепом Поль Сезанн, знаменитый французский живописец-постимпрессионист. Выше представлены репродукции его работ:

  • "Ванитас",1866 год.
  • "Три черепа", 1895-й.
  • "Натюрморт с черепом", 1898 год.
  • "Пирамида из черепов", 1900 год.

На первом полотне можно увидеть явное подражание художникам барокко - схожи цвета, аллегорические предметы и даже манера. Три другие работы были написаны позже первой, примерно в одно время, и это заметно. В них чувствуется собственный стиль художника, но отсутствие какой-либо привязки к ванитас Возрождения и барокко. "Натюрморт с черепом" Сезанна больше напоминает типичную ученическую постановку натюрморта, в которой он сознательно решил отойти от принятых в ванитас канонов подтекста.

Винсент ван Гог

А вот работы знаменитого голландского импрессиониста Винсента ван Гога нельзя назвать в полном смысле ванитас, так как кроме черепов на них ничего нет. Но все-таки это натюрморты, потому что череп - неодушевленный предмет, и портретом обладать не может. Выше представлены репродукции следующих картин мастера:

  • "Череп с горящей сигаретой", 1886 год.
  • "Череп в профиль", 1887 год.
  • "Череп", 1887 год.

Первая работа была написана художником в период его обучения в школе искусств - ван Гога злил бессмысленный запрет на изображение людей прежде, чем будут пройдены основы анатомии. Именно поэтому он решил одушевить нарисованный скелет, вставив ему в зубы горящую сигарету. Позже ван Гог все-таки выполнил два учебных натюрморта с черепом - один в профиль, а другой в анфас.

Пабло Пикассо

Знаменитый испанец Пабло Пикассо тоже любил писать ванитас. Его картины хоть и выполнены в символической экспрессионистской манере, но все-таки являются классическими натюрмортами с черепом, в лучших сюжетных традициях. Выше можно увидеть репродукции картин Пикассо:

  • "Череп, морские ежи и лампа", 1943 год.
  • "Натюрморт с черепом и кувшином", 1943-й.
  • "Черный кувшин и череп", 1946 год.
  • "Ванитас. Череп, книга и керосиновая лампа", 1946 год.

Можно увидеть основные предметы сюжетных аллегорий - керосиновая лампа (вместо масляной или свечи), книга, посуда. Несмотря на оригинальную стилистику художника, даже в ярких тонах ему удается передать философскую идею таких натюрмортов.

Учебные работы

С 17 века и по сей день выполненный карандашом натюрморт с черепом входит в программу обучения живописи и рисунку - как в университетах, так и в художественных школах. Сразу после того как ученик осваивает карандашный рисунок черепа с натуры, с соблюдением светотени, ему предлагается вписать его в полноценный натюрморт - как правило, со свечой, книгой и какой-либо посудой. И только после этого начинающие художники приступают к выполнению живописного ванитас в цвете.

Как ни странно, но и для художественных фото натюрморты с черепом очень актуальны. И, как и для обычных живописцев, фотохудожники во время своего обучения обязательно выстраивают подобный натюрморт и делают учебные снимки. Главной задачей подобных работ является цветопередача, максимально близкая к картинам эпохи барокко, а также обилие различных символических предметов, окружающих череп.

Комментарии